Советы юристов
Назад

Налоговый период и срок уплаты налога

Опубликовано: 14.06.2019
0
6

Состав местных налогов и сборов

По Налоговому
Кодексу
Российской Федерации

По Закону Российской
Федерации
«Об основах налоговой
системы
в Российской Федерации»

1) налог на имущество
организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

  1. налог на имущество
    организаций;

  2. лесной
    доход;

  3. налог
    на игорный бизнес;

  4. транспортный
    налог.

Таблица 4

По
Налоговому Кодексу Российской
Федерации

По
Закону Российской Федерации
«Об
основах налоговой системы
в
Российской Федерации»

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

  1. налог
    на имущество физических лиц;

  2. земельный налог;

  3. регистрационный сбор
    с физических лиц, занимающихся
    предпринимательской деятельностью;

  4. налог на рекламу;

То
есть выделяют налоги подоходно-поимущественные
(прямые) и налоги на потребление
(косвенные).

Прямыеналоги устанавливаются
непосредственно на доход или имущество
налогоплательщика. В связи с этим при
прямом налогообложении денежные
отношения возникают непосредственно
между налогоплательщиком и государством.
Примером прямого налогообложения в
российской налоговой системе могут
служить такие налоги, как земельный
налог, налог на доходы физических лиц,
налог на прибыль организаций, налог на
имущество физических лиц. В данном
случае основанием для обложения служат
владение и пользование доходами и
имуществом.

Косвенныеналоги взимаются в процессе
движения доходов или оборота товаров,
работ и услуг. Косвенными налогами
облагается оборот или операции по
реализации, в результате чего фактическим
плательщиком налога, как правило,
является потребитель. Эти налоги
включаются в виде надбавки в цену товара,
а также тарифа на работы или услуги и
оплачиваются потребителем.

Владелец товара, работы или услуги при
их реализации получает с покупателя не
только стоимость товара, работы, услуги,
но и налоговые суммы, которые затем
нужно перечислить государству. Косвенные
налоги нередко называют налогами на
потребление. Эти налоги переносят
реальное налоговое бремя на конечного
потребителя.

При косвенном налогообложении
налогоплательщиком является продавец
товара (работы или услуги), выступающий
в качестве посредника между государством
и фактическим носителем налога –
потребителем этого товара (работы или
услуги). Примером косвенного налогообложения
могут служить налог на добавленную
стоимость, акцизы, и др.

3)В основу классификации можно положить
и такой признак, как плательщик налога.
В этом случае следует выделить три
группы:

  • налоги, плательщиками которых являются
    физические лица (налог на доходы
    физических лиц и др.);

  • налоги, плательщиками которых являются
    организации (налог на имущество
    организаций, налог на прибыль организаций);

  • налоги, плательщиками которых являются
    организации и физические лица (земельный
    налог, транспортный налог, государственная
    пошлина).

4) По источнику, за счет которого
организации уплачивают налоги, различают
следующие налоги:

  • налоги, включаемые в стоимость продукции
    и оплачиваемые ее потребителями (НДС,
    акцизы);

  • налоги, относимые на затраты (налог на
    имущество организаций, земельный налог
    и др.);

  • налоги, уплачиваемые из прибыли – налог
    на прибыль и организаций;

  • налоги, уплачиваемые за счет прибыли,
    остающийся в распоряжении организаций
    после уплаты налога на прибыль.

5) По степени обложениявыделяют три
группы налогов:

  • прогрессивные, когда тяжесть
    налогообложения возрастает с ростом
    размеров дохода или иного объекта
    обложения. К этой группе налогов
    относятся, например, транспортный
    налог.

  • пропорциональные, когда тяжесть
    обложения не изменяется при изменении
    величины объекта (налог на добавленную
    стоимость, налог на имущество организаций,
    налог на прибыль организаций и др.);

  • регрессивные, когда тяжесть обложения
    снижается с ростом дохода или иного
    объекта обложения (государственная
    пошлина по делам, рассматриваемым в
    судах, единый социальный налог).

Первые могут быть использованы для
финансирования любых нужд государства.
Вторые имеют целевое назначение, и
финансовые средства, полученные от их
взимания, не могут быть использованы
на какие-либо иные нужды, кроме указанных
в законе. Налог на прибыль, НДС – это
общие налоги, а единый социальный налог
– специальный.

В основу классификации
налогов может быть положен и принцип
распределения
налоговых поступлений между
бюджетами разных уровней. Например: в
Федеральный бюджет платятся такие
налоги, как налог на добавленную
стоимость, налог на прибыль и др., в
бюджеты субъектов Российской Федерации
– налог на прибыль, налог на имущество
организаций, налог на доходы физических
лиц;

7) По времени уплаты налоги бывают:

  • текущие;

  • единовременные;

  • чрезвычайные.

Текущие налоги взимаются с определенной
периодичностью в течение всего времени
владения имуществом, получения дохода
в результате осуществления какой-либо
деятельности. Например, НДС платится
ежемесячно или ежеквартально, а
транспортный налог – ежегодно.

Уплата единовременных налогов связана
с совершением каких-либо нерегулярных
событий. Это относится, например, к тому
налогу, который был ранее, налогу на
имущество, переходящее в порядке
наследования и дарения. Обязанность
уплаты данного налога возникала у
физического лица при наследовании или
получении в дар жилого дома, дачи,
садового домика, автомобиля, ценных
бумаг и другого имущества.

Чрезвычайные налоги могут вводиться
государством в особых случаях, например,
начало военных действий.

Порядок заполнения платежного поручения

Платежное поручение — это оформленное документом определенной формы распоряжение от владельца счета для банка, обслуживающего этот счет, о списании конкретной денежной суммы на счет получателя, открытый в этом же банке или ином финансовом учреждении. Форма платежного поручения утверждена положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П. Оно используется для перечисления денежных средств:

  • за поставленные (выполненные, оказанные) товары (работы, услуги);
  • в бюджеты всех уровней, а также фонд социального страхования;
  • в целях возврата/размещения кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним;
  • в иных целях, предусмотренных законодательством или договором.

Налоговый период и срок уплаты налога

Бланк платежного поручения и образец его заполнения смотрите здесь.

Содержание платежного поручения и его форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом. Документом, регламентирующим порядок заполнения полей платежных поручений, является приказ Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н, в котором подробно описывается алгоритм заполнения каждого поля.

О том, какие реквизиты являются для платежного поручения основными, читайте в статье «Основные реквизиты платежного поручения».  

А о том, как перечень заполняемых реквизитов зависит от того, для кого предназначены перечисляемые средства, читайте здесь.

Обсуждаем на нашем форуме практические вопросы по заполнению платежек. Например, узнать, как заполняют платежное поручение по штрафу можно на ветке.

Рассмотрим подробно правила заполнения налогового периода в платежном поручении (поле 107 «Налоговый период») в 2018–2019 годах. Это поле заполняется при формировании платежных поручений на уплату налогов и взносов:

  1. Для указания периода, за который производится уплата налога (взноса).
  2. Для указания конкретной даты платежа — в исключительных случаях, установленных законодательством.

Поле 107 имеет 10 знаков, 8 из них указываются в определенном порядке, а оставшиеся 2 используются для разделения и заполняются точками. 1 и 2 знаками отмечается периодичность уплаты налога (взноса), которая может принимать такие значения:

  • месячная (МС);
  • квартальная (КВ);
  • полугодовая (ПЛ);
  • годовая (ГД).

4 и 5 знаки показателя соответствуют номеру выбранного периода:

  • для месячных платежей указывается номер месяца отчетного периода — такой номер может принимать значение от 01 до 12 по количеству месяцев в году;
  • для квартальных платежей приводится номер квартала — номер принимает значение от 01 до 04 по количеству кварталов;
  • для полугодия указывается номер полугодия, он имеет 2 значения: 01 и 02;
  • для платежей, осуществляемых один раз в год, проставляются нули.

3 и 6 знаки соответствуют символу «точка» и являются разделительными.

Знаки с 7 по 10 отведены для указания отчетного года. Если в законодательстве определена точная дата уплаты налога, то в поле платежного поручения «Налоговый период» указывается эта дата.

Поле «Налоговый период» может заполняться по платежам не только текущего года, но и прошедших периодов, если налогоплательщик сам обнаружил ошибки в уже сданной отчетности и самостоятельно доплачивает доначисленный налог (взнос). В этом случае в поле 107 должен быть отражен налоговый период, в который были внесены изменения.

Существует ряд ситуаций, при которых в поле «Налоговый период» указывается конкретная дата. Это происходит, когда взаимосвязанное поле 106 «Основание платежа» имеет определенную кодировку. Конкретная дата в таких ситуациях означает для основания платежа:

  • ТР — срок уплаты, установленный налоговым органом;
  • РС — дата уплаты части рассроченной суммы налога, исходя из существующего графика рассрочки;
  • ОТ — дата, когда завершается отсрочка платежа;
  • РТ — дата уплаты части реструктурируемой задолженности исходя из существующего графика реструктуризации;
  • ПБ — дата окончания процедуры, которая применяется в деле о банкротстве;
  • ПР — дата окончания приостановления взыскания;
  • ИН — дата уплаты части инвестиционного налогового кредита.

В случае, когда оплата происходит по выявленной в ходе налоговой проверки задолженности или по исполнительному листу, в поле «Налоговый период» указывается нулевое значение.

В случае авансовой уплаты налога в поле 107 указывается тот налоговый период, за который производится оплата.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При платежах таможне поле 107 заполняется совсеминаче.

Разберем на примерах правила заполнения поля «Налоговый период» в платежном поручении 2018–2019 годов

Пример 1

Организация перечисляет авансовый платеж по налогу на имущество за 3-й квартал 2018 года, следовательно, в поле 107 будет указано: КВ.03.2018.

Пример 2

Индивидуальный предприниматель уплачивает налог в связи с применением УСН за 2018 год, в соответствии с поданной в налоговый орган декларацией; значение поля 107 — ГД.00.2018.

Пример 3

Организация оплачивает ежемесячный платеж по НДФЛ за сентябрь 2018 года; значение поля 107 — МС.09.2018.

Пример 4

Организация уплачивает налог по требованию налогового органа, содержащему конкретный срок для уплаты – 26.09.2018; значение поля 107 — 26.09.2018.

Неверное заполнение поля 107 «Налоговый период» не приводит к признанию платежа в бюджет неперечисленным. Следовательно, плательщик может уточнить платеж при условии самостоятельного обнаружения ошибки (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Для уточнения платежа необходимо подать в ИФНС заявление о допущенной ошибке, составленное в произвольной форме, и приложить к нему копию платежного поручения. При необходимости проводится совместная сверка уплаченных налогов, по итогам которой составляется акт. На основании этого акта и письменного заявления о допущенной ошибке налоговым органом принимается решение об уточнении платежа.

4. Административно-технические принципы налогообложения:

  1. всеобщность обложения (охват всех
    слоев населения обложением налогами);

  2. равномерность обложения, прогрессивность
    (рост величины налога с ростом доходов
    плательщика).

  1. определенность обложения;

  2. удобство уплаты налогов;

  3. максимальное уменьшение издержек,
    связанных с взиманием налогов.

Наиболее применяемые в настоящее
время в налоговых системах экономически
развитых стран принципы налогообложения
можно классифицировать как экономические,
юридические и организационные.

К группе экономических принципов
относятся:

  • хозяйственная независимость;

  • справедливость;

  • соразмерность.

К группе юридических принципов
относятся:

  • учет интересов;

  • экономичность;

  • нейтральность;

  • установление налогов законами;

  • отрицание обратной силы налогового
    закона;

  • сочетание интересов государства и
    других субъектов налоговых отношений.

К группе организационных принципов
относятся:

    • единство налоговой системы;

    • подвижность (эластичность);

    • стабильность;

    • исчерпывающий перечень налогов;

    • гармонизация налогообложения.

При формировании налоговой системы
Российской Федерации были учтены
перечисленные принципы налогообложения.
С 1 января 1992 г. был введен в действие
Закон РФ «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. №
2118-1, в котором и были изложены основные
принципы налогообложения в РФ,
действовавшие до ввода в действие НК
РФ.

В целях совершенствования налоговой
системы в данный Закон постоянно
вносились изменения и дополнения,
касающиеся, в том числе и принципов
налогообложения. С введением в действие
части 1-й Налогового кодекса РФ с 1 января
1999 г. российская налоговая система
действует по принципам, максимально
приближенным к принципам организации
налоговых систем в странах с высоким
уровнем экономического развития.6

2. Функции налогов

Являясь основной формой финансового
обеспечения деятельности государства
в условиях рыночного хозяйствования,
налоги становятся одним из мощнейших
рычагов в руках государства, посредством
которого оно может осуществлять
регулирование процессов и тенденций,
происходящих в межбюджетных отношениях,
и через систем льгот и санкций оказывать
опосредованное воздействие на
производителей товаров, работ и услуг.

Налоговый период и срок уплаты налога

Функция налога – это способ выражения
сущностных свойств налога. Функция
показывает, как реализуется общественное
назначение данной экономической
категории как инструмента стоимостного
распределения и перераспределения
доходов. 7

В экономической литературе до сих пор
не установилось единого мнения о числе,
содержании и реализации налоговых
функций.

Во-первых, разные авторы приводят
различные комбинации налоговых функций,
в числе которых указывается фискальная,
экономическая, перераспределительная,
контрольная, регулирующая, социальная,
политико-экономическая, стимулирующая
и другие, часть из которых не имеет под
собой научного и теоретического
обоснования, чтобы отнести их к объективным
функциям налогов.

Во-вторых, часто подменяется понятие
«функции налогов» и понятие «цели и
задачи» налоговой системы.

У налогов имеются четыре основные
функции:

  • фискальная (распределительная);

  • регулирующая;

  • социальная;

  • контрольная.

Посредством фискальной
(распределительной) функции
налогов реализуется основное общественное
назначение налогов – формирование
финансовых ресурсов государства,
необходимых для осуществления возложенных
на него обществом функций.

Налоги являются важнейшими финансовыми
поступлениями в государственный бюджет,
и в этом состоит фискальная функция
налогов. В нашей стране более 80% доходов
бюджета дают следующие налоги: налог
на прибыль, налог на добавленную
стоимость, налог на доходы физических
лиц, ресурсные платежи, таможенные
пошлины и акцизы.

Регулирующая функция налогов
призвана решать посредством налоговых
механизмов те или иные задачи налоговой
политики государства, предполагает
влияние системы налогообложения на
экономические процессы и тенденции,
происходящие в обществе. Посредством
налогового механизма (налоговых ставок,
системы льгот, отсрочек уплаты налогов
и форм предоставления налогового
кредита и т.п.) государство может
регулировать инвестиционную деятельность
хозяйствующих субъектов, предпринимательскую
активность физических лиц и т.д.

Регулирующая функция, таким образом,
проявляется в процессе воздействия
налоговых отношений на макроэкономические
пропорции и поведение хозяйствующих
субъектов. Эта функция реализует не
только экономические отношения,
выражающие иерархическую подчиненность,
но и отношения экономических агентов
между собой.

В случае нарушения соотношения между
суммой денег в обращении (денежной
массой) и ценовой товарной массой и
появления в сфере обращения денег, не
закрепленных товаром, государство может
усилить роль косвенного налогообложения
для изъятия этих денег. Это позволит
государству осуществлять контроль за
движением денег в экономике и направлять
их в экономику для поднятия уровня
производства, что, в свою очередь,
способствует восстановлению необходимого
соотношения между этими важнейшими
экономическими показателями.

Таблица
1

Налоговые льготы

К
факультативным элементам налогообложения
относятся налоговые льготы.

Налоговая
льгота – это предоставленная налоговым
законодательством исключительная
возможность смягчения налогового
бремени для налогоплательщика.

Часто бывает, что налогом облагается
не весь объект, а только часть его. Кроме
того, некоторые виды деятельности или
категории налогоплательщиков могут
быть освобождены от уплаты налогов. Все
это определяется налоговыми льготами.
Налоговые льготы– предоставляемые
отдельным категориям налогоплательщиков
и плательщиков сборов преимущества,
предусмотренные законодательством о
налогах и сборах, по сравнению с другими
налогоплательщиками или плательщиками
сборов, включая возможность не уплачивать
налог или сбор, либо уплачивать их в
меньшем размере.

  • необлагаемый минимум – часть объекта
    налога, полностью освобождаемая от
    обложения;

  • налоговые вычеты;

  • изъятие из под обложения определенных
    частей объекта налога;

  • освобождение от уплаты налогов отдельных
    категорий плательщиков;

  • понижение ставок налога;

  • отсрочка взимания налогов.

  • отсрочка уплаты налога;

  • рассрочка уплаты налога;

  • налоговая амнистия.

При
наличии соответствующих оснований
налогоплательщик может воспользоваться
предусмотренными законодательством о
налогах и сборах льготами или отказаться
от их использования, если эта возможность
оговорена в законе.

Итоги

Платежное поручение — это документ, с помощью которого производится перечисление денежных средств получателю. Поле 107 «Налоговый период» заполняется при оплате налогов или взносов и несет в себе ключевую информацию о периоде, за который осуществляется платеж. От правильности заполнения этого поля зависит точность идентификации платежа контролирующим органом и, как следствие, однозначность отнесения его к соответствующему налоговому периоду.

Налоговый период по налогу на прибыль — год. Продолжительность первого и последнего налогового периода в жизни организации определяется по правилам ст. 55 НК РФ. В декларации по налогу на прибыль отчетный и налоговый периоды указываются в соответствии с кодами, указанными в приложении 1 к Порядку заполнения декларации.

Налоговая ставка, налоговый оклад и источник уплаты налога

Налоговая ставка – это величина налоговых
начислений на единицу измерения налоговой
базы (ст. 53 НК РФ). Различают процентные
и твердые ставки. Процентные (адвалорные)
ставки установлены в процентах к
налоговой базе. Твердые (специфические)
ставки устанавливаются в рублях (или
других стоимостных единицах измерения)
на единицу обложения.

Если налоговую базу умножить на налоговую
ставку, то в результате получим величину,
которая называется налоговым окладом.

Налоговый оклад – это сумма, вносимая
плательщиком в государственную казну
по одному налогу.

Источник налога – это доход, из которого
субъект уплачивает налог. По ряду налогов
объект и источник налога могут совпадать.
Например, налог на прибыль, налог на
доходы физических лиц.

Источник налога – это резерв,
используемый для его уплаты. Источником
налога являются доход и капитал
налогоплательщика, а применительно к
хозяйственной деятельности предприятия
– такие экономические показатели, как
себестоимость, финансовый результат,
прибыль.14

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector