Советы юристов
Назад

Причины снижения налога ндс

Опубликовано: 26.01.2020
0
0

Критерии отбора компаний на проверку.

1) обнаружены ошибки и противоречия сведениям из документов, имеющихся в ИФНС (декларации проходят автоматизированную проверку по контрольным соотношениям – Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);

2) заявлены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Один из самых частых запросов налоговых органов в ходе камеральной налоговой проверки – истребование документов по льготным операциям, отражаемым в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению». (Напомним, что право на запрос документов в рамках «камералки» в части льготных операций может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц – п.

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

3) предъявлена сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337);

4) выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению;

5) не приложены обязательные документы, которые должны представляться одновременно с декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение. В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (п. 1 и 11 ст. 76 НК РФ).

Требование по камеральной проверке налоговики вправе направить в течение трех месяцев со дня представления декларации (расчета), за исключением случаев, когда требование направлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (в этом случае налоговики могут направить его и за пределами трехмесячного срока).

Однако компаниям следует иметь в виду, что непредставление пояснений не препятствует продолжению налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). При обнаружении налоговым органом налоговых правонарушений составляется акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ). А на представление документов компании отводится десять рабочих дней после получения запроса на них из ИФНС.

В случае камеральной проверки декларации по НДС пояснения должны быть представлены в электронной форме по утвержденному ФНС формату (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 11.01.2018 № АС-4-15/192@). Если не составить пояснения либо представить их не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение года – на 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Приведем наиболее популярные требования налоговиков в части запроса документов и пояснений по заявленным вычетам НДС.

Какие причины пониженной нагрузки привести

Представитель налоговой имеет право затребовать пояснение к предоставленной декларации. Актуально это в том случае, если содержание документа вызывает вопросы. Обычно соответствующая нужда возникает тогда, когда размер налога существенно занижен. Это вызывает подозрение в сокрытии доходов от государства. Рассмотрим ситуации, в которых могут потребовать пояснение:

  • Неверное заполнение декларации, ошибки.
  • Снижение оборотов.
  • Уменьшение масштабов реализации.
  • Увеличение зарплат.

Пояснительная может быть затребована только в процессе выездной и камеральной проверки.

Пояснительная записка предоставляется в налоговую или лично, или по почте. Оформляется она в свободной форме. Задача предпринимателя – объяснить, что уменьшение нагрузки не было специальным. Для подтверждения своей позиции нужно указать перечень причин произошедшего. К примеру, это могут быть эти причины:

  • Повышенная конкуренция. К примеру, компания выпускала инновационный продукт. Однако спустя это время этот же продукт начал выпускаться другими организациями. Соответственно, произошло резкое уменьшение прибыли.
  • Увеличение цен на продукцию. Повышение наценок на товар может отпугнуть часть потребителей, что также негативно повлияет на размер доходов.
  • Внезапно возникшие расходы. У компании могут быть непредсказуемые расходы. К примеру, фирма строила дом. Однако в процессе произошло обрушение конструкций. Это потребовало оплаты работ по восстановлению.
  • Пониженная рентабельность. Она может быть связана с индивидуальными особенностями функционирования фирмы.
  • Инвестирование. Это также может снижать нагрузку. Инвестировать деньги компания может в свое основное производство, обновление оборудования.
  • Увеличение закупочных цен. К примеру, предприятие специализируется на производстве игрушек. Для изготовления приобретается сырье. Его стоимость формирует себестоимость конечного продукта. Если цены на сырье повышаются, то увеличивается себестоимость. Следовательно, приходится поднимать цены на товар.
  • Увеличение административных расходов. К примеру, это может быть вклад в какие-либо бизнес-процессы.
  • Указанная деятельность фирмы. Указанная в декларации деятельность субъекта может не соответствовать действительной. Однако средние показатели налоговой нагрузки определяются на основании отраслевых значений. Следовательно, ошибка в указании деятельности может повлечь за собой неверное определение отраслевого значения.

Рекомендации по составлению пояснительной записки:

  • Не нужно указывать сроки (даже примерные), в которые ожидается большая прибыль. Также не рекомендуется обещать направить больший платеж в следующем налоговом периоде. Если указанные обещания не будут выполнены, директору придется снова идти на комиссию и объясняться.
  • К пояснительной записке не обязательно прилагать подтверждающие документы. Однако если все они присутствуют, рекомендуется их предоставить. Это позволит подкрепить свою позицию.
  • В записке указывается информация о компании (ИНН, КПП, ОГРН, название, адрес), адресате (Руководитель ИФНС по определенному городу). Нужно прописать дату иска, название документа, причины низкой нагрузки, подпись гендиректора, его ФИО.

На требование налоговой предоставить записку рекомендуется направить пояснительную в течение 5 дней. В обратном случае придется столкнутся с проверкой.

Пониженная нагрузка может возникнуть и потому, что в декларации были допущены ошибки. В этом случае нужно направлять уточненные сведения. Рассмотрим распространённые ошибки и их коды:

  • Код 1. В документе нет записи по операции, указаны нулевые значения, ошибки не позволяют произвести сверку данных.
  • Код 2. Информация из разделов 9 и 9 не совпадает.
  • Код 3. Информация из разделов 10 и 11 не совпадает.
  • Код 4. Является универсальным. Он просто обозначает, что в декларации есть ошибка.

Если ошибка не влияет на показатель налоговой нагрузки, в пояснении просто прописывается правильный вариант. Также требуется указать, что ошибка не спровоцировала занижения. Альтернативный вариант – подача уточненной декларации. Если же ошибка спровоцировала занижение нагрузки, нужно составлять и направлять уточненную декларацию в самые сжатые сроки.

Уточненная декларация – это таблица, в которой указаны учетные данные и реквизиты. В строках с этими регистрами нужно пояснить ранее допущенные искажения. В документе прописываются все направления деятельности фирмы.

На каждом листе должны присутствовать реквизиты юридического субъекта. Некоторые листы требуют заверения в форме подписи представителя организации.

Разобравшись с вопросами, в каких случаях инспекторы могут потребовать от плательщиков НДС представить пояснения, а также когда именно на такие запросы нужно отвечать в электронной форме, можно перейти к вопросам ответственности.

Тут нужно помнить, что электронный документооборот налагает на организацию дополнительные обязанности по направлению налоговому органу квитанции о приеме соответствующего требования (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). И за невыполнение этой обязанности установлена очень специфическая кара — приостановление операций по банковским счетам (подп. 2 п. 3 ст.

Причины снижения налога ндс

Но тем не менее норма в Налоговом кодексе имеется и на практике активно применяется контролерами. Поэтому первым делом, вне зависимости от того, согласно руководство компании с полученным от инспекторов требованием или нет, нужно направить в ИФНС квитанцию о приеме.

А вот дальше у налогоплательщика появляются варианты. По общему правилу, установленному п. 3 ст. 88 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ, пояснения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней. За нарушение этого правила предусмотрен штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А при повторном нарушении штраф возрастает до 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Получается, что штраф может быть взыскан, только если одновременно выполняются два условия:

  • первое — инспекция по НК РФ имела право требовать от плательщика НДС именно пояснения;

  • второе — налогоплательщик такие пояснения в установленный Налоговым кодексом срок не представил (или представил не в электронной форме).

При этом, как мы уже отметили ранее, на данный момент ответа на вопрос, что же именно является «пояснением» для целей ст. 88 и 129.1 НК РФ ни в Налоговом кодексе, ни в судебной практике не имеется.

Поэтому пока самым простым, на наш взгляд, способом избежать конфликта с налоговыми органами, даже если, по мнению организации, требование о представлении пояснений носит незаконный характер, является направление в инспекцию через ТКС документа под названием «Пояснения». В нем со ссылкой на ст. 88 НК РФ можно привести любую информацию, которую налогоплательщик сочтет нужным озвучить налоговикам.

Тем же, кто не желает вступать в переписку с налоговиками на предмет законности требования, предъявленного с нарушением ст. 88 НК РФ, придется такое требование обжаловать. Причем сделать это можно как превентивно, то есть подав жалобу именно на само требование о представлении пояснений, так и постфактум, дождавшись, когда инспекция вынесет решение о взыскании штрафа за неисполнение требования, которое и будет предметом обжалования. Каждый из этих вариантов имеет плюсы и минусы.

Так, превентивное обжалование позволяет — в случае проигрыша — продолжить борьбу уже с учетом контраргументов, которые были использованы налоговой инспекцией для доказательства своей правоты. Но при этом нужно помнить, что согласно ст. 138 НК РФ обжалование требования не освобождает налогоплательщика от обязанности по его исполнению. А значит, если в конечном итоге требование будет признано законным, придется заплатить штраф за его неисполнение.

Тут, правда, есть одна хитрость, которую можно использовать, чтобы на 100% обезопасить себя от штрафа. Вот в чем она заключается.

Причины снижения налога ндс

В установленные для представления пояснений сроки нужно направить в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи информационное сообщение, озаглавленное «Пояснение». И в этом «пояснении» указать, что требование, на взгляд налогоплательщика, является незаконным и будет обжаловано в порядке, установленном ст. 138 НК РФ.

Второй вариант позволяет в принципе не вступать с инспекцией в переписку, а сразу вынести вопросы законности или незаконности ее действий на рассмотрение вышестоящего начальства, а затем и в суд, дождавшись, когда инспекция решит оштрафовать организацию. То есть предметом обжалования в этом случае является не требование о представлении пояснений или документов, а решение о привлечении к ответственности за невыполнение этого требования. Этот способ позволяет получить сразу окончательное решение по вопросу. Но в случае проигрыша придется заплатить штраф в размере 5000 (20 000) руб.

Высокая доля вычетов НДС.

Компании получат требования налоговиков, если заявляют высокую долю вычетов.

На сегодняшний день налоговики применяют норматив, утвержденный Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Налоговый вычет по НДС не должен превышать:

  • 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев;

  • долю вычета НДС по региону.

Приведем образец ответа на подобный запрос.

Формула для определения нагрузки по налогу на прибыль

Объем налогов за год / показатель из строки 2110 «Выручка годового отчета» * 100%

Размер налогов определяется исходя из сведений налоговой декларации. Какая нагрузка считается низкой{q} Для определения адекватности показателя полученное значение сравнивается со средними значениями по отрасли.

Вычисленная сумма налога на прибыль (строка 180 листа 02 декларации за год) / Размер выручки и внереализационных доходов (строка 010 и 0120 листа 02 декларации) * 100%

Низкой считается нагрузка в 1% для торговых фирм и 3% — для субъектов с другими направлениями деятельности.

К СВЕДЕНИЮ! Пониженная нагрузка не является доказательством сокрытия доходов организации. Это только признак, который может насторожить. На его основании не может назначаться штраф. Если обнаружен этот признак, необходимо проводить расследование и осуществлять сбор дополнительных доказательств.

Перенос вычетов.

Опасаясь углубленных «камералок», многие компании переносят вычет НДС на будущие периоды, чтобы исполнить норматив, несмотря на то что он не является для налогоплательщиков обязательным.

Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540-О).

В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам кон-трагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.

При переносе вычетов компании нужно иметь в виду, что нельзя переносить:

  • вычет с аванса («отработанный» аванс, возврат аванса);

  • «командировочные» вычеты;

  • вычеты покупателя, исполняющего функции налогового агента;

  • вычет по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал (письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/2@, Минфина России от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 09.10.2015 № 03-07-11/57833, от 21.07.2015 № 03-07-11/41908, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).

Вычет НДС при наличии в цепочке недобросовестного контрагента.

Большая часть запросов касается ситуаций, когда поставщик контрагента первого или последующего звеньев не сдает отчетность.

Напомним, что с 19.08.2017 отказ в вычете возможен, если компания злоупотребила правом (ст. 54.1 НК РФ). Налоговики вправе снять вычет, если:

  • компания умышленно исказила факты в учете и отчетности;

  • заключенная сделка не имеет деловой цели, ее единственной целью является уменьшение налогов;

  • исполнитель по сделке фиктивный.

Однако если со стороны налоговиков не представлены доказательства согласованности действий заявителя и спорных контра-гентов, направленных на совершение сделки с целью неуплаты (неполной уплаты), отсутствуют доказательства подконтрольности контрагентов, иных фактов имитации хозяйственных связей и (или) доказательства аффилированности сторон сделки, претензии налоговиков легко оспорить в суде (Постановление АС УО от 30.03.2018 № Ф09-795/18 по делу № А76-8310/2017).

Пять оснований для запроса

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

Получение запроса от налоговой о предоставлении пояснений по причинам отклонения от средней налоговой нагрузки означает, что направленные ранее данные вызвали сомнения в своей коррекции. Право на истребование пояснений оговорено в подпункте 6 пункте 1 статьи 23 НК РФ. Инспекторы имеют право требовать предъявить документацию, касающуюся расчета и уплаты налогов. Однако в законе есть важная оговорка: документы могут быть истребованы только в рамках камеральных или выездных проверок.

То есть требование о пояснениях по низкой нагрузке не оговорено в НК РФ. Есть только косвенное разрешение. Поэтому налоговая может потребовать пояснительную записку, но не может требовать подтверждающих документов. Любые подобные требования будут незаконными. Однако предприниматель может предоставить подтверждающие бумаги по собственной воле. Сделать это рекомендуется, так как позволит избежать выездной проверки и ревизии.

Ситуации, когда при проведении камеральной проверки декларации по НДС инспекторы имеют право обратиться с запросом к налогоплательщику, детально описаны в ст. 88 НК РФ, регулирующей порядок проведения камералки. И случаев этих всего пять. Направление запросов в иных ситуациях незаконно, что прямо закреплено в Налоговом кодексе (п. 7 ст. 88).

На это неоднократно указывали как судебные инстанции (постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07, АС Московского округа от 01.06.2016 № Ф05-5927/2016 по делу № А40-140056/2015,) так и представители контролирующих органов (письма Минфина России от 02.03.2017 № 03-02-07/1/12009, ФНС России от 22.02.2017 № ЕД-4-15/3411, от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

В каких же ситуациях требования инспекторов законны{q}

Ситуация первая

Инспекторы могут потребовать от налогоплательщика пояснения либо уточненную декларацию, если при проверке выявили ошибки в самой декларации или противоречия между указанными в ней данными и сведениями, которые имеются у налоговиков. Это право зафиксировано в п. 3 ст. 88 НК РФ.

Причины снижения налога ндс

Обратите внимание, что в данном случае законодатель не приводит каких-то дополнительных требований к выявленным ошибкам и противоречиям. А значит, вовсе не обязательно, чтобы выявленная ошибка влекла занижение налога. Равно как не обязательно, чтобы об этом свидетельствовали обнаруженные противоречия.

Также надо помнить, что данные, указанные в декларации, могут не только проверяться между собой, но и подлежат сверке со всем массивом данных, имеющихся в распоряжении налоговых органов. Поэтому основанием для предъявления требования может стать любое обнаруженное расхождение между названными сведениями.

В частности, под эту категорию могут попадать запросы о представлении пояснений в случае, когда у налоговой есть сведения о невозможности выполнения налогоплательщиком заявленного в декларации объема работ или услуг в связи с отсутствием материально-технической базы (транспорта, персонала, складов и т.п.).

Ситуация вторая

Налоговики могут попросить налогоплательщика дать пояснения и затребовать документы в связи с представлением уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога к уплате (п. 3 и 8.3 ст. 88 НК РФ). При этом не имеет значения, в результате чего произошло уменьшение: увеличение вычета или уменьшение суммы облагаемых операций.

Также не важна и причина подачи уточненки. Право на выставление требования появляется у налоговиков, и если уточнение суммы налога связано с обычной ошибкой (в том числе арифметической) в первоначальной декларации.

Ситуация третья

Инспекторы могут затребовать документы, подтверждающие заявленные в декларации налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Здесь надо учитывать, что отдельной статьи, посвященной налоговым льготам, в главе 21 НК РФ нет. В то же время имеется ст. 149 НК РФ, где перечислены операции, освобождаемые от НДС. Однако не все из них являются налоговыми льготами, на что еще в 2014 г.

обратил внимание Пленум ВАС РФ (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»). Как указали высшие арбитры, ст. 149 НК РФ должна применяться вкупе с положениями ст. 56 НК РФ, где дается определение термина «налоговая льгота».

Поэтому в ст. 149 НК РФ льготами можно признать только те положения, в которых предоставляются преференции отдельным категориям налогоплательщиков. Например, льготой будет освобождение от НДС операций, совершаемых:

  • столовыми образовательных и медицинских организаций (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);

  • религиозными организациями (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);

  • общественными организациями инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);

  • коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и палатами (подп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Соответственно, и право потребовать дополнительные документы у налоговиков возникает не по каждой декларации, где заявлены операции, указанные в ст. 149 НК РФ. Например, если компания при предоставлении займов воспользовалась положениями подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, то у налоговиков нет права потребовать дополнительные документы, так как с точки зрения ст. 56 НК РФ это освобождение от НДС льготой не является.

Ситуация четвертая

Основанием для истребования документов может являться представление декларации по НДС, в которой заявлено возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Тут надо помнить, что возмещение — это специальный институт НДС, правила для которого установлены ст. 176 НК РФ. И возмещение имеет место только в ситуации, когда сумма вычетов, заявленных в декларации, выше, чем исчисленная сумма НДС по облагаемым операциям. Соответственно, «нулевые» декларации, а также обычный возврат переплаты по налогу в порядке ст. 78 НК РФ права на истребование дополнительных документов инспекторам не дают.

Ситуация пятая

Инспекторы могут потребовать документы, если сведения об операциях, указанных в декларации по НДС, расходятся с данными, которые указали в своих декларациях по НДС другие налогоплательщики и такие расхождения свидетельствуют о занижении суммы налога или о завышении суммы к возмещению. Здесь внимание налогоплательщиков нужно обратить на формулировки дающего инспекторам такое право п. 8.1 ст.

Заметим также, что законодатель использовал четкую формулировку «свидетельствуют», а не расплывчатую «могут свидетельствовать». Поэтому законных оснований для запроса документов у покупателя, заявившего вычет, только потому что, к примеру, продавец не отразил в своей декларации данные о реализации, не имеется. Ведь сам по себе этот факт вовсе не свидетельствует (а только может свидетельствовать) о занижении суммы налога.

Также нельзя признать законным и направление запроса в порядке п. 8.1 ст. 88 НК РФ налогоплательщику в ситуации, когда у инспекции нет сведений о материальных ресурсах (транспорте, помещениях, работниках) компании, выписавшей счет-фактуру, на основании которого заявлен вычет. В этом случае вообще нет расхождения между данными, указанными в декларациях обоими налогоплательщиками.

Техническая ошибка в нумерации счета-фактуры поставщика.

Несоответствие номеров счетов-фактур, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, номерам счетов-фактур, представленных на камеральную проверку, не является основанием для отказа покупателю в вычете НДС.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету.

Немало требований налоговиков связано с ошибками (неточностями) в отражении реквизитов счетов-фактур (номер, дата).

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru

В такой ситуации инспекция должна потребовать от налогоплательщика предоставить пояснения или исправить ошибочный номер счета-фактуры в первичной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то, что подобные ошибки не влияют на величину вычета, налоговики нередко отказывают компаниям в праве на вычет и настоятельно рекомендуют представить «уточненку». В случае отказа налоговики направляют уведомление о вызове компании для дачи пояснений. Однако компания может ограничиться представлением пояснений с корректными данными (Постановление АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016).

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector