Советы юристов
Назад

Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях

Опубликовано: 19.06.2019
0
2

Понятие подсудности административных правонарушений

Подсудность административных правонарушений — компетенция конкретных судов судебной системы по рассмотрению дел об административных правонарушениях по первой инстанции.

Выделяют родовую и территориальную подсудность:

  1. Родовая подсудность административных правонарушений – распределение их между судами различных уровней

    Дела об административных деликтах могут рассматривать:

    • районные суды
    • мировые судьи;
    • гарнизонные военные суды
    • судьи арбитражных судов
  2. Территориальная подсудность административных правонарушений – разграничение рассмотрения дел об административных правонарушениях судами одного звена, но на разной территории.

Общим является правило рассмотрения административного дела судом территориального расположенного там же, где и орган, осуществлявший расследование.

Дела об административных деликтах могут быть рассмотрены районным судом при наличии следующих условий:

  • проведение по делу административного расследования;
  • особый вид наказания, предусмотренный санкциями соответствующей статьи КоАП РФ.

На рассмотрение районного суда административное дело передается если в качестве наказания за совершенное административное правонарушение предусмотрены:

  • возможное приостановление деятельности организации;
  • дисквалификация должностного лица;
  • выдворение за пределы Российской Федерации;
  • лишение специального права;
  • административный арест.

Судья может назначить как основное, так и дополнительное наказание в пределах санкции соответствующей статьи КоАП РФ.

Административная
юрисдикция – это процессуальная
деятельность по рассмотрению и разрешению
споров между сторонами административно-правовых
отношений, или административно-правовых
споров.

1) административно-правовые
споры могут возникнуть по инициативе
как управляемой, так и управляющей
сторон. Например, управляемая сторона
(гражданин) может обжаловать действия
и решения субъекта исполнительной
власти, нарушившие ее права. В то же
время управляющая сторона может возбудить
дело о привлечении гражданина к
административной ответственности.
Кроме того, основаниями возникновения
административно-правовых споров могут
выступать протесты прокуроров;

2) в основе
административно-правовых споров лежат
конкретные, спорные, индивидуальные
административные дела;

Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях

3) разрешение
административно-правовых споров
осуществляется в установленном порядке,
регламентированном административно-
процессуальными нормами;

4) в рамках
административно-юрисдикционного
процесса до вынесения решения по спору
обеспечивается равенство сторон, их
одинаковый правовой уровень;

5) своим основным
назначением административная юрисдикция
имеет защиту не только административных
отношений, но других правоотношений
(финансовых, трудовых, земельных и др.);

6)
административно-юрисдикционная
деятельность может осуществляться не
только субъектами исполнительной
власти, но и судьями;

7) принципы
административной юрисдикции отражают
ее социально- правовую специфику: они,
с одной стороны, характерны для
исполнительно- распорядительной
деятельности в целом; с другой – близки
к принципам правосудия. К их числу
относятся законность, компетентность,
процессуальное равенство сторон, охрана
интересов государства и личности,
достижение материальной истины,
доступность, гласность, экономичность,
состязательность, право на защиту;

8) результатом
административной юрисдикции является
возможность или необходимость применения
соответствующих мер юридической
ответственности к виновной стороне
административно-правового спора.

Административная
ответственность является разновидностью
юридической ответственности,
устанавливаемой государством. То есть
она стоит в одном ряду с уголовной,
дисциплинарной и материальной
ответственностью и имеет все признаки
правовой ответственности: наступает
при наличии вины; на основе норм права;

за правонарушения; является разновидностью
государственного принуждения, т.е.
влечет за собой наступление неблагоприятных
последствий; итоговая правовая оценка
деяния и нарушителя от имени государства,
выраженная юрисдикционным актом
компетентного органа; это ответственность
за правонарушения, т.е. ретроспективная,
или негативная ответственность.

Кроме указанных,
административная ответственность
обладает присущими только ей специфическими
признаками.

Административная
ответственность – это реализация
административно-правовых санкций,
назначение административных наказаний
на физических и юридических лиц,
совершивших административное
правонарушение.

Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях

1. Основанием
административной ответственности
является административное правонарушение.

2. Административная
ответственность наступает за нарушение
тех норм административного права,
которые предусматривают административную
ответственность.

3. Административная
ответственность состоит в применении
к виновным административных наказаний.

4. Субъектами
административной ответственности могут
быть как физические, так и юридические
лица.

5. Административную
ответственность устанавливают большое
число органов государственной власти
и органов местного самоуправления.

6. Право применять
административные взыскания имеет
широкий круг уполномоченных органов и
должностных лиц.

7. Меры административной
ответственности применяются органами
и должностными лицами в отношении не
подчиненных им по службе нарушителей.

8. Порядок привлечения
к административной ответственности
характеризуется простотой, оперативностью
и экономичностью. В некоторых ситуациях
привлечение к ответственности
осуществляется в условиях усеченного
процесса, когда реализация материальных
и процессуальных норм превращается в
единое целое (наложение штрафа на месте).

Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях

9. Привлечение к
административной ответственности не
влечет для нарушителя судимости. Закон
предусматривает возможность освобождения
от административной ответственности.
При малозначительности совершенного
административного правонарушения
судья, орган, должностное лицо,
уполномоченное решить дело, могут
освободить лицо, совершившее
административное правонарушение, от
административной ответственности и
ограничиться устным замечанием.

В КОАП РФ
предусматривается административная
ответственность юридических лиц. В их
число входят те предприятия, организации,
учреждения, фонды, которые включены в
реестр юридических лиц, и те, которые
не имеют статуса юридического лица. К
последним, в частности, относятся
общественные объединения, которые
приобретают административно-правовой
статус до их регистрации как юридических
лиц.

Состав административного
правонарушения, совершенного юридическим
лицом, имеет четыре признака состава
правонарушения (субъект, объект,
объективная сторона и субъективная
сторона).

Особенность такого
состава проявляется в субъективной
стороне.

Вина применительно
к юридическим лицам имеет иное содержание
по сравнению с виной физических лиц,
поскольку характер вины (умысел или
неосторожность) юридических лиц здесь
соотносят с принятием или непринятием
необходимых и возможных мер юридическим
лицом для предотвращения нарушения и
его последствий.

Поэтому для уяснения
вины юридических лиц введены понятия
объективной и субъективной вины.

Объективная вина
– это вина организации с точки зрения
государственного органа, назначающееся
административное наказание; субъективная
вина – отношение коллектива, администрации,
должностных лиц, организации к
правонарушению и его последствиям.

В отношении
юридических лиц установлены такие виды
наказаний, как предупреждение,
административный штраф, возмездное
изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения и
конфискация таких предметов. Привлечение
к ответственности за противоправное
деяние юридических лиц имеет также цель
обеспечения исполнения ими установленных
государством правил, норм и стандартов,
предупреждения правонарушений.

3. Производство по жалобам граждан.

Производство по
жалобам состоит из четырех стадий.

На первой стадии
регистрируются поступившие жалобы
(письменные или устные). Зарегистрированная
жалоба рассматривается (изучается)
руководителем органа, который дает
задание соответствующему должностному
лицу проверить жалобу. Если жалоба не
подведомственна данному органу, ее в
течение 5 дней направляют в тот орган,
который по ней может осуществить проверки
и принять решение с уведомлением об
этом заявителя.

На второй стадии
осуществляется проверка фактов и
обстоятельств, изложенных в жалобе, по
результатам которой оформляется
заключение. Заключение подается
руководителю для ознакомления и принятия
решения.

На третьей стадии
принимается решение по жалобе и
своевременно сообщается заявителю о
принятом решении.

Четвертая стадия
состоит в действиях по исполнению
принятого решения, если такое решение
предполагает осуществление соответствующих
действий.

Если заявитель не
согласен с решением по жалобе, он может
его обжаловать в вышестоящий орган или
в суд.

2. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по
делам о дисциплинарных проступках —
это установленный нормами права порядок
привлечения виновного к дисциплинарной
ответственности и наложения взыскания,
предусмотренного законодательством о
труде, дисциплинарными уставами,
правилами внутреннего трудового
распорядка и другими нормативными
актами.

Особенное место
среди них занимает Указ Президента РФ
«О мерах по укреплению дисциплины в
системе государственной службы» от 6
июня 1996 г.

— возбуждения и
служебное расследование дела;

— рассмотрение
дела и принятие по нему решения;

— обжалование
решения по делу;

— исполнение решения
о наложении дисциплинарного взыскания.

Возбуждение дела
и служебное расследование.
Основанием для возбуждения дела является
факт совершения дисциплинарного
проступка. Дело не возбуждается, если
с момента обнаружения проступка прошло
более одного месяца или более шести
месяцев со дня его совершения, не считая
времени болезни или пребывания работника
в отпуске, в отдельных случаях (при
расследовании) – не позднее одного
года со дня совершения поступка.

Дело о дисциплинарном
проступке возбуждает уполномоченное
на то лицо, которое одновременно
организует проведение служебного
расследования.

Служебное
расследование состоит в получении от
лица, совершившего дисциплинарный
проступок, объяснения, сборе и анализе
информации о проступке, в составлении
заключения по итогам служебного
расследования.

Рассмотрение
дела о дисциплинарном проступке и
принятие по нему решения.
Дела о дисциплинарных проступках своих
подчиненныхрассматривают
руководители органов, предприятий,
учреждений, организаций, руководители
вышестоящих органов, При этом они
изучают материалы дела, заслушивают
объяснения лица, привлекаемого к
ответственности, при необходимости
истребуют дополнительные сведения,
принимают одно из двух решений по делу:
о привлечении лица к дисциплинарной
ответственности или об освобождении
от нее.

Решение о наложении
взыскания оформляется письменным
приказом, который под расписку объявляется
лицу, привлеченному к ответственности,
и соответствующей категории работников
органа, предприятия, учреждения,
организации. Такое взыскание, как
замечание, выговор могут быть наложены
в устной форме.

При наложении
взыскания учитываются характер проступка;
обстоятельства, при которых он совершен;
прежнее поведение лица, привлекаемого
к ответственности; соответствие степени
вины и тяжести совершенного проступка.

Обжалование
решения по делу.

Жалоба на решение
по делу подается вышестоящему органу
(должностному лицу) либо в суд в течение
трех месяцев после наложения взыскания.

Решение по жалобе
может быть следующим: жалоба оставлена
без удовлетворения; изменена мера
взыскания в сторону снижения ее тяжести;
дело производством прекращено; приказ
о наложении взыскания отменен, и дело
рассматривается тем, кому поступила
жалоба.

Данная стадия
производства по дисциплинарным
проступкам является факультативной,
поскольку решение по делу может быть
оставлено без обжалования.

Исполнение
решения (приказа) о наложении дисциплинарноговзыскания.
Исполнение такого решения состоит в
объявлении его лицу, в отношении которого
оно принято, и в совершении действий,
предусмотренных этим решением, например,
увольнение.

Дисциплинарное
взыскание считается снятым, если в
течение года со дня его наложения лицо
не будет подвергнуто новому дисциплинарному
взысканию. Устное взыскание считается
снятым по истечении одного месяца.
Руководитель, применивший взыскание,
может снять его досрочно по собственной
инициативе, по ходатайству трудового
коллектива при добросовестном поведении
работника. Меры поощрения во время
действия взыскания не применяются.

Нормативные акты
и литература

  1. Конституция
    Российской Федерации. М., 1993.

  2. Указ
    Президиума Верховного Совета СССР от
    12 апреля 1968 г. (в редак­ции
    Указа ПВС от 4 марта 1980 г.) «О порядке
    рассмотрения предложений, заяв­лений
    и жалоб граждан» (ВВС СССР. 1980. № 11. Ст.
    192; 1988. № 6. Ст. 94).

  3. Закон
    города Москвы от 18 июня 1997 г. «Об
    обращениях граждан» (газета «Тверская,
    13». 1997. №31).

  4. Закон
    РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в
    суд действий и решений, нарушающих
    права и свободы граждан» (ВВС РФ. 1993. №
    19. Ст. 685; СЗ РФ.1995.
    №51. Ст. 4970).

  5. Арбитражный
    процессуальный кодекс РФ (введен в
    действие с 1 сентября 2002
    г.), гл. 23, 24.

  6. Гражданский
    процессуальный кодекс РФ, гл. 241.

  7. Проект
    ФКЗ «О федеральных административных
    судах в РФ» (внесен Верховным
    Судом РФ в Государственную Думу и принят
    в первом чтении).

  8. Учебники и учебные
    пособия по административному праву.

  9. Стартов
    Ю.Н.
    Административная
    юстиция. Теория, история перспекти­вы.
    М., 2001.

10. Судебное
рассмотрение административных дел:
правовая реальность и перспективы
развития. Пособие для судей. Издание
РАП. М,, 2002.

В соответствии с
КОАП РФ задачами производства по делам
об административных правонарушениях
являются: своевременное, всестороннее,
полное и объективное выяснение
обстоятельств каждого дела, разрешение
его в точном соответствии с законодательством,
обеспечение исполнения вынесенного
постановления, а также выявление причин
и условий, способствующих совершению
административных правонарушений,
воспитание граждан в духе соблюдения
законов, укрепление законности.

Кодекс КоАП

Производство по
делам об административных правонарушениях
является разновидностью
исполнительно-распорядительной
деятельности, поэтому в его основе лежат
общие принципы управления: законность,
демократизм, гласность, оперативность
и др. В то же время здесь действуют
принципы, присущие данному виду
административного производства, в том
числе принцип объективной истины,
обеспечения права на защиту, ведение
производства на государственном языке
РФ или на государственном языке субъекта
РФ, равенство всех граждан перед законом
и органом, рассматривающим его.

Выяснение объективной
истины по делу — основная задача
административного производства, в
процессе решения которой должностные
лица, расследующие и рассматривающие
дела, обязаны исследовать все
обстоятельства, которые существовали
в действительности, чтобы не допустить
принятия необъективного решения по
делу.

Право на защиту
реализуется предоставлением лицу,
привлекаемому к ответственности,
возможности для доказывания своей
невиновности либо приведения обстоятельств,
смягчающих ответственность, правом на
обжалование постановлен2, правом
знакомиться со всеми материалами дела,
давать объяснения, пользоваться
юридической помощью защитника и др.
Право на защиту своих интересов имеет
также потерпевший, который может заявлять
ходатайства, подавать жалобы и др.

В основе права на
защиту лежит презумпция невиновности,
которая заключается в том, что лицо,
привлекаемое к административной
ответственности, считается невиновным
до тех пор, пока иное не будет доказано
и зафиксировано в установленном законом
порядке. Лицо, привлекаемое к
ответственности, не обязано доказывать
свою невиновность, хотя и имеет на это
право.

Из презумпции
невиновности вытекает положение о том,
что всякое сомнение толкуется в пользу
лица, привлекаемого к ответственности.

Кроме органов
(должностных лиц), полномочных возбуждать,
расследовать и рассматривать дела об
административных правонарушениях,
участниками административного
производства являются лица, в отношении
которых ведется производство; потерпевшие;
законные представители; защитники и
представители; свидетели; эксперты;
специалисты; переводчики. Все они имеют
соответствующие права и обязанности.

Лицо, в отношении
которого ведется производство,
вправе знакомиться с материалами дела,
давать объяснения, представлять
доказательства, заявлять ходатайства;
при рассмотрении дела пользоваться
юридической помощью защитника; выступать
на родном языке; пользоваться услугами
переводчика; обжаловать постановление
по делу (ст. 25.1).

Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях

Потерпевшим
является лицо, которому административным
правонарушением причинен моральный,
физический или имущественный вред. Он
вправе знакомиться со всеми материалами
дела, заявлять ходатайства, приносить
жалобу на постановление по делу (ст.
25.2).

Законные
представители
физического лица (родители, усыновители,
опекуны, попечители) вправе представлять
интересы лица, привлекаемого к
ответственности, и потерпевшего,
являющихся несовершеннолетними или
лицами, которые в силу своих физических
или психических недостатков не могут
сами осуществлять свои права (ст. 25.3).

Законные представители юридического
лица осуществляют защиту прав и законных
интересов юридического лица, в отношении
которого ведется производство по делу.
Законным представителем юридического
лица является его руководитель. а также
иное лицо, признанное органом юридического
лица (ст. 25.4).

Защитник и
представитель.
Защитник оказывает юридическую помощь
лицу, в отношении которого ведется
производство, представитель – потерпевшему
(ст. 25.3).

Свидетель —
любое лицо, которому могут быть известны
какие-либо обстоятельства дела, подлежащие
установлению (ст. 25.6).

Понятой.
Число понятых должно быть не менее
двух. Присутствие понятых обязательно
в случаях, предусмотренных главой 27
КОАП РФ. Применение мер обеспечения
производства по делам об административных
правонарушениях : понятой удостоверяет
в протоколе своей подписью факт совершения
в его присутствии процессуальных
действий, их содержания и результаты
(ст. 25.7).

Эксперт и
специалист
назначаются органом (должностным
лицом), в производстве которого находится
дело об административном правонарушении,
в случае, когда возникает необходимость
в специальных познаниях или в проведении
экспертизы (ст. 25.8, 25.9).

Переводчик
назначается органом (должностным лицом),
в производстве которого находится дело
об административном правонарушении.
Он обязан явиться по вызову органа
(должностного лица) и выполнить полно
и точно порученный ему перевод (ст.
25.10).

Подсудность военным судам

Если административный деликт совершает военнослужащий, либо гражданин, призванный на военные сборы, то дело по подсудности передается в военный суд.

Территориальная подсудность определяется по тому же принципу, что и для районных судов:

  • дело рассматривает юрисикционный орган по месту совершения административного деликта;
  • по просьбе лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, рассмотрение может быть перенесено по месту его жительства;
  • если по делу проведено расследование, то его рассматривает суд территориально расположенный там же, где и орган, осуществлявший административное расследование.
Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях

Основным критерием для определения территориальной подсудности административного дела гарнизонному военному суду является его близость к месту, где произошел административный деликт, либо к месту расположения органа, проводившего предварительное расследование административного правонарушения. Для 34 гарнизонных военных судов территориальная подсудность определены специальным законом.

Подсудность арбитражному суду

Независимо от того, кто является субъектом административного деликта – индивидуальный предприниматель, юридическое или должностное лицо, к подсудности арбитражного суда относятся дела, связанные с ограничением конкуренции как со стороны органов власти различного уровня, так и со стороны самих субъектов рыночной экономики.

Территориальная подсудность определяется в зависимости от места нахождения органов юридического лица или места жительства индивидуального предпринимателя.

Если по административному делу проводилось предварительное расследование, то территориальная подсудность определяется в соответствии с общими правилами: в зависимости от места нахождения того органа власти, который осуществлял расследование.

Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях

2.1. Контроль представительных органов.

Основные направления
контроля законодательных (представительных)
органов в сфере исполнительной власти
определены Конституцией РФ.

Так, в соответствии
со ст.102 Конституции РФ к ведению Совета
Федерации относятся: утверждение
изменения границ между субъектами РФ;
утверждение указа Президента РФ о
введении военного положения; утверждение
указа Президента РФ о введении
чрезвычайного положения; решение вопроса
о возможности использования Вооруженных
сил РФ за пределами ее территории.
Назначение на должность и освобождение
от должности заместителя Председателя
Счетной палаты и половины ее аудиторов.

Решение указанных
и других вопросов осуществляется на
основе реализации контрольных полномочий
Совета Федерации.

Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях

Контрольные
полномочия Государственной Думы
реализуются в процессе решения таких
вопросов, как дача согласия Президенту
РФ на назначение Председателя Правительства
РФ; решение вопроса о доверии Правительству
РФ; назначение на должность и освобождение
от должности Председателя Центрального
банка РФ;

назначение на должность и
освобождение от должности Председателя
Счетной палаты и половины состава ее
аудиторов; назначение на должность и
освобождение от должности Уполномоченного
по правам человека; принятие законов
по вопросам федерального бюджета,
федеральных налогов и сборов, финансового,
валютного, кредитного, таможенного
регулирования, денежной эмиссии и
контроль за их исполнением.

Контроль со стороны
Государственной Думы осуществляется
при решении и других вопросов в процессе
ее взаимодействия с Президентом РФ и
Правительством РФ.

Президент РФ как
глава государства обеспечивает
согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной
власти. Это определяет контрольные
полномочия Президента РФ в сфере
исполнительной власти.

Указанные полномочия
реализуются при формировании Правительства
РФ и других федеральных органов
исполнительной власти, при назначении
на должность Председателя Правительства
РФ, его заместителей, федеральных
министров, формировании Совета
Безопасности и Администрации Президента,
назначении высшего командования
Вооруженных сил и полномочных
представителей Президента РФ в федеральных
округах.

Президент РФ
осуществляет контроль за деятельностью
Правительства, ему непосредственно
подчинены федеральные органы исполнительной
власти, ведающие вопросами обороны,
безопасности, внутренних дел и другие
министерства и ведомства.

Контроль в сфере
исполнительной власти осуществляют
также соответствующие президентские
структуры, в том числе Администрация
Президента, в составе которой действует
Главное контрольное управление. Оно
организует систематический контроль
деятельности федеральных органов
исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов РФ, по
итогам проверок вносит соответствующие
предложения Президенту или направляет
материалы в правоохранительные органы.

Важную роль в
осуществлении президентского контроля
играют полномочные представители
Президента в Федеральных округах.

2.1. Правовой режим чрезвычайного положения.

Разновидностью
специальных административно-правовых
режимов являются режимы чрезвычайных
ситуаций. Они представляют собой
совокупность опасных для общества
факторов, требующих для их нейтрализации
специального нормативного воздействия,
создания иных по сравнению с обычными
управляющих подсистем.

Критериями выбора
того или иного чрезвычайного режима
являются: степень интенсивности
воздействия угрозы на безопасность;
временной аспект протекания чрезвычайных
процессов; масштабность; комплексность
угрожающей опасности; характер
последствий.

Выделяют три
разновидности чрезвычайных режимов:
чрезвычайное, военное и особое положение.
Все они относятся к ситуациям, ограниченным
во времени.

В соответствии с
Конституцией РФ в условиях чрезвычайного
положения для обеспечения безопасности
граждан и защиты конституционного строя
в соответствии с федеральным
конституционным законом могут
устанавливаться отдельные ограничения
прав и свобод с указанием пределов и
срока их действия (ч.1, ст.56).

Чрезвычайное
положение на всей территории РФ и в ее
отдельных местностях может вводиться
при наличии обстоятельств и в порядке,
установленных федеральным конституционным
законом (ч.2. ст.56).

Таким законом
является Федеральный конституционный
закон РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном
положении». Этот Закон в ст.1 определяет
чрезвычайное положение как вводимый
в соответствии с Конституцией РФ и
настоящим законом особый правовой режим
деятельности органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
организаций, их должностных лиц,
общественных объединений, допускающий
отдельные ограничения прав и свобод
граждан, иностранных граждан, прав
организаций и общественных объединений,
а также возложение на них дополнительных
обязанностей.

Введение чрезвычайного
положения является временной мерой,
применяемой исключительно для обеспечения
безопасности граждан и защиты
конституционного строя Российской
Федерации (ч.2. ст.1).

а) попытки
насильственного изменения конституционного
строя России, захвата или присвоения
власти, вооруженный мятеж, массовые
беспорядки, террористические акты,
блокирование или захват особо важных
объектов или отдельных местностей,
межнациональные, межконфессиональные
и региональные конфликты;

б) чрезвычайные
ситуации природного и технического
характера, чрезвычайные экологические
ситуации, требующие аварийно-спасательных
и других неотложных работ.

Чрезвычайное
положение на всей территории РФ или в
ее отдельных местностях вводится указом
Президента РФ с незамедлительным
сообщением об этом Совету Федерации и
Государственной Думе Федерального
собрания РФ. При этом указ Президента
РФ незамедлительно передается на
утверждение Совета Федерации.

— обстоятельства,
послужившие основанием для введения
чрезвычайного положения;

— обоснование
необходимости введения чрезвычайного
положения;

— границы территории,
на которой вводится чрезвычайное
положение;

— силы и средства,
обеспечивающие режим чрезвычайного
положения;

— перечень
чрезвычайных мер и пределы их действия,
исчерпывающий перечень временных
ограничений прав и свобод граждан РФ,
иностранных граждан и лиц без гражданства,
прав организаций и общественных
объединений;

— государственные
органы (должностные лица), ответственные
за осуществление мер, применяемых в
условиях чрезвычайного положения;

— время вступления
указа в силу, а также срок действия
чрезвычайного положения (ст. 5).

Указ Президента
РФ подлежит незамедлительному
обнародованию по каналам радио и
телевидения, а также официальному
опубликованию.

Совет Федерации
в срок, не превышающий 72 часа с момента
обнародования указа, рассматривает
вопрос об утверждении этого указа и
принимает соответствующее постановление.

Если Совет Федерации
не утвердит указ Президента РФ, то данный
указ утрачивает силу по истечении 72
часов с момента его обнародования, о
чем оповещается население.

Срок действия
чрезвычайного положения, вводимого на
всей территории РФ, не может превышать
30 суток, а вводимого в отдельных местностях
– 60 суток. По истечении этого срока
чрезвычайное положение считается
прекращенным или он может быть продлен
указом Президента РФ в порядке,
определенным законом.

При устранении
обстоятельств, на основании которых
было объявлено чрезвычайное положение,
ранее 30-ти или 60-ти суток Президент РФ
отменяет его своим указом полностью
или частично.

— полное или
частичное приостановление полномочий
органов исполнительной власти субъектов
РФ и местного самоуправления;

— установление
ограничений на свободу передвижения,
введение особого режима въезда на
территорию, на которой введено чрезвычайное
положение и выезда их нее, ограничений
на въезд иностранных граждан и лиц без
гражданства;

— усиление охраны
общественного порядка и важных объектов;

— установление
особого порядка продажи, приобретения
и распределения продовольствия и
предметов первой необходимости;

— запрещение
забастовок и иных способов приостановления
или прекращения деятельности организаций;

— запрещение или
ограничение проведения собраний,
митингов, демонстраций, шествий и
пикетирования и т.п.

— ограничение
движения транспортных средств и
осуществление их досмотра и др.

— введение
комендантского часа, т.е. запрета в
установленное время суток находиться
на улицах и в иных общественных местах
без специально выданных пропусков и
документов, удостоверяющих личность
граждан;

— ограничение
свободы печати и других средств массовой
информации, введение цензуры, временное
изъятие или арест печатной продукции,
множительной техники и др.;

— приостановление
деятельности политических партий и
иных общественных объединений;

— проверка документов,
удостоверяющих личность граждан, личный
досмотр, досмотр вещей, жилища и
транспортных средств;

— ограничение или
запрещение продажи оружия, боеприпасов,
взрывчатых средств и т.п.;

— выдворение в
установленном порядке лиц, нарушающих
режим чрезвычайного положения и не
проживающих на территории, на которой
введен режим чрезвычайного положения
и иные меры.

— временное
отселение жителей в безопасные районы;

— введение карантина,
проведение санитарно-противоэпидемических,
ветеринарных и других мероприятий;

— отстранение от
работы, на период действия чрезвычайного
положения, руководителей организаций
всех форм собственности в связи с не
надлежащим исполнением ими своих
обязанностей и назначение на их место
других руководителей;

— мобилизация
трудоспособного населения, привлечение
транспортных средств граждан и иные
меры.

Одновременно
вводятся ограничения права граждан на
участие в выборах и референдумах,
которые не проводятся в течение всего
периода действия чрезвычайного положения.
Может быть приостановлено действие
правовых органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного
самоуправления.

Для обеспечения
режима чрезвычайного положения
используются силы и средства органов
внутренних дел, уголовно-исполнительной
системы, федеральных органов безопасности,
внутренних войск, а также силы и средства
МЧС. В исключительных случаях привлекаются
Вооруженные Силы РФ и другие воинские
формирования.

Для единого
управления этими силами указом Президента
РФ назначается комендант территории,
на которой введено чрезвычайное
положение. Он издает приказы и распоряжения
по вопросам обеспечения режима
чрезвычайного положения, устанавливает
время суток действия комендантского
часа и решает другие вопросы.

Для координации
действий сил и средств, обеспечивающих
режим чрезвычайного положения, в составе
комендатуры территории указом Президента
РФ может быть создан объединенный
оперативный штаб из представителей
органов, обеспечивающих режим чрезвычайного
положения. Штабом руководит комендант
территории.

На территории, на
которой введено чрезвычайное положение,
указом Президента РФ может вводиться
особое управление этой территорией
путем создания временного специального
органа управления. В случае, если он не
обеспечил достижение целей введения
чрезвычайного положения, может быть
создан федеральный орган управления
территорией.

Федеральный
Конституционный закон РФ «О чрезвычайном
положении», кроме указанных положений,
закрепляет гарантии прав граждан и
ответственность граждан и должностных
лиц в условиях чрезвычайного положения.
При этом он установил порядок применения
мер и временных ограничений, порядок
задержания граждан, нарушивших правила
комендантского часа, ответственность
за нарушение требований режима
чрезвычайного положения и лиц, участвующих
в его обеспечении и др.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector