Советы юристов
Назад

Дом фермера на землях сельхоз назначения

Опубликовано: 17.06.2019
0
7

Как получить земельный участок для ведения фермерского хозяйства?

Согласно статьям 77-81 Земельного Кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения считаются территории, расположенные за границами городских и/или сельских поселений и предназначенные исключительно для  ведения сельского хозяйства, а также некоторых видов сельскохозяйственной перерабатывающей деятельности.

Теми же статьями регулируется и перечень тех видов деятельности, которые можно вести на землях этого типа:

  • Сельскохозяйственное производство
  • Переработка и хранение сельхозпродукции
  • Ведение научной и исследовательской деятельности в области сельского хозяйства.

Однако перед владельцами земель сельхозназначения регулярно встает вопрос – какие здания можно возводить на территории, какие параметры обязательно должны быть соблюдены, какие разрешающие документы требуются, где их получать и как регистрировать строения.

Строительство и перечень объектов, которые можно возводить на землях сельхозназначения, регламентируются видом пользования землей. Сегодня в России существуют несколько основных видов:

  • КФХ – крестьянско-фермерское хозяйство.
  • СНТ – садоводческое хозяйство. Сюда же относятся земли дачного строительства.
  • Личное приусадебное (подсобное) хозяйство. В этой статье мы отвечали на вопрос, что такое ЛПХ.

Таким образом, строительство:

  • Дачи, дачного дома – возможно на сельскохозяйственных землях, для которых прописано «для дачного строительства».
  • Нежилого хозяйственного помещения (сарай, ферма, хранилище для урожая) – возможно на любых типах земель сельхозназначения.
  • Коттеджа для круглогодичного проживания — только на землях фермерских хозяйств и на землях для личного приусадебного хозяйства.

Дом фермера на землях сельхоз назначения

Желательно до приобретения земли в собственность очень внимательно ознакомиться с кадастровым паспортом участка. В паспорте обязательно прописывается перечень, содержащий виды деятельности, которые можно проводить на данном участке.

Они могут быть следующими:

  • Сельхозпроизводство.
  • Пашня.
  • Сенокос.
  • Под выпасы, пастбища.
  • Под растениеводство, садоводческую деятельность.
  • Под личное приусадебное хозяйство с возможностью застройки или без оной.

Почему стоит ознакомиться с данной информацией заранее?

При покупке недвижимости очень многие продавцы уверяют, что перевести землю из одной категории в другую не составляет никаких проблем. Это скорее рекламный трюк и желание поскорее и подороже продать имеющийся участок.

Перевод земельного участка всегда зависит от решения местных властей. И если чиновник не посчитает необходимым сменить кадастровый вид деятельности, то ни о каких дальнейших разрешениях на строительство речи уже идти не будет. На практике ситуация, когда органы местного самоуправления дают отказ, встречается повсеместно.

Самой простой и выгодной покупкой для реализации планов по строительству загородного дома является участок земли под дачное строительство или под садоводство.

При этом строительство данного дома может осуществляться без разрешения органов местного самоуправления, и при регистрации по «дачной амнистии» это разрешение не будут требовать, так же как не  должны интересоваться давностью постройки.

Статья, в которой вы узнаете, как оформить дом по дачной амнистии.

Единственным моментом, который стоит учесть при возведении дома на дачном участке, — это Устав дачного общества, в котором могут быть прописаны ограничения на расположение строения относительно дороги, заборов и соседей.

Другим ограничением, на которое обычно не обращают внимание при покупки земли для дачного строительства, является то, что на этих землях можно возводить только по одному объекту определенного типа.

То есть, если жилой дом — то только один, также как и одна баня. Однако, никто не мешает построить на участке два дома, зарегистрировав один из них, как дом для постоянного проживания, а другой — как летний или гостевой дом.

Кроме всего выше перечисленного, приобретение участка типа «под дачное строительство» позволяет экономить на налогах и расходах на содержание, так как эти земли облагаются самым низким налогом, вся инфраструктура обслуживается дачным обществом (всеми участниками «вскладчину», а не лично собственником), большая часть вопросов решается внутри общества.

Земли сельскохозяйственного назначения под ведение колхозно-фермерской деятельности продаются обычно крупными наделами — от 3-х га, что казалось-бы, позволяет спроектировать целую родовую усадьбу, выстроить огромный дом для будущих поколений.

Однако, в случае возведения дома на землях КФХ, собственнику участка потребуется доказать местным властям тот факт, что он действительно ведет крестьянско-фермерскую деятельность. Единственным доказательством необходимости возведения коттеджа сегодня является наличие животноводческой фермы, так как уход за животными требует ежедневного присутствия человека.

Из опыта: ферма не обязательно должна быть крупных размеров, достаточно иметь несколько голов кроликов или 20 голов птицы, которые требуют ежедневного корма и воды в поилках, чтобы доказать ведение фермерской деятельности.

Следует помнить, что перед возведением любого строения на землях, относящихся к КФХ, необходимо получать разрешение на строительство в органах местного самоуправления.

Для этого в указанные органы придется предоставить документы, подтверждающие право собственности, документы, указывающие на наличие фермерского статуса и ведение фермерской деятельности, а также копию проекта дома.

Загляните в статью о том, как получить разрешение на строительство дома на собственном участке.

Прописка (постоянная регистрация по месту жительства) даже в капительных жилых строениях, отвечающих всем требования к современной инфраструктуры, — самая большая проблема в современном российском законодательстве.

Даже в свете последних актов, предусматривающих возможность постоянной регистрации в домах, возведенных на территории дачных поселков и садоводческих товариществ, получение прописки в коттедже на земле КФХ даже в процессе судебного разбирательства является маловероятным.

Проблема заключается в следующем:

  • В законодательстве РФ не прописано четких критериев, которые бы однозначно определяли возведенное строение как жилое помещение, пригодное для круглогодичного проживания.
  • Законность любой постройки для постоянного проживания на землях сельхозназначения, а также возможность получения постоянной регистрации в ней доказывается только в суде и только после проведения нескольких экспертиз. При этом сами эксперты, опять же отсылая к тому, что в законе не прописано критериев, вынуждены оперировать только личными суждениями и умозаключениями. Так что любой суд может отправить на новые экспертизы и так далее – по порочному кругу.

Однако прописка в коттедже или доме, возведенном на землях КФХ, возможна после следующих действий:

  1. Регистрации дома как объекта собственности (по разрешению, полученному ранее на основании необходимости постоянного присутствия человека в фермерской деятельности),
  2. Получение паспорта БТИ

Снести возведенный дом по закону могут только в следующих случаях:

  • Строение наносит доказанный ущерб соседям,
  • Дом возведен в природоохраняемой зоне (рядом с питьевым водоемом, в заповеднике или питомнике),
  • Здание оказалось возведено в непосредственной близости к магистральной инфраструктуре – на газовой трубе, рядом с кабелями высокого напряжения, на месте прохождения автотрассы. Поэтому стоит крайне внимательно отнестись к изучению всей строительной документации, которая касается непосредственного того участка, на котором планируется возведение дома.

В случае, если здание попало под вышеуказанные пункты, его собственника могут по суду обязать к сносу строения, при этом государство и муниципальные органы не станут возмещать расходы собственника на строительство и создание инфраструктуры.

Во всех других случаях, даже если дом не будет выведен в жилой фонд и в нем будет запрещена регистрация, обязать собственника снести его нельзя.

Приобретение участка земли под колхозно-фермерское хозяйство не означает, что собственник автоматически должен стать фермером — вести или не вести фермерскую деятельность дело сугубо добровольное.

Закон не определяет ни сроков, в течение которых собственник земли должен приступить к ведению хозяйства, ни условий приобретения этого типа земель только действующими фермерами. В конце-концов, собственник может сдавать весь свой участок в аренду другому фермеру.

Законодательство требует регистрации лица в качестве фермера только в случае, если собственник планирует и/или осуществляет производство сельскохозяйственной продукции на продажу.

Однако, как было описано выше, для получения разрешения на строительство на землях КФХ фермерскую деятельность придется организовывать, а здесь уже не обойтись без того, чтоб не стать фермером, то есть субъектом коммерческой деятельности со всеми вытекающими.

Вопросы отчуждения земельного участка колхозно фермерского хозяйства полностью регламентируются  законам РФ.

В частности в законе предусмотрены случаи, когда участок может быть изъят у собственника при:

  • нанесении вреда почвам
  • захламлении земель
  • отравлении земель,
  • уничтожении плодородного слоя.

Доказать все выше перечисленное можно только по результатам экспертизы. А подобная экспертиза может дать положительный результат только в случаях, если собственник устроил на своей земле свалку химических или радиоактивных отходов.

Остается еще один пункт закона, по которому «могут придраться» проверяющие органы — неиспользование земель по назначению.

Однако, достаточно собственнику высадить несколько плодовых деревьев или кустарников, организовать грядку с зеленью или регулярно обкашивать участок, как все вопросы у проверяющих пропадут сами по себе. Нигде в законах не указан объем сельскохозяйственных работ.

Отсутствие у собственниках земли колхозно-фермерского хозяйства статуса фермера, так же как и отсутствие фермерской деятельности в виде производства сельскохозяйственной продукции на продажу, не является поводом для изъятия земельного участка из собственности.

Все земли сельхозназначения, независимо от типов, предполагают возможность строительства внутренних коммуникаций и дорог. Дороги могут связывать как строения  в границах одного участка, так и соседние участки, использоваться для проезда спецтехники хозяйственного назначения, грузовых и легковых автомобилей, перегона скота и прохода людей.

Максимальные и минимальные размеры земли для ЛПХ, КФХ и с/х

При формировании земли для ЛПХ, КФХ и С/Х обязательно учитывать предельные размеры участков. Такие размеры определяются или законом субъекта или распоряжением местной администрации. Несоблюдение установленных размеров участков повлечет невозможность постановки на кадастровый учет земли.

Каждый вновь образуемый участок земли, независимо от установленного вида целевого использования, обладает определенными параметрами, размеры которых обязаны соответствовать нормам, закрепленным законодательством.

Площадь образуемого участка земли, предусматривающего ведение личного подсобного (ЛПХ), крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) или сельскохозяйственного производства (С/Х) не должна превышать или быть меньше допустимой площади.

Определенные в законодательстве предельные размеры позволяют не только избежать дробления земли на мелкие участки, но и помогут не допустить скопления большого количества гектаров земли в руках одного землевладельца.

Предельные максимальные и минимальные параметры земельных участков, регламентируются Земельным кодексом и Градостроительным кодексом РФ, а также законами субъектов и нормативными актами местных органов самоуправления.

Градостроительный кодекс предусматривает установление предельных параметров в регламентах (градостроительных), включающих в себя правила землепользования соответствующей территории и ее застройки (ПЗЗ).

Предельные размеры участков земли, по которым такие регламенты не установлены, регулируются законодательством на уровне субъекта или местного самоуправления в зависимости от вида целевого использования участка.

Как земли сельхозназначения перевести в КФХ?

Многие бизнесмены с большой выгодой пользуются этим, осуществляя следующие шаги:

  • Обзаводятся землями сельскохозяйственного назначения по рыночной стоимости или еще ниже;
  • Осуществляют смену категории земельного надела;
  • Реализуют землю с огромной прибылью.

Однако возникают вопросы, можно ли переоформить земли сельскохозяйственного назначения в крестьянско-фермерские хозяйства и каким образом это юридически корректно осуществить? Ответам на эти и другие вопросы и посвящена данная статья.

Фермерские земельные территории принадлежат к землям сельскохозяйственного назначения. Земельное законодательство России определяет их как земельные площади, расположенные за пределами населенных пунктов, предназначенные для потребностей сельского хозяйства и предоставляемые для данных задач.

Земли сельскохозяйственного назначения включают в себя крестьянские угодья, внутрихозяйственные дороги и коммуникации, водные объекты, а также здания, постройки и сооружения, обязательно применяемые для производства, хранения и дальнейшей переработки сельхозпродукции.

Механизм изменения разновидности земель для фермерских хозяйств регулируется статьями 11 и 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Что необходимо для изменения разновидности и назначения земли?

Последовательность необходимых действий выглядит следующим образом:

  • Переоформив землю сельскохозяйственного назначения во владение, направьтесь с ходатайством об ее переводе в крестьянское хозяйство в исполнительные органы власти;
  • Одновременно подготовьте требуемый пакет документов;
  • Передав необходимые документы вместе с ходатайством, подождите, так как решение о согласии или отказе в переводе земли выносится в течение трех месяцев.

Если компетентные органы власти вынесли положительный вердикт о смене разрешенного использования земельного надела, то вам остается только уплатить все обязательные платежи и получить документы.

Для переоформления земель из действующей разновидности в альтернативный вид направьте ходатайство о переоформлении земель в орган исполнительной власти или местные органы власти, имеющие полномочия на прием таких ходатайств.

Содержимое ходатайства о переоформлении земель и список дополняемых к нему документов регламентируется:

  • Органами власти субъектов Российской Федерации касательно земель сельскохозяйственного назначения или земель запаса, кроме земель, пребывающих во владении Российской Федерации;
  • Правительством Российской Федерации касательно других земель.

В ходатайстве о переоформлении наделов земли укажите:

  • Кадастровый номер надела земли;
  • Разновидность земли, в которую на текущий момент включен участок, а также та разновидность земель, куда вы планируете перевести надел;
  • Аргументацию необходимости перевода участка земли;
  • Подтверждение правомерности обладания участком.

К ходатайству о переоформлении участков земли приложите:

  • Выписку из Государственного земельного кадастра касательно данных о наделе земли, переоформление какового из разряда земель нынешней разновидности в иную предстоит преобразовать;
  • Копию документа, удостоверяющего личность заявителя – физического лица, либо выписка из единого государственного реестра для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;
  • Выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии вашей прерогативы на надел земли, переоформление какового из разряда земель нынешней разновидности в иную вы намереваетесь произвести;
  • Заключение государственной экологической экспертизы в ситуации, если ее осуществление зафиксировано федеральными законами;
  • Согласие хозяина надела на перевод земли в альтернативную категорию;
  • Подсчеты ущерба сельскохозяйственному производству и лишений лесного хозяйства.

Органы исполнительной власти или местные органы власти ходатайствуют, минуя согласие собственников участков земли, о переоформлении наделов из одной разновидности в другую без реквизиции у владельцев, для сформирования особо охраняемых природных территорий, либо по причине установления или преобразования черты поселений.

Задачи, имеющие своей целью строительство на землях сельскохозяйственного назначения, не изменяя целевого назначения, с финансовой точки зрения разумнее решать следующим путем.

Так как существует градостроительное требование для минимальных площадей наделов сельскохозяйственного назначения – не меньше одного гектара, которое необходимо учесть заранее, можете вначале осуществить выделение участков данной площади с регистрацией каждого из них по отдельности, а после этого переоформите их в крестьянско-фермерское хозяйство, либо переведите сразу целый участок в крестьянско-фермерское хозяйство.

Крестьянско-фермерское хозяйство – это, по сути, приобретение права на строительство (на не менее 30% территории), конечно, при наличии всей требуемой проектной документации на застройку.

В том случае если в крестьянско-фермерское хозяйство был переоформлен весь надел и на нем вы собираетесь сооружать дома, то введите в состав хозяйства потенциальных застройщиков (приобретателей) и предоставьте им участки земли из состава земель самого хозяйства.

 Другими словами, площадь фермерского хозяйства делится на участки. Для этого также необходимо провести кадастровую съемку с внутренним делением участков.

Окончательный внутренний раздел закрепите, скрепленным подписями владельцев соглашением, приложив к нему схему границ.

Выделенные земельные участки можете зарегистрировать только как свои доли в общем пользовании, но на них, согласно проектам застройки, разрешено производить строительство. Объекты строительства (законченные или незаконченные) можете зарегистрировать на приобретение прав собственности в установленном порядке.

Далее же, в зависимости от желания дольщиков, можно или проживать на территории первоначального крестьянского хозяйства на собственных долях земли, или «разрушить» (путем принятия внутренних решений) фермерское хозяйство.

Избрав последний вариант, обратитесь в администрацию для того, чтобы получить соответствующее постановление и зарегистрировать в дальнейшем права владения на землю для крестьянско-фермерского хозяйства с определенными границами, с прежде оформленными в собственность сооружениями на ней.

Какие земли могут подойти для крестьянско-фермерских хозяйств:

  • Находящиеся недалеко от объектов транспортной инфраструктуры и линий электропередач. Это уменьшает затраты бизнесмена на доставку кормов и удобрений, подачу электроэнергии;
  • Присутствие коммуникаций уменьшит срок запуска крестьянско-фермерского хозяйства в работу, расходы на данный запуск и позволит создать комфортные условия во время пребывания на участке. Развитая коммуникационная сеть надела с близлежащим поселением позволит крестьянско-фермерскому хозяйству не только успешно функционировать в рамках сельскохозяйственной активности, но и заниматься этой благородной деятельностью в благоприятной обстановке, уделяя особенное внимание комфортным условиям труда работников данной сферы, а также поможет соблюсти все требования санитарно-эпидемиологических рекомендаций;
  • Не попадающие в категорию запрещенных законодательными актами земель участки;
  • Земли, площадь которых, должна быть достаточной для ведения крестьянско-фермерского хозяйства;
  • Земли, в непосредственной близости от которых находится населенный пункт, для покупки требуемого оборудования, продажи продукции и найма работников. Расположение надела в не столь отдаленной от благ цивилизаций местности, позволит без лишней головной боли заниматься фермерской деятельностью и не отвлекаться на транспортные трудности в нелегком деле ухода за крестьянско-фермерским хозяйством.

Муниципальные органы власти имеют право отказать в переоформлении земель сельскохозяйственного назначения в крестьянско-фермерское хозяйство в следующих случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

  • Присутствия в правовом поле, согласно федеральному законодательству, запрета на переоформление земель из одной разновидности в другую;
  • Существования негативного вердикта государственной экологической экспертизы, если ее осуществление декларируется федеральными законами;
  • Нахождения различности запрашиваемого назначения земель с принятыми документами планировки территории, а также землеустроительной или лесоустроительной документации.

Но можно ли возвести на земле сельскохозяйственного назначения жилой дом (то есть, капитальное здание для постоянного всесезонного проживания, в котором можно зарегистрироваться по постоянному месту жительства)?

Ответ зависит во многом от того, к какому виду разрешенного использования относится рассматриваемый участок сельхозназначения и готов ли владелец заняться переводом из одного в другой вид использования (это платная процедура).

Однозначно запрещается строить жилье на земле сельхозназначения для сельхозпроизводства или мелиорации. Чтобы избавиться от запрета, необходимо сменить вид разрешенного использования на «для размещения дачи». Есть и такие сельхозземли, строить на которых можно (иногда можно и «прописаться»)

Сегодня строительство коттеджей на землях для КФХ довольно популярно: это очень выгодная для застройщика схема, когда, купив заброшенные поля КФХ, он продает их намного дороже как «под застройку».

Однако для покупателя коттеджи на земле для КФХ – не самый удачный вариант, несмотря на то, что агентства недвижимости уверяют в полной их законности (наверное, не стоит объяснять, почему риэлторы это делают).

С землями КФХ традиционно возникают две проблемы.

Во-первых, строительство на этих землях разрешено, но только (согласно Закону «О крестьянских-фермерских хозяйствах»), если недвижимое имущество необходимо для жизнедеятельности хозяйства. На практике это выражается в том, что при обращении за получением разрешения на строительство местной администрации надо представить подтверждения:

  1. наличия самого КФХ,
  2. наличия у КФХ вида деятельности, для которого необходимо постоянно присутствовать на участке (например, птицеводство и кролиководство) – это доказывает потребность КФХ в жилом строении для его членов.

Во-вторых, земля КФХ является неделимой. А участки, между тем, измеряются в гектарах, а не в сотках. Даже самый небольшой участок с разрешенным использованием под фермерское хозяйство будет около 3,5 га размером.

Поэтому земля для КФХ прекрасно подойдет, если вы действительно собрались там вести хозяйство (и заодно построить жилой дом), либо, если вам необходим участок под усадьбу с большой площадью.

Как получить Землю под Фермерское Хозяйство ?

Или – для садоводства, дачного строительства, ведения крестьянско-фермерского хозяйства: в этом случае у владельца земельного участка есть право застройки, нос определенными законодательством ограничениями.

Вместе с тем законом предусмотрена возможность переводы участка земли сельхозназначения в менее ценную с точки зрения законодательства категорию, а именно категорию земель населенных пунктов.

Эта процедура используется, например, в том случае, если необходимо максимально расширить право владельца земельного участка на застройку территории.

Подобное изменение категории требует внесения земельного участка в черту поселения (то сеть фактически – изменение черты поселения), а также возмещения государству потерь сельскохозяйственного производства. В результате чего данная процедура может оказаться экономически нецелесообразной.

Внимание

В редких случаях (при изменении категории целевого назначения или ВРИ земельного участка, регулировании отношений законами о садоводческих, дачных объединениях граждан, о КФХ, о предоставлении гражданам земельных участков на Дальнем Востоке) можно добиться разрешения на строительство дома на иных участках, например, на землях лесного фонда или землях особо охраняемых территорий.

Виды разрешенного использования земельных участков Помимо категорий целевого назначения, в России также действуют нормы территориального зонирования, например, зоны жилой или общественно-деловой застройки в пределах земель населенных пунктов, зона сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Как правило, земельные участки можно отнести только к одной территориальной зоне.

Земли для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) Земли КФХ наиболее подходят для строительства усадьбы, поскольку участок земли, выделяемый для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, может быть сколь угодно большим.

Неудобство такой формы назначения земли для ее владельца, изначально не планировавшего крестьянско-фермерской деятельности, очевидно и заключается в том, что в какой-то форме вести сельскохозяйственную деятельность и сдавать отчеты о ней в налогоую инспекцию все-таки придется.

Однако на практике эта проблема регается довольно просто: для подтверждения целевого использования земли достаточно наличия на участке вишневого сада или конюшни с лошадьми, для подготовки же отчетов по сельскохозяйственной деятельности целесообразно привлечь бухгалтера с соответствующим опытом.

Но опять-таки, это только в случае, если на постройку требуется разрешение на строительство, т.е. если постройка не является объектом вспомогательного использования. Что касается людей, осваивающих поместья в Ясногорском районе, то желающих начать этот долгий и дорогой путь оформления, пока еще не нашлось.

И большинство причин этому ясны: — никого еще не штрафовали и подобной тенденции не наблюдается; — платить существенный налог за строения мало кто торопится; — при оформлении постройки могут обнаружиться нарушения, которые нужно будет исправлять (наиболее распространенные это — несоответствие проекту); — Никто не отменял действие закона общества: меньше знаешь — крепче спишь. Можно и перефразировать: меньше знают [чиновники] — крепче спишь.

Исходя из своих желаний и интересов, стоит проанализировать те аспекты, с которыми придется столкнуться во время реализации возникших идей. Государством установлена определенная классификация, согласно которой участки земли, предоставляемые для ведения сельского хозяйства отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, такие участки должны быть расположены за пределами населенных пунктов и использоваться сугубо по целевому назначению. Хотя допускается еще строительство дома на данной территории, в том случае, если это не будет противоречить действующему законодательству.

Варианты получения

  1. Покупка;
  2. Оформление в аренду

Кто обладает правом на получение участка Правом получения обладают как юридические лица, так и обычные граждане, в том числе с гражданством других государств.

Земельные вопросы

  1. Осуществить подготовку схемы расположения участка;
  2. Проконтролировать, чтобы были выполнены все кадастровые работы;
  3. Обратиться с заявлением поставить данный участок на государственный кадастровый учет.

После чего не более чем в течение месяца должен быть подписан проект договора аренды. Альтернативный способ аренды

Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) — совсем не новость для России. Как вид предпринимательской деятельности они появились ещё в конце 80-ых годов в той стране, о которой сейчас приходится лишь мечтать – СССР.

Но только через 14 лет, уже в России, был издан закон № 74-Ф3 под названием «Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве». Дума приняла закон 23 мая 2003 года, Совет Федерации одобрил – через 5 дней, а президент подписал ещё через 2 недели – 11 июня.

Закон определяет все правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Он становится гарантом права граждан на данный вид самостоятельной деятельности.

Закон состоит из 23 пунктов, разбитых по 9 главам.

Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное – точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом).

Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.

Создаётся хозяйство группой лиц или единственным человеком, без образования или с образованием юридического лица. Последний случай определяет статья 86.1 4-ой главы Гражданского кодекса России, которая называется «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Вот все 5 пунктов данной статьи :

  1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 [имеется в виду 74-Ф3]), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
  2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
  3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
  4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
  5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом [74-Ф3].”

Обратите внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ:

  • Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности;
  • Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности;
  • Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица;
  • В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах.
  • Все члены хозяйства несут ответственность друг за друга – если один не может выполнить свои обязательства, это обязаны сделать другие. В этом и заключается понятие субсидиарной ответственности (с латыни – «вспомогательной», «дополнительной»).

Если КФХ функционирует без образования юридического лица, то его деятельность регулируется гражданским кодексом и законом № 74-Ф3.

В частности :

  1. Государственная власть должна содействовать образованию рассматриваемых объединений, а в дальнейшем всячески поддерживать их работу, обеспечивая доступ к ресурсам, в первую очередь, финансовым
  2. Строжайше не допускается любое вмешательство государства в деятельность КФХ, если, конечно, эта деятельность не пахнет откровенной уголовщиной.

Определение крестьянского (фермерского) хозяйства дано в ст.1 Федерального Закона РФ от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее Закон).

Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее КФХ) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Крестьянское хозяйство — это форма свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

Права и обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство, закреплены в ст. 15 данного Закона, который применяется с учетом норм земельного и гражданского законодательства.

Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств имеет свою специфику. Порядок предоставления и приобретения земельных участков для ведения фермерского хозяйства предусмотрен Гражданским кодексом РФ (ст. 218, 217) (далее ГК), Земельным кодексом РФ (ст. 28-34), Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 3, 4, 9 и 10).

Эти общие принципы детализированы в главе 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в статьях 11-13.

Статья 78 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК) конкретизирует цели использования земель сельскохозяйственного назначения и перечисляет субъектов, которые вправе использовать земли данной категории.

Можно ли строить на землях сельхозназначения?

Внимание

Перед приобретением земельного участка покупатель должен выяснить, к какой категории относится земля. Ведь не на всех участках разрешается капитальное строительство. Часть земель в Российской Федерации имеет сельскохозяйственное назначение. Что можно на них возводить и при каких условиях?

Земельный Кодекс РФ регулирует вопрос о присвоении землям определенной категории. Статья 77 формулирует, что подразумевается под сельскохозяйственными землями.

В статьях Закона 81 и 82 указано, что гражданин, получивший в пользование участок из данной категории, может организовать не только фермерское хозяйство на нем, но и создать подсобное хозяйство для личных целей.

Землю могут выделить не только отдельному гражданину, но и объединению – товариществу или обществу – для осуществления садоводства, огородничества или организации дачи.

Следует учитывать, что земли, имеющие статус сельскохозяйственных, защищаются законодательно. Поэтому за их захламление или загрязнение полагается ответственность. Такая же ответственность грозит за иные действия гражданина, которые могут иметь для земель негативные последствия.

По закону индивидуальное жилое строительство не может вестись на сельскохозяйственной земле, однако существуют другие возможности, которые зависят от предназначения участка.

Если он выделяется под сад или крестьянско-фермерское хозяйство, то с некоторыми оговорками застройка возможна. Также возможна застройка, если участок планируется под личное подсобное хозяйство. Еще у владелец может подать документы на перевод земли из одной категории в другую.

Сельскохозяйственные земли можно использовать по-разному, что указано в Законе:

  • для личного подсобного хозяйства;
  • для организации производства, что включает в себя пашни, участки для скоса сена, виноградники и прочее;
  • для организации КФХ;
  • строительства дачного домика, если на это есть соответствующее разрешение, выданное при приобретении участка;
  • для садоводства;
  • для рыбных хозяйств;
  • научно-исследовательских станций и прочее.

На территории земель сельскохозяйственного назначения могут также находиться замкнутые водоемы – природные или искусственно созданные.

Закон выделяет отдельную категорию земель – сельскохозяйственные угодья, которые особо охраняются государством. К ним можно отнести следующие участки:

  • с кадастровой стоимостью, превышающей среднюю в пределах одного муниципального образования более чем на 10 процентов;
  • угодья, принадлежащие научно-исследовательским образованиям любого уровня;
  • земли с искусственным орошением.

Сельскохозяйственные земли могут выдать для ведения на них крестьянского или фермерского хозяйства. Закон «О фермерском хозяйстве» — это основа регулирования всех видов деятельности на данных землях.

На участке, выделенном для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, можно заниматься выращиванием разных видов растений, овощей и фруктов. На нем можно разводить животных, в том числе крупный рогатый скот, домашних и опытных животных, пчел и водных пресмыкающихся.

Разрешено разведение диких животных для последующей организации охоты на участке.

В перечень имущества согласно статье 6 входят постройки на участке, без которых невозможна нормальная организация КФХ: склады, и другие подсобные и хозяйственные помещения.

Допускается строительство жилого дома высотой не более 3 этажей, который можно зарегистрировать, присвоить ему почтовый адрес и получить регистрацию для всех жильцов.

Под застройку можно выделить определенную часть земельного участка, что регулируется Правилами землеустройства и проектом.

Строительство регламентируется статьей 263 Гражданского Кодекса; статьей 51 Градостроительного Кодекса; статьями 40 и 43 Земельного Кодекса.

Закон «О личном подсобном хозяйстве» регламентирует деятельность и застройку участков, выделенных для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно ему любое строительство капитальных жилых зданий на таких участках запрещено, а вот постройка навесов и загонов для скота, теплиц и мелиоративных сооружений разрешается.

На строительство подобных и временных сооружений не требуется отдельного разрешения государственных органов, что указано в статье 62 ГК РФ.

Даже если владелец участка решит нарушить закон и построить жилой дом на земле, предназначенной для ЛПХ, то он не сможет его зарегистрировать и прописаться в нем.

Любая предпринимательская деятельность на личном подсобном хозяйстве запрещена, поэтому владельцем земли может быть только гражданин, который занимается непредпринимательской деятельностью по переработке выращенной собственноручно продукции.

Участок для ЛПХ должен быть зарегистрирован в кадастре.

К участкам для сельхозпроизводства относятся любые земли, на которых разрешена обработка земли, выращивание сельскохозяйственной продукции, ее переработка.

К таким участкам относят также пастбища, насаждения с многолетними деревьями и залежь, сады, луга. На таких участках законом разрешено строить любые сооружения хозяйственного назначения: фермы, ангары, склады и прочее.

Чтобы возвести капитальное здание – необходимо получить специальное разрешение. Для некапитальных построек оно не требуется, как и регистрация таких сооружений.

Для этого сначала требуется создать проект рекультивации, которой надо утвердить в органах местного самоуправления. По результатам согласования выдается разрешение на строительство капитальной дороги. А после завершения строительства участок под дорогой и прилегающая к ней территория переводится в земли промышленного назначения.

Приватизация сельскохозяйственных угодий была разрешена Законом РСФСР от 23.11.1990 «О земельной реформе», а приватизация несельскохозяйственных угодий — п.4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Приватизация сельскохозяйственных угодий была осуществлена в соответствии с указом Президента РФ от 27. 12. 1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений Правительства РФ от 29.12. 1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04. 09. 1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» бесплатно, путем деления сельскохозяйственных угодий на условные земельные доли без определения их границ на местности с передачей земли гражданам на праве общей собственности.

Право на получение земельной доли получили работники сельскохозяйственных организаций, пенсионеры этих организаций, а также работники предприятий здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли, питания, образования, расположенных на территории этих сельскохозяйственных организаций.

Указанные земельные доли разрешено выделять в натуре для создания и расширения фермерского хозяйства в порядке, установленном ст.13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Кроме того, для ведения фермерского хозяйства предоставляются в собственность, в том числе и бесплатно, земельные участки из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель по нормам, установленным в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса РФ, а также в аренду без ограничения площади арендуемых земель в соответствии со ст.

Участник долевой собственности (собственник земельной доли) вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности для создания и расширения фермерского хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду, включая передачу земельного участка в аренду фермерскому хозяйству.

Выдел земельного участка в счет земельной доли (земельных долей) — это переход части земельного участка, находящегося в общей собственности, в собственность участника долевой собственности и прекращение для этого участника права на земельную долю (земельных долей).

Выделенный земельный участок (новый сформированный земельный участок) подлежит государственному кадастровому учету в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» и государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» упростила этот порядок при условии, если число участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения более 5 человек.

Участник долевой собственности может известить остальных участников о своем намерении выделить долю (доли) в письменной форме (как требует ст. 252 Гражданского кодекса РФ), либо может опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

В п.5 ст. 20, п. 3 ст. 21 Земельного кодекса РФ и в п.2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» прописана процедура приватизации земельных участков, предоставленных для ведения фермерского хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве пожизненного наследуемого владения.

Если фермерское хозяйство зарегистрировано гражданином без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 Гражданского кодекса РФ, п.3 ст. 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), то такой гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок независимо от его площади.

Если же фермерское хозяйство зарегистрировано как юридическое лицо (в соответствии с положениями Закона РСФСР от 22.10.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), то приватизация земельного участка уже осуществляется за плату.

Земли, предоставленные для ведения крестьянского хозяйства, используются для целей сельскохозяйственного производства – выращивания сельскохозяйственных культур, выпаса, сенокоса, размещения объектов сельскохозяйственной инфраструктуры, жилых строений.

Землепользование является платным. Граждане, впервые организующие крестьянское хозяйство, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им впервые земельного участка.

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, разрешено предоставлять и приобретать земельные участки не только из земель сельскохозяйственного назначения, но и из земель иных категорий.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли поселений;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в ст. 30-33 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 23 ГК крестьянское (фермерское) хозяйство может осуществлять деятельность путем регистрации его главы как индивидуального предпринимателя. Он выступает в гражданском обороте от своего собственного имени и отвечает по долгам от предпринимательской деятельности всем своим имуществом (ст. 24 ГК). Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.

Земельные наделы оформляются в собственность и аренду. Аренда имеет срок действия или может заключаться без указания срока.

Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств

При формировании вновь образуемого земельного участка необходимо соблюдать требования п.1 ст. 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о соблюдении минимального размера таких земельных участков, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации, за исключением случаев образования земельного участка фермерского хозяйства, основной деятельностью которого является садоводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, овощеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законом субъекта Российской Федерации.

Порядок проведения работ по формированию земельного участка определен в Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 № 396 Руководителем Федеральной службы земельного кадастра Росси 17 февраля 2003 года.

Статья 12 Закона детально регулирует отношения фермера и органов публичной власти по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения фермерского хозяйства.

В данной статье отражены особенности предоставления земельных участков, установленные в ст. 34 Земельного кодекса РФ и в ст. 9 и 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Положения статьи предписывают органам государственной власти и органам местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков фермерским хозяйством.

В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

Это означает, что возможно существование двух видов правового режима имущества, в том числе на землю, крестьянских (фермерских) хозяйств. В одних случаях право на землю принадлежит главе хозяйства, когда хозяйство было образовано до вступления в силу ГК, и собственником земли признавался его глава. В других — право на землю является совместной собственностью членов хозяйства.

Особенностью правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств является принцип неделимости земельного участка. Согласно п. 2 ст.258 ГК земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат.

Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество. Из этого следует и запрет продажи крестьянским хозяйством части принадлежащего ему участка.

Эти запреты, на первый взгляд, обусловлены необходимостью сохранения крестьянского хозяйства как производственной структуры.

Однако в условиях, когда минимальный размер участка для крестьянского хозяйства не установлен и реально одновременно существуют хозяйства площадью и 10 га, и 500 га, трудно объяснить, почему фермер, у которого 500 га не может часть этого участка продать постороннему лицу либо, например, передать сыну, выделяющемуся с целью создания самостоятельного крестьянского хозяйства.

Но даже если никакого ущерба для производственной деятельности крестьянского хозяйства от такого раздела участка не будет, его не зарегистрируют органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку нарушаются правила п. 2 ст. 258 Гражданского кодекса РФ и пункта 1 ст. 9 Закона.

Вместе с тем ни у кого не возникает сомнений в том, что фермер может продать часть неиспользуемой в хозяйстве техники, инвентаря и т.п., хотя и техника и инвентарь относятся к средствам производства, раздел которых в натуре при выходе из хозяйства одного из членов также не допускается. Но в отношении земли наблюдается другой подход, хотя он, подчас, противоречит просто здравому смыслу.

Однако согласно ст.258 ГК при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям земельный участок подлежит разделу.

Статья 258 Гражданского кодекса РФ содержит отсылку к земельному законодательству, которой надлежит руководствоваться при разделе земельного участка наряду с ГК РФ. Но проблема состоит в том, что земельный участок подлежит разделу далеко не во всех случаях прекращения деятельности крестьянского хозяйства.

Кроме того, даже тогда, когда участок делится, ряд вопросов остается неурегулированным. В частности, представляется неясным правовой режим тех участков, которые образуются в результате раздела.

Средний размер земельного участка в крестьянском хозяйстве на сегодняшний день — примерно 48 га, но есть и участки площадью несколько сотен га. Если такой участок разделить на 3-5 или более частей (в зависимости от числа членов крестьянского хозяйства), то каково будет разрешенное использование этих участков, ведь крестьянское хозяйство свою деятельность прекратило, а для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства участки такого размера (в десятки и сотни га), как правило, не выделяются.

Кроме того, так как бывшие члены крестьянского хозяйства сельскохозяйственным производством больше не занимаются, то, скорее всего, эти земельные участки будут проданы другим землепользователям.

При этом раздел участка должен быть предварительно осуществлен в натуре (на местности), права каждого из бывших членов на недвижимость должны быть зарегистрированы с выдачей соответствующих документов и т. Все это создает никому не нужные и ничем не оправданные сложности.

Гораздо проще было бы закрепить в земельном законодательстве право бывших членов крестьянского хозяйства при прекращении его деятельности по их желанию продать весь участок как единое целое и поделить между собой вырученные средства (естественно, речь идет о продаже земельных участков, которые не исключены из оборота или не ограничены в обороте). Однако императивная формулировка статьи 258 Гражданского кодекса РФ о том, что «земельный участок … делится.

В соответствии со ст.209 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В частности, собственнику земельного участка предоставлено право продавать его, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, доверительное управление, обменивать, передавать земельный участок или часть его в уставные (складочные) капиталы хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями, и т.

Между тем имеются следующие особенности распоряжения земельными участками крестьянских (фермерских) хозяйств.

Так, ст.63 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» предусматривает, что ипотека сельскохозяйственных угодий из состава земель крестьянских (фермерских) хозяйств не допускается, т. Кроме того, распоряжение земельным участком главой крестьянского хозяйства осуществляется с согласия всех членов крестьянского хозяйства.

Особенности наследования и раздела земельных участков хозяйства определяются ст. 1181 и 1182 Гражданского кодекса РФ. Ст. 1181 ГК устанавливает, что принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 21 Земельного кодекса РФ наследник, получивший по наследству право пожизненного наследуемого владения земельным участком, может приобрести этот земельный участок в собственность бесплатно.

Земельный участок, находящийся у гражданина на праве постоянного (бессрочного) пользования, не наследуется ни по завещанию, ни по закону. Таким гражданам целесообразно в соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ приобрести такие земельные участки в собственность, учитывая, что это разрешается сделать бесплатно. У наследников такого права уже не будет.

Раздел земельного участка, принадлежащего наследникам на праве общей собственности, осуществляется с учетом минимального размера земельного участка, установленного для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

При невозможности раздела земельного участка в случае, если его размер меньше минимального размера, установленного для участков крестьянских (фермерских) хозяйств такой земельный участок переходит к наследнику, имеющему преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этого земельного участка.

В данном случае речь идет о ст. 1168 Гражданского кодекса РФ, которой предусмотрено преимущественное право на неделимую вещь при разделе наследства.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector