Советы юристов
Назад

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных гражданских служащих: проблема выбора

Опубликовано: 27.01.2020
0
0

Нормативное закрепление дисциплинарных взысканий

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011) ответственность федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации как элемент их правового статуса устанавливается соответствующим видовым федеральным законом о государственной службе.

Следовательно, перечень дисциплинарных взысканий в отношении государственных гражданских служащих должен устанавливаться Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 30.12.2012, далее — Закон N 79-ФЗ), в ч. 1 ст. 57 которого закреплены следующие виды дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  5. увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

https://www.youtube.com/watch{q}v=PIf9ZSx052Q

При сравнении норм Закона N 79-ФЗ и норм Трудового кодекса РФ становится очевидным, что предусмотренные ими перечни дисциплинарных взысканий практически совпадают. Правда, для гражданских служащих предусмотрены такие специфические взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы.

Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих

Дисциплина в организации является фундаментом успеха, поэтому актуальным вопросом для работников будут правила наложения дисциплинарных взысканий на государственных служащих в 2017 году.

Успешная организация зависит от качества управления и каждого элемента системы, который непрерывно делает данную ему работу и поручения.

Поэтому так важен момент дисциплины, когда речь идет о слаженности процесса. Трудовой коллектив – это такой же рабочий механизм, и если одна деталь ломается, все остальные детали, как домино, также терпят неудачу.

Дисциплина в любом в трудовом коллективе дает возможность держать всех работников под контролем и отчетностью.

Поэтому руководитель может наложить на своего сотрудника дисциплинарное взыскание в случае проступка с его стороны.

Основные сведения

Намеченные планы, цели, миссия организации могут достигаться только при условии соблюдения правил и норм, и большое значение в результате имеют подчиненные, которые выполняют указания руководителя.

Также, установленные нормы поведения в трудовом коллективе помогают избежать возможных конфликтных ситуаций.

Руководитель это не только хороший менеджер, но и опытный психолог. Для успешной деятельности организации необходимо проводить регулярные беседы, общаться с подчиненными, и интересовать жизнью всего коллектива.

Главной задачей бесед будет передача мысли о соблюдении дисциплины и ее значения для каждого сотрудника.

Обратной стороной руководителя является возложенная на него ответственность за общую работу. Пример тому – строгость, и наказание своих подчиненных.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных гражданских служащих: проблема выбора

Эта необходимая мера должна быть задействована исключительно в добрых намерениях и согласно действующим законам, поэтому есть несколько видов дисциплинарных взысканий, применимых при нарушении во время работы.

Несоблюдение общих норм Которые применяются ко всем сотрудникам. Это может быть опоздание или не явка на работу
Нарушение техники безопасности Так же технологических инструкций на рабочем месте
Несоблюдение дисциплины в разных ее проявлениях Явка на работу в нетрезвом виде или в состоянии под действием наркотических средств, драка, конфликт, и многое другое
Неудовлетворительное выполнение поставленных задач Халатное отношение к работе

Определения

В виде замечания Такой вид чаще всего используют, когда работник впервые не справился с поставленной задачей, опоздал на работу и др. мелкий проступок. Не следует такой факт оставлять без внимания, поэтому актуальным стимулом для дальнейшей мотивации работника будет сделать замечание
В виде выговора Выговор получают при нарушениях, когда это не мелкий проступок, который мог бы обойтись устным предупреждением, а мера, которая применяется в более серьезных случаях для психологической встряски провинившегося работника
В виде штрафа и взыскания в материальной форме Штраф в материальной форме – это взыскание в виде лишения части премии, заработной платы работника в целях влияния на его поведение
Увольнение сотрудника Процедура применяется в крайних ситуациях, и должна иметься весомая причина, которая позволяет это сделать, не нарушая Трудовой Кодекс и российское законодательство
Объяснительная записка Это документ, который позволяет работнику объяснить свои действия в силу сложившейся ситуации, когда на работе произошло нарушение по его вине
Докладная записка Это внутренний документ, который позволяет излагать начальнику ситуацию, предлагать варианты решения, а также требовать принять меры для решения указанного вопроса
Акт о выявлении правонарушения Документ, в котором указываются действия правонарушителя, а также указываются статьи устава, которые были нарушены указанным лицом (работником) во время рабочего дня
Дисциплинарный проступок Это плохое или полное неисполнение требуемых обязательств

Основные положения, которые используются к данной категории, описаны ФЗ № 58 о системе государственной службы.

Также федеральный закон № 79 Российской Федерации повествует о возможных видах взысканий, которые могут применяться для государственных служащих РФ:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о несоответствии лица занимаемой должности;
  • отстранение от занимаемой должности. Данный вид прописан в п.4. ч.1, статьи 57, согласно которой провинившийся служащий не будет уволен, однако его отстранят отныне занимаемой должности, и определят в список резерва;
  • увольнение со штата. Такое действие может произойти с инициативы нанимателя в случае:
  1. Несоответствия государственного служащего своей занимаемой должности (потеря доверия, невыполнение заданий, воровство, явка в нетрезвом виде, грубое нарушение, прогул, разглашение коммерческой тайны и др.).
  2. По заключению медицинских показаний в случае болезни.
  3. В случае не сдачи аттестации по повышению квалификации госслужащих.
  4. Согласно ст. 57, взыскание может применяться единожды за каждое нарушение госслужащего, и выбор вида наниматель может делать на свое усмотрение.

Вышеуказанные меры немного отличны от тех, которые применяются к обычным рабочим. Их особенность состоит в возможном задержании должностного роста, отставку или лишение возможности занимать данную должностную позицию и служить органу.

Дисциплинарное взыскание государственного гражданского служащего за нежелание соблюдения надлежащих норм, правил, а также требуемых обязательств, наниматель может выдвигать выговор, который, по его мнению, заслуживает виновный.

Про снятие дисциплинарного взыскания, читайте здесь.

Процесс проходит в несколько обязательных этапов, которые четко регламентированы, и соблюдены.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных гражданских служащих: проблема выбора

В первую очередь, наниматель обязан пригласить госслужащего и попросить изложить причину проступка в виде объяснительной записки.

https://www.youtube.com/watch{q}v=wAJpYTsIXsU

В случае, если госслужащий не желает объясняться, необходимо составить соответствующий акт о его отказе, пригласив на подпись несколько свидетелей.

: дисциплинарное взыскание

Наниматель при составлении основного документа обязан указать меру проступка, описать ситуацию, при которой возникла данная проблема, и потребовать наказания в виде выбранных действий к обвиняемому.

Документ подписывается нанимателем, делается копия, и передается в течение 5 дней госслужащему для информирования под расписку.

Дисциплинарное взыскание применяется к государственному служащему с момента осведомления нанимателем не позднее 30 дней со дня, как произошел проступок.

Для этого могут применяться специальные проверки, которые зафиксируют нарушение:

  1. Факт совершенного нарушения госслужащим.
  2. Размер нанесенного вреда и его характер.
  3. Обстоятельства, которые могли мотивировать госслужащего к действию нарушения.

Проверка должна проводиться не позднее 30 дней с момента решения о данной процедуре. После проверки составляется заключение в письменной форме, которое представляется нанимателю для дальнейших действий.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных гражданских служащих: проблема выбора

Если госслужащий не согласен с решением нанимателя, он вправе обратиться с обжалованием в суд или органы по разрешению судебных споров.

Для этого ему дается официальный срок 3 месяца, а в случае взыскания на увольнение -1 месяц. Распространенными причинами обжалованиями со стороны госслужащего:

  1. Невозможность объяснить причину и доказать свою невиновность.
  2. Истечение срока согласно законодательству.
  3. Наложение более, чем 1 взыскания за 1 нарушение.

Если госслужащий не обращался в суд и был согласен с выговором, обычный срок дисциплинарного взыскания равняется 1 году, после чего нарушение будет аннулировано.

Взыскание возможно остановить по отношению к госслужащему раньше, если наниматель готов написать ходатайство его руководителю.

Если взысканием было требование об освобождении должности, госслужащий отправляется резервный список, и вправе участвовать в конкурсе на занимание другой открытой должности.

В зависимости от тяжести совершенного проступка, для госслужащего применяются такие виды ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • материальная.

В основном, к госслужащим применяется административная ответственность, и несут они ее на таких же правах, как и другие обычные граждане, согласно Гражданскому кодексу.

Причиной наложения ответственности будут несоблюдения норм и правил на работе, которые являются их прямыми должностными обязанностями, связанные с охраной, менеджментом, и др.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных гражданских служащих: проблема выбора

Принято три основных вида правонарушений, которые сводятся к административным:

  • несоблюдение основных правил;
  • незаконные задания для своих работников;
  • отсутствие надзора над данными работниками, которые привели к нарушениям.

Исходя из видов, к госслужащему используется предупреждение или штраф.

Уголовная ответственность также распространяется на госслужащих на тех же правах, что и обычным гражданам, а основной их регулятор – Уголовный Кодекс.

Такой вид подразумевает наложение больших штрафов или лишение свободы госслужащего. Чаще всего, причиной такого наказания является использование своих должностных обязанностей в корыстных личных целях или ведение незаконной деятельности, которую можно прикрыть своими полномочиями, превышение должностных полномочий, взятки.

Материальная ответственность является узкоспециальной и применяется только на госслужащих. В зависимости от правонарушения и размера ущерба, налагается штраф, который работник должен возместить в обязательном порядке.

Дисциплина соблюдается во всех трудовых коллективах, и госслужащие тому не исключение. За хорошую работу сотрудники получают поощрения по результатам работы, а при несоблюдении установленных правил и норм или просто бездействие «награждается» взысканием.

Для этого используются различные внутренние уставные документы, а также типовой кодекс этики и служебного поведения служащих.

В нем указаны основные правила, которые используются к работнику, поступившему на службу в гос. органы:

  1. Являться беспристрастным и внимательным ко всем.
  2. Проявлять терпимость и уважение.
  3. Соблюдать федеральные законы и другие нормы.
  4. Не использовать служебное положение в свои целях и др.

Срок действия

Характер дисциплинарных взысканий

Анализ видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих, позволяет утверждать, что большинство из них носит моральный характер (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии), другие (освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение по основаниям, предусмотренным Законом N 79-ФЗ) — санкции, задерживающие должностной рост, выгодное перемещение по службе или лишающие возможности продолжать службу в данном органе.

Полагаем, что, руководствуясь принципом целесообразности дисциплинарной ответственности — одним из принципов юридической ответственности, моральными взысканиями не всегда можно добиться желаемой цели. Поэтому в отношении гражданских служащих должны шире применяться меры, связанные с временным ограничением или лишением преимуществ, обусловленных пребыванием на гражданской службе или приобретенных за годы гражданской службы.

Такими взысканиями могут быть: сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы. А.А. Гришковец предлагает ввести в качестве взыскания «вычет из времени службы», введение взыскания в виде «лишения на определенный срок права пользования ведомственным медицинским учреждением» [1]. Возможны и другие виды дисциплинарных взысканий, однако подобные взыскания должны носить материальный, а не моральный или служебный характер.

Так, по опыту демократических государств, большинство из закрепленных в законодательстве взысканий воздействует не только на сознание виновного, но и затрагивает имущественные или служебные интересы государственного служащего. К примеру, в законодательстве Германии установлено семь наказаний: выговор;

денежный штраф; уменьшение оклада; перевод на другую должность того же профессионального направления, но с меньшим должностным окладом; увольнение со службы; сокращение пенсионного обеспечения; отказ в выплате пенсионного обеспечения. Аналогичные подходы существовали в законодательстве о государственной службе Российской империи.

В частности, Устав о службе по определению от Правительства, входивший в Свод уставов о службе гражданской 1832 г., предусматривал возможность применения к чиновнику таких дисциплинарных взысканий, как вычет из жалования, перемещение с высшей должности на низшую, арест, вычет из времени службы (не мог быть более 1 года) и ряд других.

Перечень дисциплинарных взысканий — исчерпывающий

Перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ не вправе устанавливать иные виды взысканий для гражданских служащих.

Однако в практике российской государственной службы известны случаи применения в неявной форме таких видов дисциплинарных взысканий, которые нормативно не закреплены. Например, Распоряжением Правительства РФ от 19.04.1997 N 537-р за неисполнение поручения отдельным государственным служащим было «поставлено на вид».

Освобождение от замещаемой должности

Закон N 79-ФЗ (п. 4 ч. 1 ст. 57) предусматривает ранее неизвестное дисциплинарное взыскание — освобождение от замещаемой должности. Следует отметить, что освобождение от замещаемой должности по смыслу данной нормы не тождественно увольнению с гражданской службы. С другой стороны, как справедливо отмечают Э.Г. Липатов и С.Е.

Чаннов, освобождение от замещаемой должности не может предполагать перевод гражданского служащего на другую должность, поскольку перевод на другую должность не может применяться в качестве дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка [2]. По всей видимости, здесь следует руководствоваться указанием ч. 10 ст.

Увольнение с гражданской службы

Особым дисциплинарным взысканием является увольнение с гражданской службы, которое в отличие от остальных мер дисциплинарной ответственности может применяться только в случаях, прямо установленных законом (ст. 37 Закона N 79-ФЗ):

  • неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 2 ч. 1 ст. 37);
  • однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей (п. 3 ч. 1 ст. 37):

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

  • принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа (п. 5 ч. 1 ст. 37);
  • однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 37).

В то же время в п. 7.4.5 Приказа Минрегиона России от 26.05.2006 N 59 «Об утверждении Служебного распорядка Министерства регионального развития Российской Федерации» указан такой вид взыскания, как увольнение с гражданской службы, при этом основания увольнения не установлены, что прямо противоречит п. 5 ч. 1 ст.

57 Закона N 79-ФЗ. Аналогичная норма закреплена в п. 27.5 Приказа Росавтодора от 15.05.2006 N 20 «Об утверждении Служебного распорядка Федерального дорожного агентства» (ред. от 17.07.2007). Полагаем, что в подобного рода случаях применение дисциплинарного взыскания без указания оснований увольнения следует признать не соответствующим федеральному законодательству.

Проблема административного усмотрения

В отличие от других видов юридической ответственности, где санкция за совершенное правонарушение неотвратима, по поводу дисциплинарной ответственности вопрос о неотвратимости наказания — в ведении представителя нанимателя. Об этом свидетельствует формулировка ч. 2 ст. 57 Закона N 79-ФЗ, что дисциплинарное взыскание «может быть применено».

Согласимся с мнением В.М. Манохина, что сфера усмотрения у руководителя государственного органа слишком пространна [4], в связи с чем полагаем, следует законодательно сузить возможность руководителя решать вопрос о дисциплинарной ответственности лишь на свое усмотрение. Во-первых, необходимо заменить формулировку Закона «может…

» на «влечет», что уже возведет в принцип неотвратимость дисциплинарной ответственности, законодательно закрепив, что руководитель, не возбуждающий такое производство, сам должен нести за это дисциплинарную ответственность, во-вторых, следует развивать законодательство о дисциплинарной ответственности с целью создания и пополнения перечня дисциплинарных проступков и конкретных санкций за определенные проступки. Это важно для того, чтобы заведомо, то есть до привлечения к дисциплинарной ответственности, были известны меры за конкретные проступки.

Отдельные ученые в области трудового права отмечают, что порой представители нанимателя, другие должностные лица делают неправильный вывод о том, что каждое нарушение трудовой дисциплины непременно должно повлечь за собой дисциплинарное взыскание. При этом Ю.Н. Полетаев считает, что принцип неотвратимости ответственности не должен сводиться только к дисциплинарным взысканиям.

К сожалению, формулировка ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ позволяет трактовать ее таким образом, что дисциплинарные взыскания могут применяться лишь к отдельным недобросовестным гражданским служащим, а представитель нанимателя вправе вообще отказаться от привлечения нарушителя к ответственности.

Предлагаю…

…внести изменения в законодательство

В Федеральный закон от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» внести следующие дополнения и изменения:

  1. Дополнить ч. 1 ст. 57, включив в перечень дисциплинарных взысканий следующие меры: «сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы».
  2. Дополнить ст. 57 положением, устанавливающим деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев, что «за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание».
  3. Часть 2 ст. 57 изложить в следующей редакции: «Каждый дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя, не возбуждающий дисциплинарное производство, несет за это дисциплинарную ответственность».

Полагаем, что метод убеждения не всегда оказывается действенным, более того, большинство дисциплинарных взысканий носит моральный характер. Поэтому, руководствуясь необходимостью учитывать принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности гражданских служащих, считаем необходимым законодательно закрепить положение о том, что за совершение государственным служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя обязан применить в отношении него дисциплинарное взыскание.

По общим правилам при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться степень тяжести совершенного дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение гражданского служащего (ч. 3 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). На наш взгляд, представляется целесообразным нормативное законодательное урегулирование перечня обстоятельств, смягчающих дисциплинарную ответственность гражданского служащего, и исчерпывающего перечня обстоятельств, ее отягчающих.

Кроме того, если вследствие дисциплинарного проступка был причинен материальный ущерб, то помимо дисциплинарного взыскания на причинителя вреда может быть возложена обязанность возместить (частично или полностью) этот ущерб (материальная ответственность). Если в совершенном дисциплинарном проступке присутствуют признаки преступления или административного нарушения (например, хищение, растрата и т.п.), то дисциплинарная ответственность может сочетаться с уголовной или административной.

В период предупреждения о расторжении служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Закона N 79-ФЗ) последний может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, поскольку его служебные отношения прекращаются лишь по истечении срока предупреждения.

Временное отстранение от замещаемой должности

Не является дисциплинарным взысканием временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, которое согласно ч. 7 ст. 59 Закона N 79-ФЗ производится представителем нанимателя на время проведения служебной проверки. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности является обеспечительной мерой и применяется в предупредительных целях.

Представитель нанимателя использует ее, когда существует опасность продолжения противоправной деятельности гражданским служащим с использованием должностного положения или когда он может воспрепятствовать установлению по дисциплинарному делу объективной истины (например, уничтожит или изменит содержание тех или иных документов, окажет психическое воздействие на подчиненных по службе с целью дачи последними благоприятных для него объяснений и т.д.).

, , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector