Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Отстранение от должности и прекращение полномочий |
Советы юристов
Назад

Отстранение от должности и прекращение полномочий

Опубликовано: 19.06.2019
0
2

Причины отстранения

Прежде всего напомним общие требования трудового законодательства относительно отстранения от должности.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:–  появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;–  не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;–  не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;

–  при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, обусловленной трудовым договором; –  по требованиям органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; –  в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В указанных случаях работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Обратите внимание! Ранее временному отстранению от должности мог быть подвергнут только обвиняемый, являющийся должностным лицом. Однако с момента вступления в действие Федерального закона от 04.07.03 №92-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации”, которым в ч. 1 ст.

114 УПК РФ слова “в случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности” были заменены словами “при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого”, круг лиц, на которых распространяются требования указанной статьи, законодателем существенно расширен и не исчерпывается категориями, перечисленными в примечании к ст. 285 УК РФ (см. Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2004 год)

Отстранение от должности и прекращение полномочий

В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Отстранение от должности директора и главного бухгалтера

В ТК отсутствует точное определение отстранения от службы. Зато его можно сформулировать на основании имеющейся судебной практики.

Отстранение – это временный отказ от предоставления работы, предусмотренной служебным договором. Ключевое слово – «временно». Именно это условие отличает отстранение от увольнения.

Цель процедуры – предупреждение вероятных рисков компании, которые могут возникнуть при дальнейшей деятельности сотрудника. Основания отстранения перечислены в статье 76 ТК РФ.

Начальник организации не может определять причины самостоятельно и на их основании отстранять сотрудников. Все они указаны в законе и нормативных актах.

В период приостановления трудовых отношений зарплата может не выплачиваться.

В ТК отсутствуют причины отстранения именно главбуха и директора. Перечислены только общие основания приостановления сотрудничества:

  • Появление на службе в состоянии опьянения различных форм: наркотического или алкогольного. Важно подтвердить недозволительное состояние служащего. Для этого используются медицинские заключения, свидетельские показания, записи с видеокамер. Работодатель не обязан отстранять сотрудника. Он также может объявить выговор, сделать официальное замечание. Высшая мера наказания – увольнение по соответствующей статье.
  • Работник не прошел аттестацию по своей специальности. То есть есть официальное подтверждение того, что сотрудник не соответствует занимаемой должности. Еще одна возможная мера при данных обстоятельствах – увольнение.
  • Обнаружение противопоказаний относительно занимаемой должности в процессе медицинской проверки. Основание приостановления трудовых отношений должно быть подтверждено медицинским заключением. Отстранение выполняется до времени устранения найденных противопоказаний. Срок приостановления сотрудничества может определяться работодателем самостоятельно. Если он составляет менее 4 месяцев, сотруднику должна быть предоставлена другая должность, к которой противопоказания отсутствуют.
  • Приостановлено действие специального права, нужного для исполнения должностных функций, на срок, не превышающий двух месяцев. К таким правам относится, к примеру, лицензия на управление ТС, право на использование оружия.
  • Требования должностных лиц, обусловленные законами и положениями норм. К примеру, требовать отстранения сотрудника могут судебные органы, трудовая инспекция.
  • Карантин.

ВАЖНО! Период отстранения будет включен в стаж работы при соблюдении нескольких условий: сотрудник в дальнейшем восстановился в должности и приостановление трудовых отношений было обусловлено не пройдённым, не по вине работника, медосмотром. Последнее правило указано в статье 121 ТК РФ.

Отстранение от должности на основании приостановки действия специального права имеет некоторые особенности. Приостановление трудовых отношений возможно только при наличии следующих обстоятельств:

  • Временная утрата права влечет за собой невозможность исполнения служебных функций.
  • Работодатель не имеет возможности перевести служащего на другую должность.

Работодатель обязан предложить работнику все вакансии в местности, где находится организация. Иногда наниматель может предложить сотруднику должность в другой местности, однако это должно быть оговорено коллективными или трудовыми договорами.

ВАЖНО! Если срок приостановки специального права составляет более двух месяцев, сотрудник может быть уволен на основании п. 9 ст. 83 ТК РФ.

Отстранение от должности главбуха или директора проводится согласно следующему алгоритму:

  1. Получение официального документа, на основании которого проводится приостановление трудовых отношений. К примеру, это может быть требование должностного лица, медицинское заключение.
  2. Издается приказ об отстранении.
  3. Изданный приказ регистрируется в журнале приказов. Срок его хранения составляет 5 лет.
  4. Работника нужно ознакомить с изданным приказом. После ознакомления сотрудник ставит свою подпись. Также проставляется дата, когда приказ был представлен работнику.
  5. Сотрудник может отказаться от ознакомления с официальной документацией. В этом случае составляется акт об отказе, подписанный составителем и двумя свидетелями.
  6. Регистрация акта в соответствующем журнале.
  7. Составление табеля учета рабочего времени.

Период отстранения будет считаться простоем. Рассмотрим алгоритм восстановление главбуха и директора в должности:

  1. Издание приказа о допуске к работе по истечении срока приостановки сотрудничества.
  2. Регистрация приказа в соответствующем журнале.
  3. Ознакомление сотрудника с приказом. Работник ставит подпись в конце документа.
  4. Если сотрудник отказывается брать в руки приказ, требуется подготовить акт об отказе, подписанный двумя свидетелями. Он регистрируется в специальном журнале.

Все данные пункты являются обязательными. Если, к примеру, сотрудник не ознакомлен с приказами и отсутствуют соответствующие акты, он вправе обратиться в трудовую инспекцию с жалобой на неправомерное отстранение.

Увольнение или отстранение главбуха – довольно сложный процесс, так как это специалист высокого уровня, в руках которого сосредоточены ключевые дела организации. Он обязан передать дела. Принять их могут следующие лица:

  • Руководитель компании.
  • Лицо, временно исполняющее обязанности главбуха на основании приказа.

Составляется подробный акт передачи дел, на котором ставят свои подписи обе стороны. В нем должны быть отражены все нюансы.

Это оградит руководителя от передачи дел в ненадлежащем виде.

Отстранение от должности и прекращение полномочий

Если передаваемых дел много, к процессу можно привлечь комиссию с соответствующей компетенцией или аудиторов.

ВАЖНО! Бухгалтер после отстранения от должности сохраняет ответственность за нарушения, которые были допущены им в период службы. Повторно отстранить его нельзя, однако можно привлечь к административной ответственности.

Приостановление трудовых отношений с директором часто осуществляется по требованию суда или должностных лиц.

К примеру, подобная ситуация может возникнуть при обвинении сотрудника в нецелевом расходовании средств бюджета.

В ТК и УПК отсутствуют указания относительно алгоритма отстранения директора. Данная процедура может проводиться на основании следующих норм:

  • Правил, предусмотренных учредительной документацией.
  • Правил, указанных в уставе АО.
  • Нормативных актов, регулирующих подобные ситуации.

Если перечисленные нормы отсутствуют, можно руководствоваться общими началами закона. Алгоритм, который применим к главбуху, вполне можно применить и к директору: составляется приказ и акт. Все оформленные документы регистрируются в журнале.

ВНИМАНИЕ! Случаи, при которых сотрудники получают выплаты в период вынужденного простоя, перечислены выше. Если данная ситуация под этот перечень не попадает, то никакой зарплаты сотруднику не выплачивается.

Отстранение от должности руководителя организации

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает временное отстранение от должности.

Отстранение от должности и прекращение полномочий

Временное отстранение от занимаемой должности является мерой процессуального принуждения, направленной на временное недопущение лица к выполнению своих служебных обязанностей в пределах срока предварительного расследования, проводящегося в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Поводом к рассмотрению в суде вопроса о возможности временного отстранения от должности, ограничивающего конституционные права, свободы человека и гражданина, является соответствующее ходатайство следователя, поданное в суд с согласия руководителя следственного органа, его заместителя, или дознавателя, начальника подразделения дознания, его заместителя, поданное в суд с согласия прокурора.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности ( ч. 1 ст. 114 УПК РФ).

Временное отстранение от должности возможно только в рамках осуществления следователем и дознавателем предварительного расследования по конкретному уголовному делу, возбужденному в соответствии со ст. 146 УПК РФ и расследуемому в установленные законом сроки (ст. ст. 162,223 УПК РФ).

1) продолжать заниматься преступной деятельностью;

2) воспрепятствовать производству по уголовному делу путем: а) воздействия на потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства, подчиненных ему по службе; б) фальсификации и уничтожения доказательств;

3) препятствовать надлежащему исполнению приговора.

В Постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость существенного ограничения конституционных прав гражданина на труд.

Ходатайство о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности рассматривается федеральным районным судом по месту производства предварительного расследования.

Если решение вопроса о временном отстранении от должности сопряжено с необходимостью обсуждения вопросов, содержащих государственную тайну, то по правилам, содержащимся в п.3 ч.3 ст. 31 УПК РФ, ходатайство рассматривается судом субъекта РФ.

Постановление о возбуждении ходатайства о временном отстранении от должности подлежит рассмотрению в течение 48 часов с момента поступления материалов в суд ( ч.2 ст. 114 УПК).

Закон не содержит указаний относительно процедуры рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности, но оно разрешается судьей районного суда единолично.

В то же время в силу того, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности, рассмотрение ходатайства о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности может быть разрешено в рамках судебного заседания. В таком судебном заседании обязаны принять участие со стороны обвинения лицо, возбудившее ходатайство, и прокурор; со стороны защиты: лицо, о временном отстранении от должности которого ходатайствует орган предварительного расследования, и его защитник.

По общему правилу ходатайство о временном отстранении от должности подлежит рассмотрению в открытом судебном заседании. В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению.

Затем прокурор либо лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его.

По ходу проведения судебного заседания секретарем судебного заседания ведется протокол, в котором полно и объективно должен быть отражен ход рассмотрения ходатайства, включая вопросы, которые задавались судом участникам процесса. Выслушав участников процесса, судья удаляется в совещательную комнату, где выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании.

1) постановления о возбуждении уголовного дела (при необходимости – постановления о принятии его к производству, постановления о производстве предварительного следствия следственной группой);

3) процессуальные документы, обосновывающие необходимость временного отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности. В их число могут входить любые документы, содержащие необходимые для суда сведения.

Материалы, представляемые органами предварительного расследования в качестве правового обоснования к удовлетворению ходатайства, в обязательном порядке подлежат проверке судьей по правилам, предусмотренным ст. 75 УПК РФ.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о временном отстранении от должности или об отказе в этом ( ч. 2 ст. 114 УПК). Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

Временно отстраненный от должности имеет право на ежемесячное пособие, выплачиваемое в соответствии с п. 8 ч.2 ст. 131 УПК РФ.

Уволенный по собственной инициативе теряет право на возмещение ущерба.

Несмотря на то, что в законе подчеркивается временный характер отстранения от должности, срок применения этой меры принуждения не указан.

Временный характер означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока в данной мере не отпала необходимость.

При завершении производства по делу должен быть окончательно разрешен и вопрос об отстранении от должности. В случае прекращения уголовного дела эта мера принуждения отменяется в соответствии с п. 8 ч. 2 ст.213 УПК РФ. Если дело прекращается по реабилитирующим основаниям или судом постановляется оправдательный приговор, у лица, к которому она была применена, в соответствии с ч. 3 ст.

При постановлении обвинительного приговора суд либо отменяет данную меру принуждения, либо, если это предусмотрено Уголовным кодексом РФ, назначает в качестве основного или дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В таких случаях вопрос о возможности дальнейшей работы обвиняемого в прежней должности или в других должностях окончательно разрешается в приговоре суда.

На практике необходимость отстранения руководителя организации от работы (должности) по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральным законом, возникает, когда руководитель привлекается в качестве подозреваемого (обвиняемого) в уголовном преступлении.

Может быть отстранен от работы как руководитель бюджетной организации, обвиняемый, например, в нецелевом расходовании бюджетных средств (ст. 285 УК РФ), так и руководитель коммерческой организации, подозреваемый, например, в незаконном получении кредита (ст. 176 УК РФ).

По действующему уголовно-процессуальному законодательству только суд, в т. ч. в ходе досудебного производства, правомочен инициировать временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности (подп. 10 п. 2 ст. 29 УПК РФ). Суд может это сделать на основании ст. 111 и 114 УПК РФ по своему усмотрению либо в порядке удовлетворения согласованного с прокурором ходатайства дознавателя или следователя, если они считают необходимым применение к руководителю этой меры процессуального принуждения.

В соответствии с п. 3 ст. 114 УПК РФ суд, вынеся постановление о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) руководителя от должности, должен направить его по месту работы, с которой связано проведение расследования. Отменить временное отстранение от работы можно только на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора (далее – правоохранительные органы), выносимого ими, когда отпадает необходимость в применении этой меры (п. 4 ст. 114 УПК РФ).

В связи с тем, что возможен длительный период отстранения руководителя (далее – директор) от должности, рассмотрим следующую ситуацию с точки зрения последствий, которые может повлечь за собой отстранение от работы как для него самого, так и для организации.

Итак, судья, руководствуясь процессуальными нормами и с учетом ст. 20, 273–275 ТК РФ, направил работодателю копию постановления суда об отстранении директора. Правоохранительный орган, инициирующий через суд отстранение директора от должности, сам не правомочен проводить решение суда в исполнение, так что это должен сделать полномочный представитель организации, являющейся работодателем директора.

Необходимо учитывать, что в некоторых случаях срок предварительного следствия может неоднократно продлеваться, поэтому формально отстранение от должности может быть довольно длительным (ст. 162 УПК РФ).

Однако проблема заключается в том, что ни ТК РФ, ни УПК РФ не содержит детального порядка (механизма) отстранения директора от должности. Есть еще одна сложность: законодатель дозволяет осуществлять руководство организацией различными способами, например, ее единственным участником (учредителем), управляющей организацией (управляющим), исполнительным коллегиальным органом, которые также могут принять какое-либо решение, повлекшее нарушение уголовного законодательства.

Отстранение от занимаемой должности гражданской службы

В редакцию журнала поступил вопрос с просьбой разъяснить следующую ситуацию. Сотрудник временно отстранен от занимаемой им должности на период следствия.

Вправе ли федеральное казенное учреждение, относящееся к ведомству ФСКН, выплачивать денежное довольствие на период отстранения работника от должности? Если по результатам следствия обвинение будет снято, должно ли учреждение выплатить сотруднику компенсацию морального вреда?

В настоящее время, когда большое внимание уделяется борьбе с коррупцией, правоохранительные органы и органы прокуратуры довольно часто отстраняют от работы (должности) должностных лиц государственных органов и руководителей казенных учреждений. Поэтому у бухгалтеров возникает вопрос: как поступить в данном случае?

Процедура временного отстранения от должности

Статьей 114 УПК РФ установлено, что при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного ч. 5 данной статьи.

Согласно Методическим рекомендациям “Основания и порядок применения временного отстранения от должности, наложения ареста на имущество и ценные бумаги, денежного взыскания”, утвержденным Письмом Генпрокуратуры РФ от 30.03.2004 N 36-12-04, процедура временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности состоит в следующем.

При наличии соответствующих оснований прокурор, а также начальник следственного отдела, следователь, дознаватель с согласия прокурора выносят мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности. Данное постановление направляется в районный суд по месту проведения предварительного расследования.

По результатам его рассмотрения судья выносит мотивированное постановление о временном отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности или об отказе в этом.

Контроль за его исполнением осуществляет следователь или дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело.

Администрация предприятия, учреждения, куда направлено указанное постановление, обязана уведомить обвиняемого (подозреваемого) об отстранении от должности. Уведомление приобщается к материалам уголовного дела.

При необходимости следователь (дознаватель) может уведомить об отстранении от должности подозреваемого (обвиняемого) те предприятия и финансовые учреждения, с которыми он был связан по службе.

Временное отстранение от должности признается длящейся мерой процессуального принуждения.

Временный характер означает, что решение об отстранении от должности не является окончательным, оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока не отпала необходимость в данной мере.

Отстранение от замещаемой должности – временное недопущение гражданского служащего к должностным обязанностям.

Основания, по которым гражданского служащего могут отстранить от замещаемой должности, перечислены в законе о государственной службе.

• при появлении гражданского служащего на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Факт нетрезвого состояния гражданского служащего либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтвержден как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, например, свидетельскими.

Последние должны быть оформлены актом, составленным с участие представителя нанимателя профсоюза, если гражданский служащий, отстраненный от выполнения должностных обязанностей, является его членом;

• в случае, если гражданский служащий не прошел в установленном порядке обучения и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности.

Обязанность гражданских служащих проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения должностных обязанностей, инструктаж по охране труда закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации.

• при привлечении гражданского служащего в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Отстранение гражданского служащего от замещаемой должности является обязанностью представителя нанимателя.

Однако в отличие от Трудового кодекса РФ обязанность отстранять гражданских служащих, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, закон о государственной гражданской службе ставит в зависимости от наличия или отсутствия в этом вины самого гражданского служащего. Таким образом, можно сделать вывод, что представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для таких мер по вине гражданского служащего. Вину гражданского служащего в этом случае должен доказать представитель нанимателя.

Перечень оснований отстранения гражданского служащего от выполнения им своих должностных обязанностей не является исчерпывающим.

Например, представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы либо не допускать к исполнению должностных обязанностей гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов.

Поскольку отстранение от замещаемой должности – это временное недопущение гражданского служащего к выполнению им своих должностных обязанностей, то такое отстранение допускается только на период до устранения причин, послуживших основанием для отстранения.

Так, если гражданский служащий появился на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, то он должен быть отстранен от службы только на тот день, в который находился в указанном состоянии.

Неправомерным в связи с этим будет отстранение служащего от исполнения должностных обязанностей в последующие дни, например, до окончательного решения вопроса о применении к нему дисциплинарного взыскания. Исключение могут составлять случаи, когда в отношении гражданского служащего проводится служебная проверка.

Гражданские служащие, отстраненные от должности на основании постановления судьи, должны быть допущены к исполнению должностных обязанностей после отмены в установленном порядке предусмотренных требований об отстранении.

Гражданскому служащему, отстраненному от замещаемой должности гражданской службы на законных основаниях, в период отстранения денежное содержание не начисляется.

Исключение составляет случаи, предусмотренные федеральными законами. В частности, сохраняется денежное содержание в период урегулирования конфликтов интересов, также сохраняется денежное содержание гражданскому служащему на весь период, в отношении которого проводиться служебная проверка.

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

Недавно ко мне за консультацией обратился давний знакомый. Его отца, работающего пенсионера, руководство организации отстранило от работы.

Это произошло в выходной день, отцу позвонили на телефон и сказали, что он, в свой очередной рабочий день, может не выходить на работу, так как для него  пока работы нет.

Мой знакомый был в смятении, не знал, чем может помочь отцу в такой ситуации, как необходимо действовать, когда случаются такие неприятности.

Для читателей, я  постараюсь подробно изложить алгоритм действий, которые необходимо сделать людям, оказавшимся в похожей ситуации.

Отстранение от работы возможно только по основаниям, предусмотренным законом. В ином  случае это будет расцениваться, как лишение возможности трудиться.

— появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

— не прошедшего обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование;

— при выявлении противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

— в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права;

— по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (например, работника — носителя какой-либо инфекции, который может явиться источником ее распространения, в связи с особенностями работы, может отстранить от работы главный санитарный врач или его заместитель);

— есть дополнительные основания для отстранения от работы работников, занятых на подземных работах (ст. 330.

4 ТК РФ): несоблюдение требований безопасности и при совершении действий, создающих угрозу жизни или здоровью людей, неприменение средств индивидуальной защиты, которые выданы работнику, наличие у работников взрывопожароопасных объектов курительных принадлежностей, источников огня, алкогольных напитков.

— в других случаях, предусмотренных федеральными законами и НПА РФ.

Таким образом, у работодателя нет возможности отстранить  работника от работы за то, что предусмотрено, например, локальными актами организации.

Можно сказать, что незаконное отстранение от работы – любой повод, непредусмотренный законом.

Итак, рассмотрим, какой порядок отстранения от работы должен быть законным.

Сообщения по телефону явно недостаточно для правомерного отстранения.

Факт отстранения от работы должен быть подтвержден документально: — состояние алкогольного опьянения зафиксировано актом;

— требование должностного лица или суда соответствующим документом; — отсутствие медицинского осмотра также можно зафиксировать актом.

Работодатель должен издать приказ об отстранении от работы, что будет являться основанием для бухгалтерии не начислять заработную плату или начислять ее в меньшем размере, а для работника оправданием причины отсутствия на рабочем месте.

Работник должен быть отстранен от работы на весь период времени до  устранения причин, которые явились основанием для отстранения. В приказе необходимо указать срок отстранения или период на который отстраняется работник.

Например: при отстранении от работы работника в алкогольном или наркотическом опьянении можно указать в приказе только один день. Если работник не прошел медицинский осмотр, то в приказе об отстранении от работы нужно указать «до дня прохождения обязательного медицинского осмотра».

Когда в приказе не указана дата или конкретные сроки отстранения, то при устранении препятствий для работы, нужно издать приказ о допущении к работе с конкретной даты.

Также в приказе нужно отразить начисляется заработная плата или нет.

С приказами нужно знакомить работника под роспись. При отказе от подписи фиксировать отказ актом.

Работникам, которых отстранили, советую отдавать подтверждения того, что основания отстранения отпали под роспись уполномоченного лица (работника кадровой службы) или через канцелярию предприятия с отметкой о входящем номере.

В период отстранения от работы  заработная плата не начисляется, если иное не предусмотрено законами.

Необходимо заметить, что если работник не прошел обучение по охране труда или проверку знаний по этому вопросу, если не прошел обязательный медицинский осмотр не по своей вине, а по причине не выполнения своих обязанностей работодателем, то работник хоть и отстраняется от работы, но оплата производится как за простой, т.е. 2/3 среднего заработка.

Важно: от работодателя требуйте копию приказа об отстранении, чтобы обезопасить себя от увольнения за прогул.

Запасайтесь доказательствами того, что это работодатель не дает вам работать, а не вы сами отлыниваете от выполнения своих должностных обязанностей.

Кроме того, рекомендую одновременно подать несколько письменных  заявлений:

  1. В трудовую инспекцию. В данном заявлении необходимо подробно, в хронологическом порядке, изложить всю ситуацию с приложением копий трудового договора и приказа о приёме на работу. Если на руках есть другие документы, с помощью которых можно установить Вашу правоту, то прикладываем и их тоже.
  2. В прокуратуру. В просительной части заявления необходимо указать:

— осуществить прокурорский надзор за действиями должностных лиц в Вашем отношении.

— провести проверку и надзор за действиями работодателя, их законности и соответствия трудовому законодательству в частности проведения процедуры объявления взыскания, законности и обоснованности отстранения от работы.

— осуществить защиту Ваших прав в судебном порядке, в том числе при оспаривании незаконных действий работодателя.

Все эти заявления подавайте лично и на вторых ваших экземплярах пусть поставят входящий номер.  Или можно отправить по почте с уведомлением о вручении.

  1. Подайте письменное заявление работодателю. Такое заявление должно содержать требование на выдачу всех копий документов Вашего трудоустройства и документов по наложению взысканий, если такие документы Вам на руки не выдавались.

Если за время рассмотрения вышеуказанных заявлений Вас уволят, то будет необходимо готовить иск в суд на незаконное отстранение от работы,  признание увольнения не законным, восстановление и взыскание положенных вам денежных средств.

Важно: не пропустить срок за обращением в суд. В данном случае если вы примите решение на восстановление, то он равен 1 (одному) месяцу с момента увольнения. Если взыскание недоплаченных денежных средств при увольнении, то он равен 3 (три) месяца.

Информация: для сотрудника основание для обращения в суд, это, прежде всего, нарушение работодателем прав и законных интересов работника при увольнении.

— увольнение за действия, которые не имели места в действительности;

— увольнение по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством;

— несоблюдение или неправильное соблюдение процедуры наложения дисциплинарного взыскания в виде увольнения (нарушение ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации);

— увольнение в связи с сокращением штата при отсутствии реального сокращения штата, а также несоблюдение требований к процедуре сокращения численности и штата (т.е. несоблюдение п. 2 ч. 1 ст. 81, а также ст. 180 ТК РФ);

— увольнение за несоответствие занимаемой должности при отсутствии проведения необходимых проверок или аттестации (несоблюдение п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

— увольнение за несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья при отсутствии медицинского заключения (нарушение п. 8 ч. 1 ст. 77 и ст. 73 ТК РФ);

— неверная формулировка причины увольнения.

Суд, на основании грамотно сформулированного Вами предмета исковых требований, вынесет мотивированное  и обоснованное решение.

Таким образом, в процедуре незаконного увольнения и отстранения от работы есть много нюансов, зная которые Вы сможете грамотно отстоять свои нарушенные права.

1. Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 176 УК РФ

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью,

1. Процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.

2. К процессуальным издержкам относятся: …

8) ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда,

Выплата пособия, возможность работы и использования отпуска

Иногда возникают ситуации, когда работника нельзя допускать к работе, например, если он появился в состоянии алкогольного опьянения или не прошел обязательный медицинский осмотр.

В статье 76 ТК РФ приведен перечень случаев, когда работодатель обязан отстранить работника от работы, однако не регламентирован порядок документального оформления отстранения.

Поэтому на практике возникают вопросы о применении данной нормы.

IV. Выявление в соответствии с медицинским заключением противопоказанийдля выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором

Основание.

Согласно части второй статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей в случае медицинских противопоказаний.

Такие противопоказания могут быть выявлены в ходе медицинских осмотров, проводимых как по инициативе работодателя (в силу требований законодательства), так и по инициативе работников .

В отношении 1-й категории осмотров, рассмотренной в предыдущем разделе, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минздрава России от 14.03.

1996 № 90 работникам, которым противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами, на руки выдается заключение клинико-экспертной комиссии , а его копия в 3-дневный срок пересылается работодателю.

Это заключение и является основанием отстранения работника от работы (недопущения к работе).

Вместе с тем, в силу требований части второй статьи 72 Трудового кодекса РФ работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, работодатель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. При отказе работника от перевода либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Учитывая тот факт, что на период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику, как правило, не начисляется, работодателю необходимо убедиться в том, что на данный случай не распространяются исключения, предусмотренные федеральными законами (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). В рассматриваемом примере в Законе об АО исключений не предусмотрено, как не обнаружено их и в иных федеральных законах, касающихся деятельности негосударственных организаций.

Поэтому, в случае удовлетворения судом ходатайства правоохранительных органов об отстранении руководителя от должности на основании ч. 6 ст. 114 УПК РФ, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый директор имеет право на ежемесячное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ. Если учесть, что базовая сумма,

КСТАТИ СКАЗАТЬ…

Из анализа положений законов, регулирующих деятельность различных коммерческих и некоммерческих организаций, следует, что в них, как и в ТК РФ, отсутствует детальный механизм регламентации приостановления работы директора. Так,

в частности, в них не указаны ни сроки созыва органа организации, правомочного принимать решение об отстранении от должности директора, ни сроки проведения его заседаний (тем более заочного) для принятия этого решения.

применяемая при исчислении стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, составляет в соответствии с Федеральным законом от 19.06.00 № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда” 100 руб., то размер указанного пособия будет равен 500 руб.

Пособие выплачивается по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда (ч. 3 ст. 131 УПК РФ).

С учетом того, что отстранение директора от должности происходит только по постановлению суда, судья обязан сформулировать его достаточно ясно и мотивированно, в частности указать дату, с которой данное пособие назначается.

Если судья не указал на выплату пособия, то такое же право есть у следователя, который согласно ст. 476 УПК РФ обязан по форме Приложения № 142 вынести постановление о выплате процессуальных издержек. Это постановление он должен направить в финансовый орган, осуществляющий выплаты бюджетных расходов, с одновременным уведомлением подозреваемого (обвиняемого) директора о принятом решении.

Пособие выплачивается из средств федерального бюджета по правилам, предусмотренным постановлением Совмина РСФСР от 14.07.90 № 245 “Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд”.

Тем не менее привлекаемым к уголовной ответственности директорам и приостанавливающим их трудовую деятельность органам следует учитывать, что государство (в лице правоохранительных органов) содержащиеся в этом постановлении “повышенные” обязательства зачастую не выполняет. Более того, в этом постановлении до сих пор не указаны издержки по выплате пособия лицам, отстраненным от работы.

Поэтому в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.03 №7 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона “О внесении дополнения к статье 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”» содержится предложение дополнить эту статью частью 4 следующего содержания: “Порядок возмещения процессуальных издержек и размер выплачиваемых сумм устанавливаются Правительством РФ”.

Верховный Суд РФ, видимо, предполагает, что если само Правительство РФ будет устанавливать порядок возмещения и размер перечисленных в ст. 131

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

1. Процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.

2. К процессуальным издержкам относятся: …

8) ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда,

выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном частью первой статьи 114 настоящего Кодекса.

3. Суммы, указанные в ч. 2 этой статьи, выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

Извлечения из ст. 131 УПК РФ

УПК РФ процессуальных издержек, то он будет не только необременительным для казны государства, но и действующим. При этом согласно ст. 132 УПК РФ все понесенные федеральным бюджетом временные процессуальные издержки (кроме оплаты переводчика и защитника по назначению), связанные с конкретным процессом, взыскиваются с осужденных.

Удовлетворив ходатайство следственных органов, судья в соответствии с ч. 6 ст. 114 и ст. 477 УПК РФ, определяющей форму постановления о временном отстранении обвиняемого от должности (в форме не учтен подозреваемый – см. Приложение 13. – Авт.), обязан заполнить п. 2 постановляющей части этой формы о назначении ежемесячного государственного пособия в размере 5 МРОТ с момента лишения руководителя средств к существованию.

Отметим еще одну нестыковку п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ и ч. 6 ст. 114 УПК РФ – здесь тоже не учтен подозреваемый. На практике это дает возможность “добросовестному” судье (дознавателю, следователю) исключить подозреваемого из числа лиц, которые вправе получать государственное пособие, использовав формулировку “не положено”.

Есть ли у руководителя при долгосрочном отстранении от работы возможность каким-либо образом зарабатывать деньги?

При буквальном толковании соответствующих норм закона запрет правоохранительных органов занимать руководящие должности формально не исключает право занимать на данном предприятии неруководящие должности или выполнять иные работы, а также не ограничивает возможность временно устроиться на работу в другую организацию по трудовому договору, оказывать услуги по гражданско-правовому договору либо заняться частным бизнесом.

Нет также, по моему мнению, и проблемы с использованием отпуска – ни в ТК РФ, ни в УПК РФ таких ограничений не содержится. Директор является работником организации, и хотя в стаж работы, дающий право на ежегодный

КСТАТИ СКАЗАТЬ…

Законодателем, на мой взгляд, проигнорировано такое понятие, как прожиточный минимум, и не учтено, что подозреваемый (обвиняемый) в случае прекращения уголовного преследования имеет право на компенсацию потерь при реализации реабилитационных мер. Кроме того, было бы неплохо учитывать, что исходя из положений, содержащихся в постановлении Правительства РФ от 11.04.05 № 205 “О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных

к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время”, по моим приблизительным подсчетам получается, что на перечисленных в нем лиц, содержащихся под “патронажем” государства, затрачивается не в месяц, а в неделю аналогичная сумма.

Как показывает практика, судья, идя навстречу лицу, расследующему дело, часто выносит постановление, освобождающее директора не от занимаемой должности, а с формулировкой “отстранить от руководящих должностей”, что практически лишает возможности директора работать на любой другой руководящей должности (например, мастером участка или начальником сектора) в этой организации

основной оплачиваемый отпуск, не включается время отсутствия работника на работе без уважительных причин, к которым относится и отстранение от работы по ст. 76 ТК РФ, это не лишает его возможности (в отсутствии ограничений в законе) использовать полагающийся ему отпуск.

Отсюда следует, что ни домашний арест и связанные с ним ограничения (ст. 107 УПК РФ), ни территориальное ограничение, обусловленное подпиской о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ), не препятствуют (поскольку таких ограничений нет в законодательстве) ни ему, ни организации реализовать право на полагающийся директору оплачиваемый отпуск.

КСТАТИ СКАЗАТЬ…

Из анализа положений законов, регулирующих деятельность различных коммерческих и некоммерческих организаций, следует, что в них, как и в ТК РФ, отсутствует детальный механизм регламентации приостановления работы директора. Так,

Законодателем, на мой взгляд, проигнорировано такое понятие, как прожиточный минимум, и не учтено, что подозреваемый (обвиняемый) в случае прекращения уголовного преследования имеет право на компенсацию потерь при реализации реабилитационных мер. Кроме того, было бы неплохо учитывать, что исходя из положений, содержащихся в постановлении Правительства РФ от 11.04.05 № 205 “О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных

В некоторых случаях выплата пособия может производиться и через организацию, где работает лицо, отстраненное от должности, если эта организация финансируется из федерального бюджета, т. е. когда казна одна и та же. Это вытекает из разъяснения Минфина России, в котором на вопрос о том, по какой статье экономической классификации расходов бюджета (ЭКРБ) осуществляется выплата ежемесячного пособия обвиняемому федеральному государственному служащему (надо полагать, и директору ФГУП или иной организации, финансируемой из федерального бюджета), временно отстраненному

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector