Советы юристов
Назад

Какой ширины должна быть проезжая дорога

Опубликовано: 21.02.2020
0
7

Что относится к дороге

Дорога как линейный объект в строительстве, изобретенный для перемещения транспорта и пешеходов, состоит из следующих компонентов:

  • тротуары;
  • обочины;
  • проезжая часть;
  • трамвайные пути;
  • разделительные полосы.

Тротуары отданы во владение пешеходам, проезжие части — колесному транспорту. Из всех этих пунктов на дорогах неизменно присутствует проезжая часть. Тротуаров часто нет даже в городе. Вместо них бывает обочина. Трамвайные линии также присутствуют не всегда.

https://www.youtube.com/watch{q}v=-fqNjLoCrrs

Разделительные полосы в виде клумб, газонов, железобетонных плит встречаются на автомагистралях, трассах, на проспектах, где проходит несколько потоков машин. Разделительная полоса изолирует автомобили, мчащиеся с большой скоростью чаще всего от встречного течения.

Транспортная «артерия»

Проезжая часть — полоса на поверхности земли с твердым или грунтовым покрытием, сооруженная для проезда 2-х, 3-х и 4-х колесного транспорта. Ширина проезжей части дороги по ГОСТу зависит от ее загруженности (количества полос). А также от состава транспортного потока и от планируемой скорости передвижения по ней.

Полоса движения – это лента дорожного покрытия вдоль проезжей части, ширина которой вынуждает автомобили выстраиваться в ряд друг за другом. Полосы движения на дороге обычно разграничиваются разметкой или об их типе и количестве информируют дорожные знаки.

Категории дорог

Дороги принято делить на категории по их техническим характеристикам.

Класс дороги Категория Суммарное количество полос Ширина полосы, м Ширина проезжей части, м Скорость легкового автомобиля, км/ч Интенсивность транспортных потоков, ед./ч
Автомагистраль I 4; 6; 8 3,75 2×7,5; 2×11,25; 2×15 110-130 >2400
Скоростная I 3,75 110
I 3,75
4 3,5 2×7,5
II 2 или 3 3,75 7,5; 11,25 1600-2400
III 2 3,5 7 800-1600
Обычная IV 2 3,0 6 60—в, 90—вне НП <800
V 1 ≥4,5 4,5

Какой ширины должна быть проезжая дорога

Как видно из таблицы, ширина проезжей части по категориям дорог отличается в связи с разным количеством и размером составляющих ее полос. Ширина полосы движения сформирована из расчета габаритов транспортных средств, преимущественно передвигающихся по данной автодороге. И также бокового интервала между машинами, который не должен быть меньше 0,5 м.

В некоторых местах могут встречаться уширения для разгона и торможения. Но деление на полосы не зависит от них. Неопытные водители иногда воспринимают ширину проезжей части как признак приоритетности дороги там, где отсутствуют соответственные дорожные знаки. Это мнение неверно. Такие дороги равнозначны даже при больших отличиях в размерах.

2. Нормативные ссылки[править]

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ 23457—86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Туда полоса, сюда полоса

Какой ширины должна быть проезжая дорога

Автомобилей в стране становится все больше, но дороги с двумя полосами распространены. На них ширина проезжей части варьируется в большом интервале. В жилой зоне она достигает 8 м, на дорогах районного значения — 6 м. В сельской местности, где много грузовиков, тракторов и спецмашин, делать ширину полосы менее 3,75 м нет смысла.

Двухполосные дороги проявляют изъян на крутых, длительных подъемах и спусках, где большое количество тихоходов может отнять много времени у водителей мобильного транспорта. С этой целью предусматривается строительство дополнительной полосы на часть подъема или всю его длину. На горных крутых спусках устраиваются съезды в виде тупиков, уводящих транспорт с отказавшими тормозами в сторону с проезжей части, не заставляя водителя менять направление движения.

3. Термины и определения[править]

3.1. Краевая полоса: полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.

3.2. Полоса безопасности: специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.

3.3. Укрепленная часть обочины автомобильной дороги: часть обочины, имеющая дорожную одежду.

3.4. Грунтовая часть обочины автомобильной дороги: часть обочины, не имеющая дорожной одежды.

3.5. Стояночная полоса: укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.

Wikidata-logo.svg

3.6. Проезжая часть: основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.

Размеры и виды полос

Перемещаясь по двухполосной дороге с двусторонним движением, водитель, идущий на скорости сравнительно маленькой по отношению к потоку, обязан способствовать обгоняющему его транспорту совершить маневр как можно быстрее. Это необходимо, чтобы обеспечить ему место впереди себя.

Минимальная ширина полосы проезжей части — 2,75 м. Она допустима во время проведения ремонтно-строительных работ с выставлением дополнительных знаков. Также она возможна в случаях уже существующей неудачной застройки жилой зоны или на коротких участках реконструированных дорог с установкой ограничительных знаков.

Сверху ширина полосы не лимитируется. Хотя существует целое течение сторонников сужения полос движения до европейских стандартов, обосновывающих свою позицию тем, что на узких полосах водитель не теряет концентрации внимания. Следовательно, меньше вероятны аварийные столкновения.

Кроме того (в это легко поверит даже пешеход), широкая полоса провоцирует увеличение скорости передвижения, что в городских условия с большой загруженностью дорог автомобилями обывателей с разным опытом и реакцией (плюс нетерпеливыми пешеходами), не безопасно.

Небольшой анализ устройства дорог, проведенный в этой статье, показывает, что работники дорожно-патрульных служб, безусловно, выдающие в этом вопросе свои рекомендации, делают если не все, то многое для безопасности движения. Поэтому в общении с гашниками, нужно не предвзято стараться понять, что сделано не так, и проявить уважение к их даже физически весьма нелегкой работе. Ведь они охраняют жизни граждан не меньше, чем милиция.

4. Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги[править]

4.1. Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.

Таблица 1
Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости
Расчетная
скорость, км/ч
Наибольший
продольный
уклон, ‰
Наименьшее расстояние видимости, м
для остановки встречного
автомобиля
140 30 275
120 40 250 450
100 50 200 350
80 60 150 250
60 70 85 170
50 80 75 130
40 90 55 110
30 100 45 90
Примечания. 1. Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от поверхности проезжей части.

2. В горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм, приведенных в таблице, но не более чем на 20 ‰.

3. При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшее допустимое значение продольного уклона не должно превышать 45 ‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля.

4.2. Во всех случаях, где по местным условиям возможно регулярное появление на дороге людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы, отстоящей от бровки земляного полотна для дорог, проектируемых для расчетной скорости 100 км/ч и выше, на расстояние 25 м, для остальных дорог — 15 м.

Разделительная полоса

4.3. На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20 ‰), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 2.

Таблица 2
Длина участков с уменьшенными продольными уклонами
Рельеф местности Продольный уклон, ‰
40 50 60 70 80 90
Предельная длина участка с затяжным уклоном, м
Равнинный и
слабохолмистый
600 400 300 250 200 150
Сильно пересеченный 1500 1200 700 500 400 350

4.4. Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения выбирается из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.

4.5. На затяжных спусках с уклонами более 50 ‰ предусматриваются противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8–1,0 км с правой стороны по ходу автомобиля.

5.1. Основные параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории по ГОСТ Р 52398 следует принимать по таблице 3.

Таблица 3
Параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог
Параметры элементов дорог Авто-
магис-
траль
Ско-
рост-
ная доро-
га
Автомобильные дороги обычного
типа (нескоростная дорога)
категории
II III IV V
Общее число полос движения, шт. 4 и
более
4 и
более
4 и
более
4 2 2 2 1
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,75 3,5 3,75 3,5 3,0 4,5
Ширина обочины, м 3,75 3,75 3,75 3,0 3,0 2,5 2,0 1,75
Ширина краевой полосы у обочины, м 0,75 0,75 0,75 0,5 0,5 0,5 0,5
Ширина укрепленной части обочины, м 2,5 2,5 2,5 2,0 2,0 1,5 1,0
Наименьшая ширина центральной
разделительной полосы без дорожных
ограждений, м
6,0 6,0 5,0 5,0
Наименьшая ширина центральной
разделительной полосы с ограждением
по оси дороги, м
2 м ширина ограждения
Ширина краевой полосы безопасности
у разделительной полосы, м
1,0
Примечания. 1. Ширина полосы безопасности входит в ширину разделительной полосы, а ширина краевой полосы — в обочину.

2. Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м для автомобильных дорог категорий IБ, IВ и II и до 1,0 м — для дорог остальных категорий.

3. Ограждения на обочинах дорог располагают на расстоянии не менее 0,50 м и не более 0,85 м от бровки земляного полотна в зависимости от жесткости конструкции дорожных ограждений.

5.2. Поперечные профили автомобильных дорог должны соответствовать профилям, приведенным на рисунках 1 — 12.

Какой ширины должна быть проезжая дорога

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, bрп — ширина разделительной полосы, bогр — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рис. 1. Поперечные профили автомобильных дорог категорий IА, IБ, IВ с ограждениями

Какой ширины должна быть проезжая дорога

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса
Рис. 2. Поперечные профили автомобильных дорог категорий IА, IБ без ограждений

Какой ширины должна быть проезжая дорога

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса
Рис. 3. Поперечные профили автомобильных дорог категории IВ без ограждений

Какой ширины должна быть проезжая дорога

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, bрп — ширина разделительной полосы, bогр— ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рис. 4. Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при четырех полосах движения

Какой ширины должна быть проезжая дорога

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса
Рис. 5. Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при четырех полосах движения

Какой ширины должна быть проезжая дорога

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, bогр — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рис. 6. Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при двух полосах движения

Какой ширины должна быть проезжая дорога

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины
Рис. 7. Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при двух полосах движения

Какой ширины должна быть проезжая дорога

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, bогр — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рис. 8. Поперечные профили автомобильных дорог категории III с ограждениями

Какой ширины должна быть проезжая дорога

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины
Рис. 9. Поперечные профили автомобильных дорог категории III без ограждений

Какой ширины должна быть проезжая дорога

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, bогр — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рис. 10. Поперечные профили автомобильных дорог категории IV с ограждениями

Какой ширины должна быть проезжая дорога

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины
Рис. 11. Поперечные профили автомобильных дорог категории IV без ограждений

Какой ширины должна быть проезжая дорога

ОБ — обочина, ПЧ — проезжая часть
Рис. 12. Поперечные профили автомобильных дорог категории V

5.3. Краевые полосы у обочин и полосы безопасности на разделительной полосе должны иметь дорожную одежду такой же прочности, что и проезжая часть.

Дорожные знаки.

5.4. Укрепленная часть обочины за пределами краевой полосы на дорогах категорий I—IV должна иметь дорожную одежду с покрытием из каменного материала, обработанного вяжущим материалом. Прочность дорожной одежды должна быть достаточной для недопущения остаточных деформаций от стоящего автомобиля с расчетной нагрузкой на ось.

5.5. Обочины автомобильных дорог предназначаются для временного размещения неисправных или поврежденных в дорожно-транспортных происшествиях автомобилей. Для остановок и стоянок автомобилей должны быть предусмотрены стояночные полосы на поверхности земляного полотна, отделенные от проезжей части ограждениями или разделительным островком, или площадки для остановок и стоянок автомобилей за пределами земляного полотна. Расстояние между стояночными полосами и площадками для стоянок должно назначаться в соответствии с нормами проектирования.

5.6. Ширину переходно-скоростных полос следует принимать равной ширине полос движения основной проезжей части.

5.7. Ширину обочин автомобильных дорог в местах устройства переходно-скоростных полос и дополнительных полос на подъем для дорог категорий IА, IБ, IВ допускается уменьшать до 1,5 м, для дорог остальных категорий — до 1,0 м. Грунтовая часть таких обочин должна быть 0,50 — 0,85 м в зависимости от жесткости ограждений; остальная часть обочины должна иметь укрепление, соответствующее категории дороги.

https://www.youtube.com/watch{q}v=uwMp1UWew78

5.8. При устройстве дополнительных полос движения на подъем их ширину следует принимать равной ширине полосы основной проезжей части.

5.9. На дорогах категории V с однополосной проезжей частью следует предусматривать устройство разъездов, расстояние между которыми определяется в соответствии с нормами проектирования.

https://www.youtube.com/watch{q}v=yBSvyAWAIeg

5.10. Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, а также при проложении дорог в застроенных районах и в других обоснованных случаях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 1 м с каждой стороны.

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector