Советы юристов
Назад

Обращение в суд пр обоюдном дтп

Опубликовано: 17.06.2019
0
4

Кому заплатят по осаго, если оба виноваты?

Виновника дорожного происшествия установить может лишь суд, потому что автомобильные инспекторы лишь имеют право зафиксировать данное правонарушение. Впрочем, если обоюдная вина при ДТП возникла по провинности одного водителя, то и отвечать будет только он.

На заметку. В обратном случае, когда вина не классифицирована как обоюдная, следует знать ещё несколько вариантов исхода ситуации.

Не во всех случаях виноват тот субъект, который нарушил некоторые правила ПДД. Бывают сложные случаи, в которых виновником признают ту сторону, чье нарушение правил повлекло за собой гораздо более тяжелые последствия и спровоцировало ДТП. Например, если в автомобилиста без страховки въехал другой водитель, не соблюдавший положенную дистанцию, скорость или сигнал светофора. Ситуации могут быть различные.

В данном случае первое, на что нужно обращать внимание, это:

  • Отсутствие пострадавших;
  • Водители пришли к единому решению.

В данных ситуациях они могут справиться без вызова инспекции и оформить Европротокол самостоятельно в ближайшем отделении ГИБДД своего города. Также можно договориться и урегулировать этот вопрос между собой без составления бумаг.

Очень немногие пользуются этим вариантом. Поэтому, если все-таки удалось найти общий язык и решить всё на месте без лишних служб, рекомендуется написать расписки о том, что претензий к друг другу не имеется.

В таких критических ситуациях виновника привлекают к административной ответственности и даже и к уголовной в зависимости от степени тяжести травм. При ситуации обоюдной вины наказание будет разделяться на всех, а если случай имеет смертельный исход, то лишения свободы не миновать.

Обращение в суд пр обоюдном дтп

Многих водителей интересует, если в ДТП обоюдная вина оплачивает ли страховая полученный вред?

Страховые компании придерживаются порядка выплат 50/50. Это значит, что при автоаварии с обоюдной виной каждому автолюбителю будет выплачено  50% причиненного ущерба.

Рассмотрим на конкретном примере: водитель №1 получил ущерб на 40 тыс. рублей, а водитель № 2 – на 68 тыс. рублей. Если будет признана обоюдная вина, то страховщик водителю №1 выплатит 20 тыс. рублей, а водителю №2 соответственно 34 тыс. рублей.

Такой подход не является справедливым. Ведь, согласно, гражданского законодательства степень вины бывает не только равная, но также различная. Степень вины устанавливает судья в ходе судебного разбирательства. В своем решении он указывает вину каждого водителя.

На основании решения суда составляется исполнительный лист. Страховщики производят компенсационные выплаты в соответствии с полученным исполнительным листом.

П. 2 ст. 1083 ГК РФ предусматривает, что выплаты каждой стороне должны производиться пропорционально степени вины. Только, при невозможности установления вины, она автоматически признается равной.

К сожалению, суды идут по пути наименьшего сопротивления и присуждают, чаще всего, выплаты в равных долях. При участии в судебном процессе опытных адвокатов соотношение может быть принятым на уровне 70/30 или даже 90/10. Но не все водители могут позволить себе нанять «сильного» адвоката.

Самый худший исход судебного разбирательства, когда обстоятельства автоаварии не позволяют сделать однозначного вывода о виновности, свидетелей происшествия не было, а водители между собой договориться не смогли.

Судья примет решение, что он не может установить виновника аварии или констатировать обоюдную вину. На основании такого решения суда страховые компании откажут в компенсационных выплатах  обоим автовладельцам.

Как видим, обоюдка очень выгодна страховщикам, поскольку создает возможность для маневра. Если автолюбитель в состоянии нанять хорошего адвоката, то его шансы получить часть страховых выплат возрастают с 50% до 90%.

Когда страховая компания отказывает в компенсационных выплатах, то такие действия не правомерны, и участникам  ДТП необходимо обратиться в суд.

Как правило, речь об обоюдной вине возникает в следующих ситуациях:

  • Обстоятельства ДТП таковы, что определить, по чьей конкретно вине оно произошло, не представляется возможным. Как правило, такое бывает при малозначительных ДТП (например, задетая машина на стоянке).
  • Напротив, при административном разборе чётко видно, что именно конкретные действия каждой из сторон стали причиной аварии. Приведённый выше пример с обгоном относится именно к этой ситуации.
  • Обе стороны при оформлении по «Европротоколу» согласились, что виновны в аварии.

Кроме того, надо помнить, что даже в том случае, если есть вина обоих водителей, «обоюдки» может и не быть. Дело в том, что конкретную степень вины может определить лишь суд – и может случиться так, что:

  • Суд не смог разобраться в ситуации и по имеющимся доказательствам установить, по чьей конкретно вине произошло ДТП.
  • Оба водителя сочли ущерб малозначительным и просто не стали обращаться с исковым заявлением.

В обоих случаях получить хоть какие-то средства по ОСАГО вряд ли сможет хоть кто-то из участников ДТП.

Выплата 50 на 50.

Это самый распространённый вариант. Он используется как в случаях, когда до суда дело не дошло, так и тогда, когда суд приравнял друг другу степень вины обоих участников. В этом случае каждый из виновных получит лишь половину от той суммы, в которую вылился причинённый ему ущерб.

Пояснить это можно следующим примером. Допустим, в ДТП пострадали два автомобиля. Эксперт-оценщик сделал заключение, что ремонт одной машины обойдётся в 50 тысяч рублей, а другой – в 40 тысяч. Суд признал, что обоюдная вина обоих водителей равна. В этой ситуации страховые компании, с которыми были заключены договора по ОСАГО, заплатят:

  1. Первому водителю – 25 тысяч рублей.
  2. Второму – 20 тысяч.

Недостающие суммы на ремонт автовладельцам придётся изыскивать самостоятельно. Взыскать их со второй стороны не получится.

Но, предположим, разбит настолько дорогой автомобиль, что даже половина стоимости превышает размер выплат по ОСАГО. Как быть в этом случае? Здесь как раз можно обратиться в суд и взыскать недостающий размер со второго участника. Однако взыскивать можно будет лишь половину от общей стоимости ущерба – вина обоюдна и действует п. 2 ст. 1083 ГК РФ.

Отдельно нужно сказать, как платится КАСКО в том случае, если вина обоюдна. Здесь надо учитывать условия, на которых заключался страховой договор.

В том случае, если ДТП подпадает под условия страхового случая и нет оснований для отказа (например, состояния опьянения и т. д.), КАСКО будет выплачено полностью: при таком виде договора страховщик не интересуется степенью вины, он возмещает ущерб. Единственным последствием будет то, что следующее страхование станет дороже – не будет скидки за безаварийную езду.

Но если вина водителя такова, что делает случай не страховым – он теряет право на возмещение по КАСКО. Однако это условие должно быть чётко прописано в договоре – и при необходимости его можно оспорить через суд.

Инфо

В качестве примера рассмотрим страховой случай: две машины, нарушив ПДД, столкнулись. Повреждения пустяковые, но одна из них от столкновения серьезно разбила автомобиль, который мирно проезжал мимо и ничего не нарушал. Понятно, что водитель разбитого авто тут же написал заявление на страховую выплату по автогражданке в компанию водителя, который нанес ей повреждения.

Однако страховая компания платить отказалась, мотивируя тем, что если бы другой водитель не нарушил правила, то никакого ДТП не было бы вообще — следовательно, не только застрахованный ей гражданин должен нести гражданскую ответственность. Дело попало в суд, который установил обоюдную вину водителей транспортных средств. На этом основании страховая все-таки покрыла ущерб третьей стороне, но на 50%, ровно настолько, насколько был признан виновным ее клиент.

Страховая компания после получения документов, которые водитель оформил после того, как попал в ДТП, производит оценку ущерба, определяет степень вины и выплачивает страховую выплату. Именно потому, что исходя из документов, составленных сотрудниками полиции, степень вины не устанавливается (только решением суда), обращение в суд в таких ситуациях практически неизбежно.

При полном отказе от выплаты подайте жалобу на страховую компанию. Судебный порядок установления степени при обоюдной вине в ДТП Что же делать водителям при обоюдной вине? Подавать в суд иск о возмещении ущерба в ДТП. В качестве ответчиков необходимо указать и страховую компанию, и второго участника аварии.

Именно в таких ситуациях и будет установлена обоюдная вина. Многие водители считают, что в подобного рода случаях выплату ОСАГО получить не удастся всем участникам – это не так. Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП в 2018 году осуществляются на основании п. 22 ст. №12 закона «

Внимание

Об ОСАГО». На основании данного нормативно-правового документа право на получение выплат в рассматриваемой ситуации имеют сразу оба водителя. Но необходимо помнить, что существуют различные степени вины:

Вопрос по поводу величины вины каждого конкретного водителя в обязательном порядке рассматривает суд. Именно на основании решения суда и сформированного им исполнительного листа осуществляются соответствующей величины выплаты.

Порой бывают случаи, когда один из участников ДТП соглашается признать свою вину, но придя домой осознает, что сумма причиненного им ущерба другому авто намного больше, чем могут оплатить страховщики. В этом случае у другого водителя будет право обращения в суд за дополнительными выплатами, и суды идут навстречу таким истцам.

Но есть выход и из этой ситуации – нужно как можно быстрее обратиться к своему страховщику и заявить в письменном виде, что виноват в случившемся не только он. Страховщикам это только на руку – они могут выплатить только половину причитающейся суммы, и на этом основании приостанавливают выплаты до решения суда.

Возмещение ущерба при ДТП при обоюдной вине

Может случиться и такое, что страховая подала в суд на возмещение ущерба, ст­раховка будет покрывать его только в том объеме, в котором принял участие сам страхователь, размер будет определен после определения степени виновности.

офис осаго

Если же у человека по какой-то причине отсутствует ОСАГО, ответа касательно проступка придется дожидаться от суда или же попробовать договориться с другой стороной.

Отказ дают многим заявителям. Отказ объясняется тем, что не может быть установлена мера виновности. Но эти действия абсолютно незаконны и граждане имею право подавать иски в суд на выяснения обстоятельств.

Многие считают, что если вина в совершённом ДТП лежит на обоих водителях, то каждый из них является одновременно и виновником, и потерпевшим – а потому ущерб никто никому не платит: обоюдная вина поглощается. На самом деле это и близко не так. Вот что говорит на этот счёт п. 22 ст. 12  ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (обычно называемого просто «Закон об ОСАГО»):

  • «Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
  • Страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причиненного ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
  • Страховщик, возместивший вред, совместно причиненный несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
  • В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях».

Схожую норму содержит и п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Согласно её требованиям, возмещение уменьшается в том случае, если вред отчасти возник по причине грубой неосторожности самого потерпевшего. А при обоюдной вине, как уже можно было заметить, оба участника являются одновременно и потерпевшими, и виновниками причинённого вреда.

Таким образом, можно увидеть следующее:

  • Степень вины каждого из участников учитывается при расчете выплат.
  • Возмещение выплачивается только после решения суда.
  • Если судебного решения нет или если суд не смог определить степень вины, возмещение делится в соотношении 1:1 (или 1:1:1, если участвовало трое и т. д.).

А теперь посмотрим, как это выглядит практически.

Также они могут заявить ходатайства о привлечении свидетелей, которые могут дать пояснения о произошедшем ДТП, в котором пострадали оба транспортных средства. Судебная практика разрешения подобного рода споров неоднозначна – суд определяет степень виновности каждого из пострадавших в ДТП. Примеры судебной практики Порой степень виновности одного может быть определена до 90%, все зависит от исследуемых судом обстоятельств по делу.

Суд выявляет причину виновности и ее связь к произошедшим последствиям ДТП, то есть устанавливает виновника аварии. Так, возвращаясь к приведенному выше примеру о наезде одного транспортного средства на другое в темное время суток, мы говорили, что один нарушил скоростной режим, а другой – правила парковки.

Когда в происшествии виновен только один водитель, большинство вопросов по выплатам от страховщика исчерпаны. Однако когда виновны оба, с получением компенсаций может возникнуть ряд проблем. Что принято называть обоюдной виной?

Данное понятие не придумано законодателями. Скорее всего, оно возникло от случаев, когда два водителя оказывались виновниками происшествия. Страховщики и сотрудники дорожной полиции стали применять этот термин в тех случаях, когда в ДТП невозможно было определить, кто невиновен вообще. Как правило, при любом ДТП может быть один из вариантов развития событий.

  1. Виновник очевиден. Он признал вину. Компенсацию от страховщика имеет право получить пострадавший водитель.
  2. Сотрудники ГИБДД выдали справку, из которой следует, что обстоятельства не выяснены, картина ДТП не установлена и дело будет рассматриваться в суде.
  3. В дорожной аварии виновны оба водителя, так как обе стороны допустили нарушение правил дорожного движения.

Обращение в суд пр обоюдном дтп

Когда используется термин «обоюдная вина», рассматривается третья ситуация. Но кто может рассчитывать на возмещение ущерба при ДТП при обоюдной вине? Судебная практика и некоторые положения правил проясняют ситуацию.

К сожалению, термина «обоюдная вина» в законодательстве нет. Поэтому при обращении в страховую компанию можно получить очень разные ответы.

Как реагируют страховщики в таких случаях?

  • Выплаты производятся в размере 50% каждому участнику ДТП.
  • Отказ по причине невозможности установить вину.

Важно! Если вы получили отказ по такой причине, не стоит сдаваться. Обратившись в суд, согласно статье 1083 будет принято решение о том, что вина делится между участниками в равной мере. После такого решения суда страховщик не вправе отказать вам в компенсации.

Установить то, насколько вина равна или неравна, на практике крайне сложно. Большинство ситуаций разрешается так, что вина распределяется в равной мере.

Хуже всего тогда, когда суд не признает вину обоюдной. То есть, в документах по ДТП так и остается пометка «обстоятельства и степень вины не установлены». Это может произойти в тех случаях, когда из документов и схем действительно можно мало чего понять, а очевидцев происшествия не было. В таком случае по полису ОСАГО компенсации получить, скорее всего, не получится.

Чтобы понять, каков размер компенсаций, стоит рассмотреть один пример. В ДТП попало два автомобиля, назовем их авто «А» и «Б». Признана обоюдная вина в соотношении 10:90. Авто «А» повреждено на сумму 50 000, а «Б» — 30 000. Что получается? Страховщик «А» обязан выплатить водителю автомобиля «Б» только 3 000 рублей.

  1. Вина: была или нет?
    Некоторые водители, не желая разборок, признают себя виновными, даже когда видят, что вина обоюдна. Спустя время может оказаться, что сумма ущерба больше страхового лимита. Значит, якобы виновнику придется выплачивать разницу из своего кармана.
    Как быть? Если вы поступили опрометчиво, необходимо как можно скорее подать заявление об обоюдной вине страховщику. Обратившись к юристам за помощью, вы можете значительно сэкономить и восстановить справедливость.

    Совет! Всегда внимательно следите за тем, что сотрудник ГИБДД пишет в документах. Особенно актуален совет, когда чувствуете, что вина может быть обоюдной.

  2. Действительно ли обоюдна вина или оба только нарушители?
    Нарушения могут допустить оба. Однако стоит установить, действительно ли действия каждого участника ДТП привели к происшествию? К примеру, один превысил скорость, а второй забыл права. Несомненно, нарушители оба. Однако к ДТП приведи действия того, кто превысил скорость.
  3. А что, если один из участников ДТП – пьян?
    Если выпивший водитель стоял на светофоре, а в него врезался трезвый водитель? Оба виновны в нарушении ПДД, притом тот, кто пьян, лишится прав и заплатит штраф. Однако нельзя считать, что этот водитель также виновен в ДТП и вина обоюдна. За ремонт авто выпившего водителя должна платить страховая.

Чтобы увидеть, какие судебные прецеденты по этому поводу существуют, требуется рассмотреть некоторые уже рассмотренные ситуации и нюансы. Это даст общее представление о том, какое решение может вынести суд.

Когда оба водителя отказываются признать себя виновниками, суд назначит экспертизу. По ее заключению выносится решение либо об одном виновнике, либо об обоюдной вине.

Вина может быть признана обоюдной тогда, когда суд не смог найти причинно-следственные связи между действиями каждого водителя и ДТП. Если невозможно установить, была ли у водителя возможность предотвратить столкновение, вина также может быть признана обоюдной.

Если степень вины в ДТП равная, то суд присудит 50% компенсацию для каждого участника. Для оценки степени вины также может быть проведена дополнительная экспертиза.

Если кто-то из участников имел возможность предотвратить ДТП, но не сделал всего, вина может быть распределена в зависимости от степени виновности.

Если оба виновника не отрицают свою вину, и не считают, что кто-то виновен больше, а кто-то меньше, суд может признать равную обоюдную вину, даже не проводя экспертизу.

Если вы столкнулись с ДТП, в котором виноваты оба участника, требуется как можно скорее обратиться к автоюристу. Только опытный специалист знает, как лучше всего отстаивать ваши права и как грамотно отвечать суду. Тогда можно надеяться, что страховщик выплатит компенсацию настолько, насколько это возможно.

Часто пострадавшие в ДТП не знают, что нужно предпринять, чтобы как можно быстрее возместить ущерб. Изначально нужно узнать, есть ли у виновника аварии полис ОСАГО. В лучшем случае именно страховая компания возместит ущерб.

Размеры возмещения по ОСАГО

Страховое возмещение по ОСАГО не превышает 400 тыс. рублей за ущерб, причиненный имуществу каждого пострадавшего.
Размер возмещения при нанесении вреда жизни и здоровью не выше 500 000 рублей.

Бывают ситуации, когда сумма ущерба превышает размер страховой выплаты, или у виновника аварии отсутствует полис ОСАГО. В этом случае сразу после ДТП стоит дождаться приезда сотрудников ГИБДД, которые составят схему происшествия и заполнят протокол. Важно проследить, чтобы все нужные документы были заполнены правильно. Отдельное внимание следует обратить на зафиксированные повреждения автомобиля и схему происшествия.

Дальнейший порядок действий зависит от наличия у виновника полиса ОСАГО. Если полис есть, а стоимость ущерба не превышает 400 тысяч рублей, то необходимо обратиться в страховую фирму, приложив все необходимые документы и доказательства произошедшего ДТП. Останется только дождаться перевода денег на счет пострадавшей стороны.

Если нет страховки

Что делать, если у потерпевшего или виновника нет полиса ОСАГО, он просрочен или фальшивый? Читайте

ответ в статье здесь

.

Как определить степень виновности, если оба виноваты в ДТП

Решение о виновности может выносить только судебный орган на этапе разбирательства инцидента. Но стандартом считается заблаговременное объявление всех виновниками, именно поэтому, если у гражданина есть претензии, нужно как можно скорее обратиться с жалобой в суд.

Насколько и в каком объеме был нанесен вред может определяться исключительно в судебном процессе.

Обратите внимание! Если это взыскание об ущербе, то по нему есть возможность определить степень провинности и указать в числе ответчиков также и страховщика, ибо возмещение ущерба взимается с него тоже. Также случались ситуации, когда страховая подала в суд на виновника ДТП.

Немного о том, как стоит вести себя в суде: главными критериями, влияющими на решение суда, будет достоверность и обоснованность. Во всяком случае всегда нужно проявлять активность и стараться максимально участвовать в деле. За дополнительной информацией или помощью можно обратиться к адвокату. Чтобы была установлена в точности степень вины, скорее всего, нужно будет проводить для детализации всех материалов автотехническую или трасологическую экспертизу.

Судебный орган оценит вину всех тех, кто был причастен и объявит размер выплаты на компенсацию

Никакие прежние доказательства для суда определённой силы не имеют, поскольку суд исследует их одновременно, определяя степень виновности по совокупности обстоятельств. Так, даже документы из Госавтоинспекции могут быть проигнорированы судом, если другие доказательства не подтверждают обстоятельства, изложенные в них.

Ранее закон позволял получить выплату как от своей страховой компании, так и от страховщика другого участника ДТП. Но сегодня эта практика недопустима, что закреплено на законодательном уровне реформой закона «Об ОСАГО». Документы в страховую компанию должны быть поданы не позже 10 рабочих дней спустя после инцидента. После данного срока получить возмещение будет намного сложнее.

Обращение в суд пр обоюдном дтп

Суд однозначно в этой ситуации признает виновником первого водителя, и его страховая компания обязана будет выплатить причиненный ущерб, тогда как второму может быть отказано в компенсации. Для второго водителя последствия могут быть не такими печальными – его могут признать нарушителем ПДД, но не виновником произошедшей аварии, это может означать, что компенсацию он получить сможет, но в то же время он обязан будет уплатить штраф за нарушения правил парковки.

Если с вами на дороге произошла именно такая ситуация, то лучше сразу договориться с водителем, который тоже пострадал в аварии, на компенсацию в равных долях.

Как правило, вина может быть признана обоюдной прямо на месте происшествия в том случае, когда оба водителя допустили на момент аварии какое-либо административное правонарушение. Сотрудники полиции могут отказаться признать вину обоюдной, если показания свидетелей и очевидцев, а также обоих водителей значительно расходятся. Тогда для определения вины также придется обращаться в суд.

Хотя чаще суд решает присудить выплату 50/50, бывают случаи, когда степень вины определяется, как 10/90, 60/40 и так далее. Чтобы суд принял такое решение, они должны обнаружить очевидные последствия действий каждого из виновников. Они постараются определить не просто, кто нарушил, а чьи именно действия или бездействие привело к аварии.

Если для сотрудников ГИБДД важен только факт не нарушения правил, то суд учтет, что именно привело к столкновению. Однако это не избавит водителя, чья вина меньше от выплаты штрафа за нарушение.

Но даже в ситуации, когда была установлена вина обоих водителей, обоюдная вина может оказаться разной.

Равная.

Такое возникает в тех случаях, когда оба участника ДТП в равной степени поспособствовали тому, чтобы произошла авария. Для установления такой степени вины необходимо:

  1. Наличие нарушений ПДД со стороны обоих водителей.
  2. Непосредственная связь допущенных нарушений с произошедшей аварией. Здесь классическим является пример с пьяным водителем, в которого врезался трезвый. Нарушил ли тот, кто употребил спиртное за рулём, Правила? Да, нарушил – и будет за это соответствующим образом наказан. Но связано ли его опьянение с произошедшей аварией? Если он двигался с установленной скоростью и не нарушал правил о манёврах – нет, он окажется невиновен в ДТП и получит полную компенсацию за повреждённую машину. В этом случае может не оказаться даже обоюдной вины.
  3. Действия водителей представляют собой нарушения Правил примерно равной тяжести.

Обращение в суд пр обоюдном дтп

Надо отметить, что для последнего пункта немалое значение имеет и количество нарушенных пунктов ПДД, и величина наказания за каждое нарушение, предусмотренная КоАП РФ. Такая методика спорная, однако на практике судами она применяется достаточно часто. В этом случае на основании имеющихся материалов и – прежде всего!

Собственно говоря, именно равная степень вины чаще всего встречается при «обоюдке». Достаточно сложно доказать, что, к примеру, один виновен на 30%, а другой водитель – на 70%.

В каждом судебном процессе доказывание – это индивидуальный процесс, зависящий от конкретных обстоятельств дела. Однако в случае, если речь идёт о ДТП с обоюдной виной, есть несколько рекомендаций, которые пригодятся в любом случае.

Прежде всего, необходимо доказать, что нарушение Правил было совершено обеими участниками. Здесь в качестве доказательств следует использовать протоколы и справки ГИБДД, постановления, вынесенные по результатам дела. Также могут применяться и показания свидетелей, самостоятельно сделанные видеозаписи и фотографии, показывающие положение машин после ДТП, тормозные следы, степень повреждения и т. д.

Кроме того, нужно помнить, что суд принимает во внимание не только действия сторон, но и иные обстоятельства дела. В частности, участник процесса может, обосновывая свою позицию, сослаться на погоду в момент аварии и, как следствие, состояние дорожного полотна. Здесь как доказательство может быть использована справка из местного центра гидрометеорологии.

Наконец, следует помнить, что важны и профессиональные знания – поэтому не следует пренебрегать возможностью получить экспертное заключение: автотехническое, оценочное и т. д. Кроме самого заключения следует вызывать в суд и экспертов – особенно если у второй стороны есть возражения или дополнительные вопросы.

При этом надо учитывать, что никакие доказательства для суда заранее определённой силы не имеют – и суд исследует их все вместе, определяя степень вины по совокупности обстоятельств. В частности, даже документы из ГИБДД могут быть не приняты во внимание, если другие доказательства не подтверждают изложенные в них обстоятельства.

Как нужно оформлять автоаварию при обоюдке

В том случае, если вина в ДТП обоюдна, водителям нужно предпринять следующие действия:

  • Остановить машины и не трогать их с места до прибытия на место аварийных комиссаров от страховщика или сотрудников ГИБДД.
  • Самостоятельно зафиксировать как можно больше доказательств вины другой стороны. Для этого нужно сделать фотографии, найти свидетелей и записать их контактные данные, сохранить запись видеорегистратора, если он имеется и был включен, и т.д.
  • Вызвать ГИБДД и уведомить страховую компанию.
  • После прибытия на место инспектора нужно проследить, что он отражает в протоколе. Категорически не следует сразу же брать вину на себя: в итоге по результатам разбора на комиссии может получиться, что вся вина будет возложена на вас, а вторая сторона будет признана только пострадавшей. Необходимо при оформлении протокола как можно чётче проговаривать свою позицию, давать объяснения и добиваться их включения в протокол, обращать внимание инспектора на те обстоятельства, которые подтверждают вину другой стороны. При известном везении и незначительности вашего нарушения можно добиться того, что вас виновным в ДТП вообще не признают.
  • На административном разборе нужно придерживаться той же линии и подтверждать лишь то, что виноват второй водитель.
  • Если вы уверены, что вина второй стороны больше, чем ваша – нужно непременно обращаться в суд и добиваться там определения степени вины. Иначе, как было уже сказано, страховые компании выплатят обеим сторонам лишь половину суммы.

В том случае, если повреждения незначительны, люди не пострадали и спора о вине нет, можно воспользоваться «Европротоколом» и заполнить документы для страховой, вызвав лишь аварийного комиссара. Многие считают, что при таком способе оформления нельзя получить возмещение. Однако на самом деле ничего такого в законе не сказано.

Оформлять автоаварию, в которой виновны сразу оба водителя необходимо стандартным образом с участием  сотрудников ГИБДД!

Автолюбителям нужно успокоиться и приступить к выполнению обязательных действий предусмотренных ПДД:

  1. Остановить машину и не двигаться с места.
  2. Сразу включить аварийную сигнализацию. Обязательно выставить знак аварийной остановки. В пределах населенного пункта авариный треугольник выставляется не ближе чем за 15 м от автомобиля, а за его пределами – 30 м. Знак предназначен для предупреждения других автовладельцев о неподвижной преграде у них на пути. За невыполнение этого пункта на водителя будет выписано постановление об административном нарушении (п. 1 ст. 12.27 КоАП РФ). Мера наказания: 1 тыс. рублей административного штрафа.
  3. Не поднимать предметы, которые  имеющие отношение к дорожному происшествию (детали, обломки, осколки).
  4. Если пострадали люди, то первостепенной задачей является оказание им первой медицинской помощи. При необходимости следует вызвать скорую помощь.
  5. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  6. Записать личные данные второго участника столкновения или лучше сфотографировать: водительские права, техпаспорт, страховой полис ОСАГО.
  7. Известить свою страховую компанию об автоаварии с виной обоих водителей. Для регистрации ДТП нужно указать: время, место и обстоятельства столкновения. Узнать у страхового агента последовательность своих действий. Агент может принять решение направить на место происшествия представителя компании.
  8. Сфотографировать все подробности столкновения на мобильный телефон или другой гаджет. Не помешает видеозапись. Нужны следующие фотографии:
  • обеих машин со всех сторон так, чтобы было видно их положение относительно друг друга на фоне дорожной инфраструктуры (разметка, дорожные знаки, светофоры, указатели), а также конкретной местности (вывески магазинов, таблички с названием улиц и номеров домов);
  • на фотографиях должны быть видны государственные номера обоих автомобилей;
  • лежавших на дороге, оторвавшихся деталей и других предметов;
  • тормозных путей обоих авто;
  • общего плана места дорожно-транспортного происшествия.
  1. Совместно с другим водителем составить схему ДТП, которую заверить подписями.
  2. Если невозможно организовать объезд, с целью оставить все на своих местах, до приезда полицейских, то освободить проезжую часть. Но только после составления схемы происшествия, а также проведения детальной фотосъёмки и видеозаписи места аварии.
  3. Искать свидетелей столкновения. Взять у них личные и контактные данные. Попросить дождаться сотрудников дорожной полиции для дачи показаний. Заручится обещанием прийти на судебное разбирательство дела. Делать это надо очень оперативно, пока очевидцы не отправились по своим делам.
  4. Дождаться сотрудников ГИБДД и принимать активное участие в оформлении автоаварии.

При таком алгоритме действий водитель выполнит все обязательные действия и не будет оштрафован инспектором дорожной полиции за нарушение ПДД. Кроме того, он выполнит свои обязанности указанные в договоре страхования по ОСАГО.

Евгений деев юрист

Г К РФ, которая гласит, что при невозможности установить степень вины, она автоматически признаётся равной. Срок ожидания при этом обычно составляет не более 15 дней. Степень вины определяется судом. Если же судебного решения не существует, то степень виновности в любом случае признаётся равной.

Если же вина ни одного из участников аварии не установлена, то никакого возмещения вообще не будет. Можно ли выбрать способ возмещения? С 27.04 2018 года действуют поправки к закону, касающемуся ОСАГО. Согласно этим изменениям, водители вправе получить денежное возмещение вместо ремонта.

Размер будет рассчитываться так же, как описано выше. Если же потерпевший пожелает восстанавливать своё авто по натуральному возмещению убытков, то ему придётся доплатить за ремонт из своих средств.

Действия сотрудников ГИБДД

Инспекторы ГИБДД, которые прибудут на место аварии, должны составить такие  документы:

  • схему происшествия;
  • два протокола об административном правонарушении (на каждого автолюбителя);
  • справку о ДТП.

Для составления схемы ДТП сотрудники полиции начнут измерение проезжей части и расстановки машин участников столкновения. Водителю нужно принимать в этом участие. Вежливо обращать их внимание на все нюансы, которые могли быть незамеченными. Также следует указать на полученные в результате столкновения повреждения машин.

Такие действия помогут более точно отобразить схему ДТП, которая в суде будет выступать главным документом доказательной базы. Прежде чем подписывать схему, необходимо с ней внимательно ознакомиться, проверить, правильно ли указана вся информация, особенно повреждения авто.

Если вы не согласны со схемой, то не стесняйтесь, попросить ее переделать. В случае отказа обязательно сначала впишите в документ все свои замечания, а потом подписывайте.

шапка постановления пленума верховного суда
“Шапка” постановления пленума верховного суда.

При составлении справки о ДТП и протокола нужно следить, чтобы были указаны все повреждения, полученные автомобилем в результате столкновения. Желательно чтобы было записано, что машина может иметь скрытые повреждения. Каждому участнику ДТП выдается на руки заверенная копия справки.

Протокол должен содержать информацию о нарушении вами конкретного пункта ПДД и статью КоАП. Инспектор должен разъяснить ваше нарушение и предусмотренные статьей меры наказания. Прежде чем подписать протокол внимательно его прочитаете, напишите с чем вы не согласны, а только после этого его подписывайте.

Инспектор выдаст вам на руки заверенную копию протокола об административном правонарушении. Там будет указана дата, время и название отделения ГИБДД, в котором на группе разбора будет рассмотрена автоавария.

Автолюбителю следует явиться на группу разбора написать объяснительную и получить заверенную копию постановления об административном правонарушении. Если автовладелец не явится на разбор происшествия, то постановление будет выписано без его участия!

С пакетом документов необходимо явиться в свою страховую компанию на протяжении 15 рабочих дней с момента автоаварии. Не спешите отдавать все документы страховщику, сделайте себе нотариально заверенные копии в двух экземплярах.

Если есть возможность, то сделайте цветные сканы документов. Копии вам пригодятся, если ваши документы потеряет  некая «Маша-растеряша», которая работает в страховой компании. А также при обращении в суд.

В тех случаях, когда ДТП оформляет инспектор ГИБДД, необходимо проследить за следующими моментами:

  • Должна быть составлена справка о ДТП. Она выдаётся на руки каждому участнику.
  • Должен быть составлен протокол.
  • Должно быть подготовлено постановление о правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. Поскольку при обоюдной вине всегда нарушаются Правила, то это означает, что имелось и административное правонарушение.

В свою очередь в протокол заносятся данные:

  • О расположении машин после ДТП, включая схему расположения.
  • О результатах замеров от контрольных точек на местности до машин.
  • О видимых повреждениях на автомобилях.
  • О объяснениях участников аварии.

Примеры

Как выглядят результаты рассмотрения дела в суде, лучше посмотреть на конкретных примерах. В частности, в начале 2017 года Ленинским районным судом в Санкт-Петербурге было рассмотрено дело о возмещении ущерба в ДТП с обоюдной виной: один из участников нарушил скоростной режим, а второй – правила пересечения перекрёстков.

Истец, не согласившись с распределением вины 50:50, подал в суд иск. В нём он пытался доказать, что его вина меньше, и возмещение должно распределяться по пропорции 25:75. Однако в суде ответчик привлёк эксперта и смог доказать, что истец имел возможность предотвратить аварию. В результате распределение было оставлено прежним. Рассмотрение дела в апелляционной инстанции оставило решение в силе.

Вторым примером является случай, рассмотренный в г. Орёл в 2015 году. Обстоятельства дела таковы: в ДТП виновным был признан только один водитель, нарушивший правила поворота на перекрёстке. Тот факт, что водитель, считавшийся потерпевшим, превысил скорость, ГИБДД во внимание не принял. Виновник не оспаривал решение, поскольку его автомобиль был застрахован по КАСКО, и свою компенсацию он уже получил.

Однако через полгода владелец второй машины, не удовлетворённый размером выплат по ОСАГО, подал в суд иск. В суде владелец первой машины смог доказать, что ДТП произошло по вине обоих водителей (несмотря на справку, протокол и постановление ГИБДД) – и в результате взысканная с него сумма была судом уменьшена в два раза.

Данная практика достаточно обширная в своем роде, в т. ч. бесконтактное ДТП.

Важно! Верховный суд не решает вопросы бесконтактных ДТП, для этого придется обратиться в мировой суд по прописке.

Обращение в суд пр обоюдном дтп

Судебная практика

Не все знают, что судебное разбирательство по вопросам возмещения ущерба в ДТП длится довольно долго. На проведение всех необходимых экспертиз сторонам придется тратить не только деньги, но и время. Судебные заседания растягиваются на долгие месяцы. В результате обращение в суд невыгодно ни для виновника ДТП, ни для пострадавшего.

Поэтому решением этой проблемы станет добровольное соглашение на возмещение ущерба. Если присутствуют неоспоримые доказательства вины одного из участников ДТП, а между пострадавшим и виновником выстроился мирный диалог, то нет никаких препятствий для урегулирования конфликта без обращения в суд. Сторонам необходимо составить соглашение, которое станет для виновника обязательством по возмещению нанесенного ущерба.

Но далеко не всегда виновники ДТП стремятся к мирному урегулированию конфликта с пострадавшей стороной и выплате суммы компенсации в полном объеме. Разумным решением становится обращение в суд. Взыскание материального ущерба с виновника ДТП также происходит через суд.

Итак, рассмотрим какие решения были приняты судом в спорных ситуациях на проезжей части.

Обоюдная вина устанавливается правоохранительными органами, если оба участника столкновения нарушили какие-либо правила движения в той или иной степени ставшие причиной аварии.

Равнозначной 50% на 50%
Неравнозначной например, 25% на 75%

В первом случае ни один участник столкновения не имеет права на получение страхового возмещения, то есть ремонт поврежденного автомобиля производится каждым участником аварии самостоятельно.

Во второй ситуации водитель, менее виновный в столкновении имеет возможность получить страховую компенсацию в сниженной сумме (пропорционально степени виновности).

В начале 2019 года подобное дело рассматривалось Ленинским районным судом города Санкт-Петербурга.

Столкновение между автомобилями А и В произошло 12 марта 2019 года. Для оформления происшествия на место аварии был вызван экипаж ГИБДД.

В происшествии установлена обоюдная вина. Однако водитель автомобиля А считает. Что менее виновен в столкновении, так как по вине второго участника аварии был затруднен проезд по перекрестку.

Исковое заявление с копиями документов, составленных сотрудниками автоинспекции, были поданы в суд.

В ходе рассмотрения дела, проведения экспертиз и определения возможностей обеих сторон было выявлено, что водитель автомобиля А в равной степени, как и водитель автомобиля В имел возможность предотвратить столкновение.

Таким образом, суд оставил иск без удовлетворения, то есть вина была признана за обоими водителями в равной степени.

В случае установления виновности водителя автотранспортного средства можно взыскать:

  • материальный вред;
  • моральный вред.

Материальный вред, то есть вред, причиненный имуществу пострадавшей стороны, взыскивается с виновника на основании статьи 1064 Гражданского Кодекса РФ.

Если у водителя – виновника столкновения есть действующий полис ОСАГО, то компенсация ущерба будет произведена страховой компанией, с которой заключен соответствующий страховой договор.

Кроме этого виновная в дорожной аварии сторона на основании Гражданского Кодекса (статья 1100), как владелец источника повышенной опасности (автомобиля) обязан выплатить пострадавшей стороне и моральный вред.

В октябре 2019 года дело о взыскании материального и морального ущерба было рассмотрено районным судом в г. Киров.

Столкновение между транспортными средствами произошло на регулируемом перекрестке. Причиной аварии стало игнорирование сигнала светофора одним из водителей. При проведении расследования оказалось, что у виновника аварии отсутствует автогражданка.

После получения всех документов пострадавший обратился в суд для взыскания компенсации, необходимой для ремонта автомобиля, в размере 123 600 рублей и морального вреда в размере 100 000 рублей.

Признать водителя, нарушившего ПДД по статье 12.12 КоАП виновной стороной
Взыскать с виновника материальный ущерб в размере 123 600 рублей
Взыскать моральный вред в размере 80 000 рублей
Наложить на виновника штраф в размере 1 000 рублей

Под бесконтактным ДТП понимается ситуация, когда столкновение с автомобилем, пешеходом или иным имуществом, принадлежащим третьему лицу, произошло в результате действий водителя, создавшего помеху виновнику аварии.

Например, ситуация может быть следующей:

  • водитель автомобиля 1 поворачивает на право с левой полосы, что создает помеху автомобилю 2;
  • чтобы избежать столкновения водитель автомобиля 2 резко поворачивает вправо и сталкивается с ограждением, пешеходом, киоском и так далее.

Такая авария оформляется исключительно сотрудниками автоинспекции. В документах необходимо указать, что причиной столкновения стали противоправные действия водителя 1 (статья 12.14 КоАП).

Получить компенсацию от страховой компании в данной ситуации практически невозможно, поэтому в большинстве случаев пострадавшая сторона обращается в суд.

Для проведения корректного расследования и установления виновности необходимо предоставить суду:

  • оформленные правоохранительными органами документы;
  • показания свидетелей;
  • записи с видеорегистраторов или видеокамер.

Например, в январе 2019 года подобное происшествие было рассмотрено в Волгограде. Водитель автомобиля А, двигавшегося на перекрестке по главной дороге, ушел от столкновения с автомобилем В, который проигнорировал знак «Уступи дорогу» и не пропустил транспортное средство А.

Приехавшие на место происшествия сотрудники автоинспекции установили, что виновником столкновения является водитель автомобиля В. однако суд, приняв во внимание запись с видеорегистратора, установленного на автомобиле С, принял решение о виновности водителя машины А и выплате компенсации собственникам обоих пострадавших автомобилей.

В апреле 2019 года на равнозначном перекрестке в городе Сочи произошло ДТП, в результате которого погиб пассажир одного из автомобилей – участников столкновения.

По страховому полису ОСАГО сын погибшего получил страховую выплату в размере 500 000 рублей. Однако через неделю после смерти отца попал в больницу с диагнозом сильнейшее нервное расстройство.

Медицинская помощь была оказана в полном объеме. Для получения компенсации с виновника сын погибшего обратился в суд, предоставив все документы.

Взыскать с виновника аварии сумму в размере 67 000 рублей, потраченной пострадавшим на лекарство и иные медицинские процедуры
Взыскать в пользу сына погибшего пассажира моральный вред в размере 2,5 млн. рублей

С животными

Нередко аварии на загородных участках трассы происходят по причине столкновения с животными.

Евгений деев юрист

  • Если водитель уверен, что его вины в произошедшем нет, смело можно выяснять ситуацию и добиваться своего.
  • В иске обязательно указывать компанию-страховщика ответчика.
  • Оплаты ОСАГО не будет совсем, если не выяснить, кто виноват, поэтому рекомендуется добиваться конкретного решения ситуации.

Происходит масса различных случаев, в результате которых сумма распределяется пополам на каждую виновную сторону. Если кто-то один считает, что решение недостаточно рациональное, от него потребуется аргументированное обоснование своего мнения.

На практике часто возникает вопрос о том, допустимо ли оформление ДТП по Европротоколу, если обе стороны виновны в ДТП. Здесь нужно учитывать следующее:

  1. П. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО требуют, чтобы при обоюдной вине выплаты были равными, если суд не установил конкретную меру виновности каждого участника.
  2. П.21 постановления Пленума ВС РФ от 29.01.2015 №2, подтверждает эту позицию и прямо указывает, что право на выплаты сохраняется даже в случаях, когда нет документов от полиции.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: оформление Европротокола допустимо и при обоюдной вине. Однако надо помнить: согласно нормам о самом Европротоколе, он используется лишь в случаях, когда оба участника ДТП не имеют споров о том, кто из них виновен. Если кто-то из них оспаривает сам факт своей вины или её степень – следует действовать уже в обычном, а не упрощённом порядке.

,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector