Советы юристов
Назад

Какими правами обладает потребитель

Опубликовано: 14.06.2019
0
5

Потребитель

Потребители – это граждане, собирающиеся купить или же заказать товар, услугу для семейных, личных и других собственных нужд, не связаных с предпринимательской или иной коммерческой деятельностью. Потребителем не может являться лицо, которое совершило покупку или воспользовалось платной услугой для использования ее в производстве или в целях личного обогащения.

Потребители – это люди, которые пользуются услугой или товаром, приобретенным в личных целях. Например, проживание в гостинице по командировочному удостоверению или услуга по перевозке. То есть под определение попадает не только человек, оплативший товар или услугу, но и тот, который их использует для личных нужд.

Право на безопасность товара (услуги)

1. Право на получение товара или услуги, соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг. Требования закона устанавливаются с целью защиты здоровья и жизни граждан, отсюда следует, что продажа товара или оказание услуги, которая противоречит соответствующим нормативно-правовым актам является нарушением прав потребителей и влечет наложение санкций в соответствии со ст. 14.4 КоАП РФ.
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Данное право закреплено в ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Законодательство

Законодательство может регулировать только возмездные отношения: потребитель — продавец (или поставщик) услуги (выполнение работ, приобретение вещи в магазине и т. п.).

Закон регулирует отношения непосредственно между потребителем и продавцом, которые возникают из следующих договоров:

  • купли-продажи;
  • энергоснабжения;
  • продажи недвижимости или имущества;
  • найма жилых помещений, услуг по эксплуатации жилья и коммунальных услуг;
  • проведению ремонта;
  • строительного, бытового подряда и техобслуживания жилого помещения;
  • проката;
  • перевозки багажа или граждан;
  • хранения;
  • комиссий;
  • оказания финансовых услуг, которые направлены на нужды потребителя (кредитные договора, расчеты по поручениям, услуги по хранению ценностей, консультации);
  • возмездных услуг (медицинских, ветеринарных, связи, обслуживания в отелях и т.д.);
  • иных договоров, которые нацелены на удовлетворение личных нужд гражданина, но не связаны с последующим получением прибыли.

В каких случаях закон не действует?

Закон о правах потребителя не может распространяться на юридические лица и физические, которые имеют цель в дальнейшем использовать товар, услуги для предпринимательской и любой иной коммерческой деятельности в целях получения дохода.

Покупатель не имеет права потребовать замену товара или устранение его недостатков за счет продавца, если у него на руках нет документов (кассового чека, договора и т.д.), подтверждающих приобретение.

Закон не будет действовать при безвозмездном договоре. Например, хранение в гардеробах предприятий. Если при этом не оговаривалось вознаграждение или вещи, находящиеся на хранении, не были подтверждены договором или распиской.

Право на получение информации

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В данном случае речь идет о фирменном наименовании организации, месте её нахождения, режиме её работы, а также информацию о государственной регистрации организации и о зарегистрировавшем его органе. Также потребитель имеет право получить информацию об основных потребительских свойствах товара, если это продукты питания, то сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, способов изготовления готовых блюд, дате и месте изготовления и упаковки, сведения о противопоказаниях при определенных заболеваниях. Помимо этого потребитель вправе знать о цене в рублях; гарантийном сроке; правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров; сроке службы или сроке годности, а также всю информацию о действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адресе, фирменном наименовании изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного ИП, импортера; информацию о правилах продажи товаров; информации о лице, которое будет выполнять работу, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги). Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, то потребитель вправе получить всю информацию об этом.

При этом закон никоим образом не регламентирует способ ознакомления с информацией, и потребитель имеет право читать, внимательно всматриваться, фотографировать, фиксировать на видео или совершать любые иные действия, направленные на ознакомление с информацией. со стороны продавца недопустим.

Сроки предъявления требований к продавцу

Можно предъявить требования к продавцу, если брак или неисправность обнаружились в течение действия гарантии, либо пока действует срок годности. Если последний вообще не предусмотрен, то можно предъявить претензию в течение двух лет после покупки, если более длительные сроки не оговорены в договоре.

Защита прав потребителей учитывает гарантийный срок с момента непосредственной передачи товара покупателю. Если невозможно установить день передачи, то срок отсчитывается с момента изготовления.

Для сезонных товаров, таких как обувь, одежда и т.д., гарантийный срок считается с момента непосредственного наступления сезона, который определяется согласно климатическим условиям, в которых находился потребитель. При продаже любого товара по почте срок будет исчисляться со дня доставки товара.

Право на обмен товара

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЗоЗПП Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Данная процедура может быть произведена в срок не более 14 дней со дня покупки. В соответствии с ч. 2 ст. 25 ЗоЗПП, в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. Соответственно, практически любой товар можно вернуть в течение 14 дней, сообщив о том, что ни он, ни его аналоги, находящиеся в данный момент у продавца, не подходят по параметрам, указанным в ч. 1 данной статьи. Существует, однако, перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. К таким товарам относятся товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; предметы личной гигиены; парфюмерно-косметические товары; текстильные товары, кабельная продукция и иная продукция, отпускаемая на метраж; швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные); изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования; Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты; мебель бытовая; ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни; автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные правсредства бытового назначения; технические сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (в том числе телефонные аппараты, игрушки электронные, бытовая вычислительная и множительная техника и другие); гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему; животные и растения; непериодические издания (книги, брошюры, альбомы и другое).

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector