Советы юристов
Назад

Особенности исчисления транспортного налога

Опубликовано: 19.06.2019
0
0

1.1 Налогоплательщики транспортного налога

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства.

Данное положение имеет принципиальное отличие от ранее действовавшего законодательства.

Так, в соответствии со ст. 5 Закона «О дорожных фондах в РСФСР» налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись, по общему правилу, все юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения), независимо от наличия, количества, мощности принадлежащим им транспортных средств.

Субъектами налогообложения владельцев транспортных средств согласно ст. 6 Закона «О дорожных фондах в РСФСР» являлись помимо юридических лиц (включая иностранные юридические лица), физические лица.

С другой стороны плательщиками налога на имущество физических лиц — владельцев отдельных видов транспортных средств (водно-воздушных) являлись все категории физических лиц (граждане РСФСР, иностранцы и т.д.).

По моему мнению, ст. 357 Налогового кодекса обладает рядом преимуществ по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

Во-первых, все налогоплательщики транспортного налога объединены в одну группу — физические и юридические лица.

Во-вторых, определен единый критерий для признания лица налогоплательщиком — транспортное средство зарегистрировано на его имя.

«Транспортные средства» — это обобщенное наименование объекта налогообложения.

В соответствии со ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.

Часть вторая ст. 357 НК РФ закрепляет по состоянию на дату опубликования Закона N 110-ФЗ (30 июля 2002 г.) распространенную на практике ситуацию «продажи» транспортного средства на основе генеральной доверенности.

Этот пункт, по моему мнению, отвечает интересам налоговых органов, поскольку позволяет им эффективно осуществлять сбор налоговых платежей.

Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность не является основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника.

Согласно абзацу второму ст. 357 НК РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения им до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

Ранее действовавшее законодательства при применении налога с владельцев транспортных средств оставался неурегулированным вопрос о том, на ком лежит бремя уплаты налога при передаче транспортного средства в аренду или лизинг.

Согласно абзаца первого ст. 357 НК РФ обязанность по уплате налога лежит на лице, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 26.11.96 N 624 «О порядке регистрации транспортных средств», транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства (п. 1.3).

Вместе с тем установлено, что при изменении места эксплуатации транспортного средства осуществляется временная регистрация его места пребывания. Однако особенностью режима временной регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту эксплуатации продолжает оставаться зарегистрированным за собственником.

Таким образом, несмотря на изменение места пребывания (эксплуатации) транспортного средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Сделанный вывод соответствует общему правилу, что имущественный (реальный) налог уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой.

В случае, если у транспортного средства имеется несколько собственников, также возникает вопрос об определении обязанности уплаты налога. По моему мнению, для решения данного вопроса необходимо обратить внимание на определение плательщика транспортного налога, сформулированное в ст. 357 НК РФ. Им признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что не может быть несколько лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства.

Особенности исчисления транспортного налога

Считаю, что такое правило в большей степени отвечает интересам владельцев транспортных средств, а также исключает возможные споры между участниками долевой собственности по уплате транспортного налога.

Правило одного месяца

Напомним, что в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца он принимается как один полный месяц.

Это прямая норма, которая содержится в п. 3 ст. 362 НК РФ. Поэтому, даже если регистрация и снятие были совершены в течение одного дня, налог за месяц, в котором транспортное средство (например, автомобиль) было продано, платит как продавец, так и покупатель (Письмо Минфина России от 02.11.2012 N 03-05-06-04/217).

Получается, в году 12 месяцев, а налог уплачивается за 13 месяцев.

Оба собственника уплачивают транспортный налог за одно и то же транспортное средство, причем за один и тот же период.

Тем не менее в Письме Минфина России от 07.10.2010 N 03-05-06-04/240 разъяснено, что данная норма Налогового кодекса РФ не приводит к двойному налогообложению, поскольку этот объект налогообложения возникает у разных налогоплательщиков.

Особенности исчисления транспортного налога

Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ были внесены очередные поправки в гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ, которые заключаются в следующем: если законом субъекта Российской Федерации не установлены ставки транспортного налога, налогообложение производится по ставкам, указанным в Налоговом кодексе РФ. Чисто техническая поправка.

Что касается правила 13 месяцев, то этот вопрос снова не решен. Хотя, например, при исчислении земельного налога справедливость торжествует с момента введения гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. Так, в п. 7 ст. 396 НК РФ сказано: если возникновение (прекращение) прав на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц их возникновения, если после 15-го числа — месяц прекращения прав.

Иными словами, если земля продана до 15-го числа месяца, налог за этот месяц платит ее покупатель, если после 15-го числа месяца — продавец земли. Все логично: кто дольше владеет земельным участком, тот и платит. Никакого правила 13 месяцев.

Кстати, при продаже автомобиля организациям следует учитывать, что объекты основных средств подлежат обложению налогом на имущество до их выбытия, а вот уплата транспортного налога прекращается только с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах (Письмо Минфина России от 14.06.2012 N 03-05-05-04/09). Если автомобиль не снят с учета в органах ГИБДД, транспортный налог придется платить и дальше.

Аналогичный принцип применяется и при списании транспортных средств ввиду их непригодности к эксплуатации (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12223/10): если компания списала транспорт и даже утилизировала его, но не сняла с регистрационного учета, она должна уплачивать транспортный налог.

В силу п. 4 ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о зарегистрированных или снятых с регистрации транспортных средствах, а также о лицах, на которых они зарегистрированы, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

При одновременной постановке и снятии с учета транспортного средства без выдачи свидетельства о регистрации и номерных знаков транспортный налог все равно взимается, поскольку в целях налогообложения важен сам факт регистрации транспортного средства, а не выдача свидетельства и номерных знаков (Письмо Минфина России от 19.09.2012 N 03-05-06-04/163).

Таким образом, в приведенном случае действует правило одного месяца: при представлении сведений органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о регистрации и снятии с регистрации соответствующего транспортного средства в течение одного месяца налоговыми органами будет исчислен транспортный налог в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ.

Категория транспортного средства в целях налогообложения определяется на основании данных ПТС

Объектом налогообложения в соответствии с действующим законодательством являются транспортные средства, в том числе водные и воздушные, зарегистрированные в установленном порядке.

Согласно ст. 130 ГК РФ, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной регистрации судов утверждены приказом Минтранса России от 26.09.01 г. N 144, а правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах — приказом Госкомрыболовства России от 31.01.01 г. N 30. Приказом Минтранса России от 29.11.2000 г. N 145 установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» приказом МВД России от 26.11.96 г. N 624 утвержден Порядок регистрации транспортных средств.

· автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

· самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Приведенный список транспортных средств, собственники которых уплачивают транспортный налог, с некоторыми дополнениями (гидроциклы и несамоходные (буксируемые) суда) объединил два перечня: объектов налога с владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона «О дорожных фондах в РСФСР») и частично объектов налога на имущество физических лиц (п. 2 ст.

Представляется, что это объединение является необходимым следствием объединения ранее существовавших налогов, связанных с обладанием транспортными средствами, в один — транспортный налог.

Особую значимость здесь имеет то, что действующим законодательством в качестве объекта налогообложения предусмотрено только транспортное средство (все, что признано транспортным средством в соответствии с законодательством). Это является принципиальным отличием от ранее действовавшего налога на пользователей автодорог, согласно которого объектом налогообложения являлась выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Считаю, что такое изменение отражает, во-первых, единый подход к определению объекта налогообложения. Во-вторых, такой порядок исчисления налога является более удобным и простым, чем его исчисление исходя из выручки от реализации продукции, которая в зависимости от конкретных целей и обстоятельств может быть рассчитана по-разному. Наконец, это является более справедливым по отношению к налогоплательщикам.

Помимо сказанного, считаю, что при рассмотрении вопроса об объекте налогообложения необходимо обратить внимание на то, что список объектов транспортного налога, по крайней мере относительно водных и воздушных транспортных средств, не является закрытым.

По моему мнению, это означает, что он может пополняться нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регистрации транспортных средств. Это обстоятельство не может не вызывать опасение, поскольку данный порядок устанавливается в основном на уровне министерств и ведомств.

Согласно статьям 14, 357 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным. В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ объект является одним из элементов налогообложения, которые должны быть четко определены, иначе налог не считается установленным. При этом объект налогообложения должен быть четко определен в самом НК РФ. Региональные законодатели лишены возможности устанавливать или каким-либо образом корректировать объект налогообложения. Это следует из п. 3 ст. 12 НК РФ.

Таким образом, в главе 28 НК РФ должен быть исчерпывающе установлен перечень транспортных средств, облагаемых транспортным налогом. Отнесение этого вопроса на уровень регионального, а тем более ведомственного регулирования противоречит приведенным положениям НК РФ.

В этой связи хотелось бы еще раз обратить внимание на формулировки главы 28 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. При такой ситуации из сферы действия транспортного налога выпадают транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке.

По моему мнению, обозначенное положение требует конкретизации формулировки, исключающей ее двоякое толкование.

· назначение использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда; автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами);

· принадлежность транспортных средств отдельным категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки);

· принадлежность и целевое использование транспортных средств (транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).

В Письме Минфина России от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137 разъяснено, на основании чего определяется категория транспортного средства для исчисления транспортного налога.

В целях администрирования транспортного налога в силу ст. 362 НК РФ сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по специальным формам. В них предусмотрены показатели «тип транспортного средства» и «назначение (категория) транспортного средства».

Документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС), подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»). Тип транспортного средства, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении (сертификате соответствия).

В строке 2 ПТС «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая позиция цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид), например: «1» — легковой автомобиль; «7» — фургоны;

Таким образом, категория транспортного средства в целях исчисления транспортного налога должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в ПТС.

За какой период считать?

Размер налога на транспорт для частных автовладельцев определяется ИФНС единожды в год. Расчет обязательств физических лиц производится с апреля по август и сразу же производится рассылка уведомлений.

Транспортный налог для юридических лиц организации исчисляют самостоятельно и должны подготовить расчет также за год, но уже до 1 февраля.

Расчет ведется уже по окончанию года, то есть в 2015 году нужно оплатить налог за 2014 год. Причем организации должны своими силами высчитать размер налога в течение января, а предприниматели и частные лица получат уже готовый расчет в соответствующем извещении от налоговой инспекции.

Федеральным законодательством (в частности, главой 28 НК РФ) установлено, что организации-плательщики ТН также обязаны уплачивать авансовые платежи, если иное не предусматривают дополнительные региональные законы и нормативные акты.

Раз в квартал любые компании, владеющие транспортными средствами, должны рассчитывать авансовые платежи по этому виду имущественного налога и оплачивать их по истечению отчетного периода.

Налоговая база — это часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству и зависит от его вида (ст. 359 НК РФ). В связи с разнородностью объектов налогообложения Налоговый кодекс РФ предусматривает различный порядок определения налоговой базы по транспортному налогу (таблица 2).

Таблица 1 Порядок определения налоговой базы по транспортному налогу

Объект налогообложения

Налоговая база

Транспортные средства, имеющие двигатели, кроме воздушных

Мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах

Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя

Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях, в килограммах силы

Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых определяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистровых тоннах

Прочие водные и воздушные транспортные средства

Единица транспортного средства

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год — период с 1 января по 31 декабря .

Таким образом, по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Однако при смене налогоплательщика в течение календарного года налог будет уплачиваться не за полный налоговый период. В этом случае налоговый период для нового и старого владельцев транспортного средства будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались налогоплательщиками, деленному на 12.

Следовательно, если в течение налогового периода изменился налогоплательщик (лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство), то согласно ст. 78 НК РФ, у лица, которое заплатило налог за 12 месяцев, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого транспортное средство уже не было зарегистрировано на его имя.

Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. Это означает, что один и тот же месяц может более одного раза использоваться в расчете суммы налога, т.е. приводит к двойному налогообложению.

1.4 Налоговые ставки транспортного налога

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Налоговые ставки, установленные НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. В таблице 2 указаны минимальные и максимальные пределы, которые могут быть установлены в субъектах РФ.

Таблица 2 Пределы налоговых ставок в субъектах РФ за 2009 год

Наименование объекта налогообложения

Базовая ставка в соответствии с НК РФ (руб.)

Минимальный предел налоговой ставки, который может быть установлен в субъектах РФ (руб.)

Максимальный предел налоговой ставки, который может быть установлен в субъектах РФ (руб.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5,0

1,0

25,0

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

7,0

1,4

35,0

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10,0

2,0

50,0

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

15,0

3,0

75,0

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

30,0

6,0

150,0

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с

каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

2,0

0,4

10,0

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до

25,74 кВт) включительно

4,0

0,8

20,0

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

10,0

2,0

50,0

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

10,

2,0

50,0

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

20,0

4,0

100,0

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5,0

1,0

25,0

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

8,0

1,6

40,0

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10,0

2,0

50,0

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

13,0

2,6

65,0

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

17,0

3,4

85,0

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

5,0

1,0

25,0

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

5,0

1,0

25,0

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

10,0

2,0

50,0

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

10,0

2,0

50,0

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

20,0

4,0

100,0

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью

двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

20,0

4,0

100,0

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

40,0

8,0

200,0

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

25

5,0

125,0

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

50,0

10,0

250,0

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20,0

4,0

100,0

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25,0

5,0

125,0

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

20,0

5,0

125,0

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200,0

40,0

1000,0

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств на конец налогового периода (иначе говоря, в зависимости от года выпуска транспортного средства).

В Иркутской области Законом «О транспортном налоге» установлены следующие налоговые ставки (Таблица 3).

Таблица 3 Сравнительные налоговые ставки установленные НК РФ и законом Иркутской области за 2009 год

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка в НК РФ

Налоговая ставка в Иркутской области (в рублях)

1.

Автомобили легковые, с момента выпуска которых до 1-го числа налогового периода прошло менее 7 лет, с мощностью двигателя ( каждой лошадиной силой)

1.1.

До 100 л.с. ( до 73,55 кВт) включительно

5,0

10,5

1.2.

Свыше 100 л.с. до 150 л.с. ( свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

7,0

14,5

1.3.

Свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно)

10,0

35,0

1.4.

Свыше 200 л.с. до 250 л.с. ( свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

15,0

52,5

1.5.

Свыше 250 л.с. ( свыше 183,9 кВт)

30,0

105,0

2.

Автомобили легковые, с момента выпуска которых до 1-го числа налогового периода прошло 7 лет и более, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой)

2.1.

До 100 л.с. (до 73,55кВт) включительно

5,0

6,5

2.2.

Свыше 100 л.с. до 150 л.с. ( свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

7,0

9,5

2.3.

Свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно)

10,0

30,5

2.4.

Свыше 200 л.с. до 250 л.с. ( свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

15,0

46,0

2.5.

Свыше 250 л.с. ( свыше 183,9 кВт)

30,0

92,5

3.

Мотоциклы и мотороллеры, с момента выпуска которых до 1-го числа налогового периода прошло менее 7 лет с мощностью двигателя ( с каждой лошадиной силой):

3.1.

До 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

2,0

4,0

3.2.

Свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

4,0

7,0

3.3.

Свыше 35 л.с. до 40 л.с. (свыше 25,74 кВт до 29,42 кВт) включительно

10,0

10,0

3.4.

Свыше 40 л.с. (свыше 29,42 кВт) включительно

13,0

13,0

4.

Мотоциклы и мотороллеры, с момента выпуска которых до 1-го числа налогового периода прошло 7 лет и более с мощностью двигателя ( с каждой лошадиной силой):

4.1.

До 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

2,0

2,5

4.2.

Свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

4,0

5,0

4.3.

Свыше 35 л.с. до 40 л.с. (свыше 25,74 кВт до 29,42 кВт) включительно

10,0

6,0

4.4.

Свыше 40 л.с. (свыше 29,42 кВт) включительно

13,0

8,0

5.

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой):

5.1.

До 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

10,0

20,0

5.2.

Свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

20,0

39,5

6.

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой):

6.1.

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5,0

10,5

6.2.

Свыше 100 л.с. до 150 л.с.(свыше 73,55 кВт)до 110,33 кВт) включительно

8,00

16,0

6.3.

Свыше 150 л.с. до 200л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10,0

20,0

6.4.

Свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт) до 183,9 кВт) включительно

13,0

26,5

6.5.

Свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

17,0

34,5

7.

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силой)

5,0

10,5

8.

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой):

8.1.

До 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

5,0

10,5

8.2.

Свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

10,0

20,0

9.

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой):

9.1.

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

10,0

6,5

9.2.

Свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

20,0

39,5

10.

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой):

10.1.

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

20,0

100,0

10.2.

Свыше 100 л.с. (свыше 73,55) кВт

40,0

200,0

11.

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой):

11.1

До 100 л.с. ( до 73,55 кВт)

25,0

87,5

11.2

Свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

50,0

175,0

12.

Несамоходные(буксируемые )суда, для которых определяется валовая вместимость ( с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20,0

39,5

13.

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели ( с каждой лошадиной силы)

25,0

50,5

14.

Самолеты, имеющие реактивные двигатели ( с каждого килограмма тяги)

20,0

39,5

15.

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей ( с единицы транспортного средства)

200,0

396,5

Налоговые ставки как говорилось выше, могут быть увеличены или уменьшены, а так же допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а так же с учетом срока полезного использования. Закон Иркутской области воспользовался этой возможностью.

По первой категории объектов налогообложения (легковые автомобили), с момента выпуска которых прошло менее 7 лет, налоговая ставка увеличена в среднем в три раза. А для объектов налогообложения, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, налоговая ставка увеличена в среднем в два с половиной раза.

По второй категории объектов налогообложения (мотоциклы и мотороллеры), с момента выпуска которых прошло менее 7 лет, налоговая ставка увеличена в среднем в два раза. Для объектов налогообложения, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, налоговая ставка увеличена в среднем в один раз, а для категории транспортных средств с мощностью двигателя свыше 35 л.с. до 40 л.с. налоговая ставка уменьшена в один раз.

По третей категории объектов налогообложения (автобусы) налоговые ставки законом Иркутской области в среднем увеличены в 2 раза.

По четвертой категории объектов налогообложения (грузовые автомобили) налоговая ставка увеличена в два раза.

По пятой категории объектов налогообложения (самоходные средства, машины и механизмы на пневмоническом и гусеничном ходу), налоговые ставки увеличены в среднем в два раза.

Транспортные средства (т.с.) относящиеся к следующей категории объектов налогообложения (катера, моторные лодки…), с мощностью двигателя до 100 л.с. налоговая ставка уменьшена в полтора раза, а с мощностью свыше 100 л.с. увеличена почти в два раза.

По остальным категориям объектов налогообложения налоговые ставки так же увеличены в среднем в два раза.

С 1 января 2010 года базовая ставка транспортного налога в России планируется увеличить вдвое. Каждый регион будет вправе увеличить или уменьшить ставку в пять раз. Помимо увеличения базовой ставки, правительство предоставит регионам право изменять ставки не только в соответствии с мощностью двигателя машин, но и с их возрастом и экологическим классом.

В данной главе был проведен сравнительный анализ таблицы 2 и 3 где видно что законом Иркутской области было реализовано право на увеличение и уменьшение налоговых ставок, в шестой категории объекта налогообложения были установлены максимальные пределы.

Мощность гибридного автомобиля

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).

Налоговые ставки установлены в зависимости от мощности двигателя автомобиля в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, в частности до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно и свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно.

Когда мощность автомобиля выражена дробным числом, при выборе ставки транспортного налога нужно ориентироваться именно на это точное дробное число без округления (Письмо Минфина России от 31.10.2012 N 03-05-07-04/18).

Например, при показателе мощности двигателя 100,6 л. с. следует применять налоговую ставку, установленную для автомобилей свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил включительно.

В целях исчисления транспортного налога гибридных автомобилей в качестве налоговой базы необходимо учитывать совокупную или суммарную мощность двух двигателей (Письмо Минпромторга России от 18.10.2012 N 20-3729).

В Письме от 31.10.2012 N 03-05-07-04/18 Минфин России согласился с мнением специалистов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, использовав их Письмо как приложение к своему.

2.1 Общие правила исчисления налога

Не смотря, на то что сумма налога для физических лиц исчисляется налоговыми органами, налогоплательщику следует иметь представление о правилах исчисления налога, поскольку, как показывает практика, со стороны налоговых органов возможны ошибки в расчетах.

Сн = Б* Сm

Где Сн – сумма налога;

Б – налоговая база;

Сm – налоговая ставка.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, имеющим место нахождения на территории данного субъекта РФ. Если в собственности налогоплательщика несколько транспортных средств, зарегистрированных в разных регионах Росси, то транспортный налог следует исчислять не одной суммой, а по каждому региону отдельно. И зачисляться он будет, соответственно, в разные бюджеты.

2.2 Особые правила исчисления налога

Исчисление налога производится по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению. При исчислении суммы транспортного налога учитывается фактическое количество месяцев налогового периода, в течении которых транспортное средство было зарегистрировано на имя налогоплательщика.

В этом случае исчисление суммы налога производиться с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течении которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

К = М/12

Где К — коэффициент;

М – число полных месяцев, в течении которых транспортное средство было зарегистрировано на имя налогоплательщика;

12 – число календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом месяц регистрации транспортного средства месяца снятия его с регистрации принимаются за полный месяц. При этом не имеет значения, когда проходили регистрация и снятие с нее: в начале или в конце.

В случае регистрации и снятия с учета в течении одного календарного месяца указанный месяц принимается как полный месяц.

Коэффициент рассчитывается с точностью до тех знаков после запятой.

Возможна ситуация, когда возникает необходимость или возможность заменить двигатель транспортного средства на более мощный. Сумма транспортного налога находиться в прямой зависимости от мощности двигателя, значит, изменение мощности двигателя приведет к соответствующему изменению налоговой базы и суммы налога.

Для того чтобы рассчитать в этом случае сумму транспортного налога, прежде всего новый двигатель необходимо зарегистрировать. Сведения о замене двигателей на транспортных средствах поступают в налоговые органы от регистрирующих органов по окончании каждого года.

Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течении года заменился двигатель и изменилась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения. Иначе говоря, налог в этом случае исчисляется как для двух машин, имеющих двигатели с разными мощностями.

Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения транспортным налогом (подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Но факт их угона должен быть подтвержден документом, выданным уполномоченным органом, который осуществляет работу по расследованию и раскрытию преступлений, в т.ч. угонов транспортных средств.

Следовательно, при наличии документа, выданного ОВД РФ, подтверждающего факт угона транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не является объектом налогообложения.

Основанием для пересчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающей факт угона транспортного средства, выданной органами МВД РФ (ГУВД, ОВД, УВД), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в т.ч. угонов (краж) транспортных средств.

При этом исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течении налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течении которых транспортное средство находиться во владении налогоплательщика.

Следовательно, в данной ситуации также необходимо рассчитать коэффициент.

В случае возврата транспортного средства после его розыска расчет суммы транспортного налога производится в том же порядке что и за неполный налоговый период.

Выяснив порядок исчисления налога, я могу сказать, что транспортный налог является простым для налогообложения. Законодательство четко дает ответ на ситуации при которых может возникнуть проблема исчисления налога, такие как модернизация транспортного средства а так же угон автомобиля.

2.3 Уплата транспортного налога

Сумма транспортного налога уплачивается в бюджет субъекта РФ по месту нахождения транспортного средств.

1. для морских, речных и воздушных транспортных средств – местонахождение собственника имущества;

2. для иных транспортных средств – место ( порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – местонахождений ( местожительство) собственника имущества.

Транспортный налог исчисляется по итогам налогового периода. Сумма транспортного налога подлежит уплате в году, следующим за истекшим налоговым периодом. Конкретные сроки и порядок уплаты налога устанавливаются законом субъекта РФ.

Так в соответствии с Законом Иркутской области от 20 июня 2007 года № 33/2/1-С3 «О транспортном налоге» по транспортным средствам, уплата налога производится налогоплательщиками в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По транспортным средствам, зарегистрированным в текущем налоговом периоде, налог уплачивается до 1 февраля года. Следующего за текущим налоговым периодом.

В ряде регионов предусмотрена уплата транспортного налога несколькими авансовыми платежами в течении налогового периода. И в случае неуплаты налога по итогам года начисляются пени.

Согласно позиции департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, выраженной в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 мая 2005 г. № 03-06-04-04/23 «Об отсутствии законных оснований для взыскания с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу» установление порядка уплаты транспортного налога авансовыми платежами не допускаются.

Аргументируется эта позиция тем, что субъекты РФ вправе определять сроки уплаты авансовых платежей по региональному налогу и соответствующие сроки представления налогоплательщиками расчетов по авансовым платежам по налогу только в том случае, если такое право предусмотрено НК РФ.

Как было указано выше , подлежащая уплате физическими лицами сумма налога исчисляется налоговыми органами. Налоговое уведомление об уплате налога направляется налогоплательщикам в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Одновременно с уведомлением налогоплательщику направляется платежный документ ПД (налог).

Если за физическим лицом зарегистрировано несколько транспортных средств и налог по ним начисляется одним налоговым органом, то может быть выписано одно налоговое уведомление, в котором отражены все транспортные средства, подлежащие налогообложению (п. 32 Рекомендации по применению гл. 28 НК РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пений, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством, сроке исполнении требования, а так же мерах пол взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование, как и налоговое уведомление, может быть передано физическому лицу (его представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае уклонения этих лиц от получения требования оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечению 6 дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога.

На неуплаченную сумму, налога указанную в уведомлении, начисляется пени. Причем она уплачиваются сверх суммы налога и начисляются за каждый календарный день просрочки. Уплата производиться одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Процентная ставка пени принимается равной/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

В налоговом требовании налогоплательщику (налоговому агенту) предлагается погасить в добровольном порядке числящуюся за ним задолженность по налогам и сумму пени. При этом налогоплательщик ставится в известность о том, что если налоговое требование будет оставлено без исполнения в установленный в налоговом требовании срок, то налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст.

Налоговая декларация

Плательщикам транспортного налога необходимо обратить внимание на Письмо ФНС России от 13.11.2012 N БС-4-11/19074@, суть которого в следующем.

За 2012 г. налогоплательщики представляют декларацию по транспортному налогу по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@.

Порядок заполнения налоговой декларации, утвержденный этим же Приказом, содержит некорректное описание алгоритма исчисления сумм налоговых льгот <1>.

Соответствующие изменения (в части указанного алгоритма) внесены в Приказ от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@ Приказом ФНС России от 26.10.2012 N ММВ-7-11/808@, но будут применяться, только начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за 2013 г.

В случае возникновения у налогоплательщика оснований для применения налоговой льготы по транспортному налогу, установленной законом субъекта Российской Федерации, в налоговом периоде 2012 г. в целях корректного исчисления сумм налоговых льгот рекомендуется:

  • в строке 180 сумму налоговой льготы рассчитывать как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 130, и коэффициента, отражаемого в строке с кодом 160;
  • в строке 200 сумму налоговой льготы рассчитывать как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 130, коэффициента, отражаемого в строке с кодом 160, и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога;
  • в строке 220 сумму налоговой льготы исчислять как разность суммы налога, исчисленной по полной налоговой ставке, и суммы налога, исчисленной по пониженной налоговой ставке, умноженной на коэффициент, отражаемый в строке с кодом 160.

2.4 Налоговые льготы

Согласно ст. 356 НК РФ при установлении налога субъектами РФ в регионе могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования. При этом нужно заметить, что закон субъекта РФ может, как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их.

Также необходимо обратить внимание, что налоговые льготы по транспортному налогу, предусмотренные региональным законодательством, не могут носить индивидуального характера. Иначе говоря, они должны распространяться на определенную категорию налогоплательщиков, а не на конкретное лицо. Например, достаточно распространенными являются установленные льготы для ветеранов ВОВ, Героев Советского Союза, ветеранов боевых действий.

— Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно;

— Легковые автомобили, с момента выпуска которых до 1-го числа налогового периода прошло 7 лет и более, с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно;

— Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 40 л.с. (29,42 кВт) включительно;

— Катера, моторные лодки или другие водные транспортные средства с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно.

Льгота предоставляется в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.

2. Граждане, получающие трудовую пенсию по старости, в отношении одного транспортного средства по выбору из указанных в части первой настоящей статьи уплачивают налог в размере 20% от установленных налоговых ставок.

Рассмотрев данный вопрос мне стали известны категории лиц для которых предусмотрены налоговые льготы в Иркутской области. И если физическое лицо – плательщик транспортного налога имеет право на льготы, то ему необходимо обратиться в налоговый орган и предъявить подтверждающие документы.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector