Советы юристов
Назад

Взыскание задолженности по налогам судебным приказом

Опубликовано: 14.06.2019
0
6

Что представляет собой судебный приказ?

​Под судебным приказом понимается принятое в порядке приказного судопроизводства постановление, в соответствии с которым то или иное управомоченное лицо (например, государственный орган — такой как Налоговая служба) получает законное право взыскать с должника (например, гражданина или организации) ту или иную денежную сумму в соответствии с законом или договором.

Приказное судопроизводство характеризуется:

  • достаточно быстрым рассмотрением иска судом;
  • рассмотрением дела без участия истца (управомоченной стороны, кредитора) и ответчика (обязанной стороны, должника);
  • вынесением постановления при наличии неоспоримых доказательств того, что ответчик чем-то обязан перед истцом (исходя из договора или положений законодательства — как в случае с налогами).

Во многих случаях взыскание долга (в рассматриваемом сценарии — налога) на практике осуществляет Служба судебных приставов. Судебный приказ — тот документ, на основании которого будут действовать приставы.

Судебный приказ на взыскание налога оформляется вне зависимости от величины долга гражданина или организации перед бюджетом. Это отличает «налоговый» судебный приказ, к примеру, от того, что оформляется в рамках гражданского судопроизводства — который может быть применен, только если сумма искового требования в рамках гражданских правоотношений не превышает 500 000 рублей.

Если сумма больше — дело будет рассматриваться в рамках стандартной процедуры гражданского судопроизводства, при которой исковое заявление управомоченной стороны к обязанной рассматривается по существу. Если суд посчитает аргументы истца правомерными, а доказательства ответчика недостаточными, то выносит решение в пользу первого. В этом случае именно соответствующее решение будет основанием для взыскания суммы долга судебными приставами с обязанной стороны.

В административном судопроизводстве подобных ограничений не предусмотрено, но регламентирован ряд сценариев, при которых ответчик — в данном случае, налогоплательщик, может активно защищать свои права.

Рассмотрим более подробно специфику взыскания налоговых долгов с применением судебных приказов.

Судебный приказ как инструмент взыскания задолженностей по налогам: нюансы

Судебный приказ, удостоверяющий право ФНС взыскать с должника не уплаченные в бюджет налоги, издается в общем случае мировым судьей на основании заявления Налоговой службы.

Данное заявление направляется налоговиками в суд при условии, что к тому моменту специалисты ведомства предприняли иные попытки взаимодействия с налогоплательщиком по вопросам долга. Например — в случае, если гражданин или организация, не заплатившие налог, не осуществили его перечисление (дополненное предусмотренными законом штрафами и пенями) по факту получения от ФНС уведомлений или требований об уплате данного налога.

Что представляет собой судебный приказ

Направить исковое заявление в мировой суд ФНС вправе в течение 6 месяцев с даты невыполнения гражданином или организацией обязанностей по уплате налогов в бюджет. В принципе, возможно продление данного срока — если ФНС аргументирует его пропуск уважительной причиной. Но, так или иначе, крайний срок исковой давности по налоговым долгам, установленный законодательством РФ — 3 года.

Данная процедура подробно описана в письмах ФНС России от 21.10.15 г. № ГД-4-8/18401@ и № ГД-4-8/18402@, в которых налоговым органам рекомендовано осуществлять определенные действия. Рассмотрим их.

1. Актуализация данных о месте жительстве должника

После наступления срока уплаты налогов по «единому» уведомлению и проверки информации об этой уплате налоговый орган не позднее 4 рабочих дней направляет в территориальный орган ФМС России запрос о получении актуальных сведений о месте жительства (пребывания) физического лица.

Такой запрос направляется только в отношении должников, имеющих сумму недоимки более 50 тыс. руб., причем направляется в пределах одного субъекта. Если у налогового органа имеются сведения о смене налогоплательщиком места жительства (пребывания), то запрос направляется по новому месту жительства (пребывания).

2. Зачет переплаты

В п. 2 письма ФНС России № ГД-4-8/18401@ налоговым органам рекомендовано на постоянной основе осуществлять анализ данных информационного ресурса местного уровня «Расчеты с бюджетом» о наличии у налогоплательщика излишне уплаченных сумм и задолженности по одному виду налогов, а также о пенях и штрафах с целью выявления излишне уплаченных сумм и проведения зачетов в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ.

На практике распространена ситуация, когда физическое лицо — налогоплательщик оплачивает личные налоги, используя чужую банковскую карту, и считает свою налоговую обязанность исполненной. В письме Минфина России от 14.09.15 г. № 03-02-08/52779 разъяснено, что налогоплательщик должен по закону самостоятельно осуществить прямую обязанность по уплате налога, если в законодательстве о налогах и сборах не предусмотрено иное.

В настоящее время многие налогоплательщики уплачивают налоги через банки в системе он-лайн, но и в этом случае нельзя идентифицировать налогоплательщика. Финансисты отметили, что лишь в будущем, когда развитие платежной системы позволит обеспечить идентификацию физического лица в случае использования чужой банковской карты, в НК РФ будут внесены необходимые изменения в части исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

3. Формирование документа о выявлении недоимки

Проведя анализ и выявив недоимку у налогоплательщика, налоговый орган не позднее 5 рабочих дней после наступления срока уплаты имущественного налога формирует документ о выявлении такой недоимки — это внутренний документ, который составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3.10.12 г. № ММВ-7-8/662@, и хранится в налоговом органе.

4. Направление требования об уплате недоимки

Налоговый орган направляет физическому лицу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (далее — требование).

Сроки направления требования зависят от суммы недоимки физического лица (табл. 1).

Требование может направляться физическому лицу в электронной форме или иным способом (лично под расписку или по почте заказным письмом) (табл. 2).

Срок исполнения требования рекомендовано устанавливать от 30 до 45 календарных дней (п. 4 письма ФНС России № ГД-4-8/18401@).

5. Информирование должника

После истечения срока исполнения физическим лицом требования налоговый орган должен проинформировать должника (его законного или уполномоченного представителя) об имеющейся задолженности, если ее общая сумма, подлежащая взысканию, составляет более 10 тыс. руб., а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга — более 50 тыс. руб.

Номер телефона физического лица устанавливается из любых доступных источников (в том числе справочников АТС), при этом налоговым органам рекомендовано звонить гражданам только в рабочие дни с 8 до 20 часов по местному времени и соблюдать положения Федерального закона от 27.07.06 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Взыскание задолженности по налогам судебным приказом

6. Информирование работодателя

По истечении срока исполнения требования, но не позднее одного месяца со дня истечения этого срока, налоговый орган информирует работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих недоимку, т. е. работодателю направляется список работников-должников с указанием фамилии и инициалов физических лиц, задолженности (без наименования объекта налогообложения), а также контактных данных налогового органа.

Налоговые органы информируют работодателя письменно не реже одного раза в год по форме, образец которой приведен в приложении № 1 к письму ФНС России № ГД-4-8/18401@.

7. Формирование списка должников для проведения процедуры взыскания задолженности

4 месяцев со дня, когда общая сумма недоимки лица превысила 3 тыс. руб. и по которым не были ранее направлены заявления о взыскании в суд общей юрисдикции;

3 месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки в случае, если такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 3 тыс. руб.

8. Взаимодействие с органами регионального и местного самоуправления

Налоговый орган взаимодействует с органами регионального и местного самоуправления для оказания содействия в информировании физического лица об имеющейся у него задолженности по имущественным налогам. После вступления в законную силу судебного акта о взыскании недоимки за счет имущества физического лица налоговый орган передает сведения о задолженности для дальнейшего отражения справочно в Едином платежном документе (ЕПД).

Таким образом, физическое лицо-должник появляется в справочнике ЕПД.

9. Направление документа работодателю для взыскания задолженности

Если сумма задолженности не превышает 25 тыс. руб., налоговые органы должны направить исполнительный лист (от судебных приставов) (ст. 9 Федерального закона от 2.10.07 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ) либо судебный приказ, вступивший в законную силу (минуя судебных приставов), в срок не позднее 10 рабочих дней в организацию (т. е. напрямую работодателю) или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и другие периодические платежи.

До направления указанных документов налоговые органы должны запросить в ПФР информацию о страхователе, осуществляющем обязательные платежи (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование).

Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 200 тыс. руб. (для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга — 300 тыс. руб.), контроль за полнотой и качеством процедуры взыскания задолженности с этого налогоплательщика осуществляется управлениями ФНС России по субъектам РФ, если превышает 3 млн руб. — Управлением по работе с задолженностью ФНС России.

Ответственность работодателей

После получения от налоговых органов исполнительных документов работодатель должен удержать из заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику-должнику, сумму налоговой задолженности. При этом работодателю необходимо учитывать некоторые ограничения:

  • не со всех выплат может быть удержана задолженность работника по налогам;
  • суммы недоимки взыскиваются с учетом ограничения размера удержаний из заработной платы;
  • удержание суммы недоимки должно производиться в соответствии с установленной очередностью.

Так, взыскание задолженности не может быть обращено на некоторые виды доходов работников, перечень которых приведен в п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ, например выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца; выплаты лицам, получившим увечья при исполнении ими служебных обязанностей;

выплаты в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде; пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; «детские пособия».

Статьей 138 ТК РФ установлено, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50% заработной платы, причитающейся работнику. Если удержания осуществляются по нескольким исполнительным документам, за работником должно быть сохранено 50% заработной платы.

Может возникнуть ситуация, когда у работника помимо «налоговой» задолженности имеется исполнительный лист по другим обязательствам, в частности по алиментам, кредитам, за коммунальные услуги и др. Если с учетом установленного ограничения размера удержаний из заработной платы ее сумма оказывается недостаточной для погашения задолженности по нескольким исполнительным листам, то указанная сумма распределяется между взыскателями в следующей очередности (п. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

  1. в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
  2. во вторую — по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  3. в третью — по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (т. е. «налоговая» задолженность);
  4. в четвертую — все остальные требования.

При распределении каждой удерживаемой с должника денежной суммы требования взыскателей каждой последующей очереди удовлетворяются после исполнения требований взыскателей предыдущей очереди в полном объеме (п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Удержанную из заработной платы сумму «налоговой» недоимки следует перечислить налоговой инспекции в течение трех дней (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). 

Бывает так, что работник уволился, а за ним сохраняется неисполненная обязанность по исполнительным документам. Тогда работодатель должен сообщить об этом в налоговую инспекцию и направить исполнительный документ с отметкой о произведенных суммах удержаний (п. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Такое требование не распространяется на работодателей в отношении работников-должников, у которых задолженность по исполнительным документам погашена полностью.

Ответственность работодателя за нарушение законодательства об исполнительном производстве установлена в п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ. Так, нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, — влечет наложение административного штрафа на:

  • граждан в размере от 2000 до 2500 руб.;
  • должностных лиц — от 15 000 до 20 000 руб.;
  • юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. 

В соответствии с п. 11 письма ФНС России № ГД-4-8/18402@ налоговые органы обязаны информировать службу судебных приставов о работодателях, не исполнивших исполнительный документ (т. е. не перечисливших денежные средства в счет погашения «налоговой» задолженности работников) свыше двух месяцев. Соответственно налагать административный штраф будет служба судебных приставов (п. 1 ст. 23.68 КоАП РФ).

Таблица 1. Сроки направления требования об уплате недоимки

Общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование 

Срок направления требования физическому лицу

Свыше 3 тыс. руб. Не позднее 10 календарных дней со дня выявления недоимки
От 500 руб. до 3 тыс. руб. Не ранее 1 месяца, но не позднее 2 месяцев со дня выявления недоимки
Не превышает 500 руб. Не позднее 10 месяцев со дня выявления недоимки

Таблица 2. Способы направления требования об уплате недоимки

Способ передачи требования

Форма и количество экземпляров требования 

По телекоммуникационным каналам связи (порядок утвержден приказом ФНС России от 9.12.10 г. № ММВ-7-8/700@) либо через личный кабинет (порядок утвержден приказом ФНС России от 30.06.15 г. № ММВ-7-17/260@) Составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3.10.12 г. № ММВ-7-8/662@. Информация о подтверждении отправки налогоплательщику требования хранится в налоговом органе
Вручение лично (под расписку) либо направление по почте заказным письмом Составляется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3.10.12 г. № ММВ-7-8/662@. Один экземпляр вручается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю), а второй (с подписью налогоплательщика, подтверждающей вручение, или с документом, подтверждающим дату направления требования по почте заказным письмом), хранится в налоговом органе

На каком основании выдается судебный приказ?

Полезно будет подробнее изучить основания для выдачи мировым судьей приказа на взыскание налоговых долгов.

Как мы отметили выше, одним из условий вынесения судом постановления в формате судебного приказа является наличие неоспоримых доказательств того, что ответчик является обязанным лицом в рамках правоотношений с истцом. В данном случае — доказательств того, что ответчик обязан уплатить в пользу ФНС РФ налог:

  1. Появившийся исходя из наличия в собственности гражданина или организации имущества, облагаемого налогом. Например:
  • недвижимости;
  • транспортного средства.

Только лишь подтверждение того факта, что гражданин или фирма владеют тем или иным объектом, который подлежит налогообложению, будет достаточным доказательством того, что они являются обязанными лицами. Наличие в распоряжении суда документов, удостоверяющих право собственности ответчика, и будет основным доказательством того факта, что налогоплательщик имеет обязательства перед бюджетом.

  1. Появившийся вследствие получения гражданином или организацией дохода. Например:
  • от предпринимательской деятельности;
  • от продажи какого-либо имущества;
  • от получения имущества в дар.

В этом случае перечень возможных доказательств наличия у ответчика обязательств перед истцом может быть существенно более широким. Например, в случае с предпринимательской деятельностью соответствующими доказательствами могут быть выписки с расчетных, персональных счетов налогоплательщика. В случае с продажей или получением имущества в дар — выписки, предоставленные Росреестром (если предмет сделок — недвижимость), по которым может быть определена величина налогооблагаемой базы по имуществу.

Последствия издания судебного приказа

Выше мы отметили, что судебный приказ может быть использован управомоченной стороной — в случае с налогами, ФНС, в качестве основания для обращения в службу судебных приставов по вопросу принудительного взыскания долга. Также судебный приказ ФНС может направить в кредитно-финансовую организацию, в которой открыты счета налогоплательщика: долг в этом случае может быть погашен за счет денежных средств, размещенных на данных счетах.

Вместе с тем, использовать судебный приказ в указанных целях — право, а не обязанность ФНС. Конечно, Налоговая служба данное право, скорее всего, реализует, но, тем не менее, правовые последствия в отношении налогоплательщика наступают не по факту издания судебного приказа, а по факту действий ФНС, использующей данный приказ.

Таким образом, само по себе вынесение рассматриваемого приказа судом каких-либо правовых последствий для налогоплательщика не формирует (хотя и предполагает появление таковых с очень высокой вероятностью). При этом, у ФНС есть 3 года на обращение в Службу судебных приставов или в банк в целях взыскания задолженности у налогоплательщика с задействованием судебного приказа.

В свою очередь, налогоплательщик вправе задействовать механизмы, способные отложить наступление данных правовых последствий. А именно — предоставить возражения на исполнение рассматриваемого документа. Это нужно сделать в течение 20 дней после получения копии судебного приказа.

Изучим более подробно специфику соответствующих возражений.

Возражения по судебному приказу

Если ответчик — в данном случае, налогоплательщик, успеет подать возражения касательно судебного приказа, в мировой суд, рассмотревший иск от ФНС, в течение 20 дней, то соответствующий приказ отменяется на основании определения суда.

В данном определении фиксируется, что истец получает право направить исковое заявление в суд в рамках общего механизма рассмотрения споров в порядке административного судопроизводства.

Копии определения об отмене рассматриваемого документа направляются в ФНС и налогоплательщику в течение 3 дней после вынесения соответствующего определения.

Если судебный приказ будет отменен в силу, того, что должник направил в суд возражения, то ФНС, вероятнее всего, продолжит работу по взысканию долга, но на этот раз уже в стандартном формате административного судопроизводства. Он предполагает, что истец и ответчик будут присутствовать на слушании, предъявлять различные доказательства своей правоты.

Отменить судебный приказ налогоплательщику достаточно просто, но, как правило, гораздо сложнее — доказать свою правоту, и, в свою очередь, необоснованность претензий ФНС. В случае, если дело по налоговому спору будет гражданином или организацией проиграно — обязанной стороне придется понести затраты, представленные (не считая долга перед бюджетом) оплатой расходов ФНС, связанных с представлением интересов ведомства в суде.

Стоит отметить, что касательно данной нормы в среде экспертов, а также на различных уровнях судопроизводства (включая уровень Конституционного суда) наблюдаются достаточно активные дискуссии. Но текущие нормы права, равно как и формулировки судебных постановлений и определений пока что не позволяют говорить о том, что налогоплательщик, проигравший спор с ФНС, вправе рассчитывать на освобождение от уплаты судебных издержек ведомства.

Судебный приказ же не предполагает наличия у истца и ответчика больших издержек, не считая относительно небольшой государственной пошлины, которую уплачивает ФНС при подаче заявления в суд. Сумма данной пошлины обычно включается в общий долг налогоплательщика, а если судебный приказ отменен — возвращается ФНС либо учитывается при расчете пошлин при последующих судебных исках, если они будут подаваться налоговиками.

Если возражения не будут представлены в мировой суд в течение 20 дней, то судебный приказ приобретает полную силу (при условии, что ответчик не предоставит возражения позже, аргументировав их непредоставление в срок по уважительной причине). Истец — в данном случае, ФНС, получает экземпляр приказа, заверенный печатью суда. Данный документ может быть передан в Службу судебных приставов или в банк.

При этом, ФНС может попросить суд сразу направить заверенный судебный приказ на исполнение. В предусмотренных законом случаях документ формируется и направляется в Службу судебных приставов в электронном виде.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector