Советы юристов
Назад

Бесплатное приобретение прав на земельные участки

Опубликовано: 17.06.2019
0
8

Приобретение права собственности на землю

Земельным кодексом РФ (ст. 36) установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют преимущества и особенности приобретения прав на земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, другими федеральными законами.

В случае если здание (помещения в нем), находящееся на земельном участке, не подлежащем разделу, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ и федеральными законами.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ и федеральными законами.

Федеральные казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

Бесплатное приобретение прав на земельные участки

В случае, если помещения в здании, расположенном на земельном участке, не подлежащем разделу, закреплены за несколькими федеральными казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений также имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.

Следует заметить, что помимо ЗК РФ приобретение прав на земельный участок при приобретении права собственности на недвижимое имущество урегулировано Гражданским кодексом РФ (ст. 552).

Смысл исключительного права на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, которое имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, заключается в их преимущественном праве на приобретение (закрепление) в собственность земельного участка, на котором расположена указанная недвижимость.

Порядок и условия приобретения прав на земельный участок, как следует из ст. 36 ЗК РФ, напрямую зависит как от количества лиц, обладающих правами на расположенную на земельном участке недвижимость, так и от их правового статуса, а также от того, на основании какого права (права собственности, хозяйственного ведения и др.) данные субъекты владеют недвижимостью.

Порядок предоставления земельного участка, закрепление его на местности и оформление прав осуществляется на основании настоящей статьи, законодательства о землеустройстве, государственном земельном кадастре и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

1.      Право собственности;2.      Право постоянного (бессрочного) пользования;3.      Право пожизненного наследуемого владения;4.      Право аренды;5.      Право безвозмездного срочного пользования;6.      Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

alt

1.     договор или иная сделка;2.     акт государственного органа или органа местного самоуправления;3.     судебное решение, установившее право на земельный участок;4.     приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом.

Рассмотрим подробнее данные основания.

В качестве примера договоров и иных сделок, служащих основанием возникновения прав на земельные участки, можно назвать, в частности, договоры купли-продажи, мены, дарения земельного участка, договор ренты или пожизненного содержания с иждивением, передачу земельного участка по наследству на основании завещания, любые другие сделки, предметом которых может быть земельный участок или право на земельный участок (например, передача, в том числе возмездная, прав и обязанностей по договору аренды земельного участка).

Под актами государственных органов или органов местного самоуправления, на основании которых возникают права на земельные участки, следует подразумевать прежде всего принимаемые ими решения о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду и т.д.

В соответствии с п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, а также в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 ЗК РФ. Как видим, о бесплатном приобретении земельных участков можно говорить лишь в двух случаях: при предоставлении в собственность и в безвозмездное срочное пользование. Возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сомнений не вызывает. Иначе дело обстоит с предоставлением названных земельных участков гражданам в безвозмездное срочное пользование.

Согласно п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются «гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса». Подпунктом 1 п.1 ст.24 ЗК РФ установлено, что в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только юридическим лицам, указанным в п.1 ст.20 ЗК РФ (т. е. государственным и муниципальным учреждениям и федеральным казенным предприятиям).

Таким образом, приведенный анализ норм ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что граждане могут приобрести бесплатно земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только на праве собственности.

Следует иметь в виду установленные законодательством РФ ограничения в рассматриваемой сфере. Так, право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно п.5 ст.28 ЗК РФ названным лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату.

Следующее ограничение связано с правовым режимом соответствующего земельного участка. Законом могут быть установлены случаи, когда предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан не допускается. К таким случаям относятся, в частности, изъятие земель из оборота и ограничение в обороте. Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ в частную собственность не могут быть предоставлены земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота. Земельные участки, относящиеся к категории земель, ограниченных в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, когда их предоставление допускается федеральными законами.

В соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ «предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ». Как видим, перечень нормативных правовых актов сформулирован в п.2 ст.28 ЗК РФ исчерпывающим образом, что исключает возможность применения при определении случаев, когда земельные участки могут быть предоставлены в собственность бесплатно, актов Президента РФ, Правительства РФ и актов органов местного самоуправления.

В связи с этим, как может показаться граждане, которым право на бесплатное приобретение земли в собственность было предоставлено указами Президента РФ, постановлениями Верховного Совета РФ и Правительства РФ в настоящее время лишаются этой льготы. Однако, подробный анализ нормы п.2 ст.28 ЗК РФ позволяет заметить следующее.

Во-первых, названными актами были установлены категории граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков, а не случаи, при которых предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно.

Во-вторых, если прибегнуть к буквальному толкованию нормы п.2 ст.28 ЗК РФ, становится очевидным, что под «случаями» в контексте рассматриваемой нормы подразумеваются обстоятельства (ситуации, условия), при которых у определенного этими обстоятельствами круга граждан, возникает право на бесплатное приобретение права собственности на земельный участок. Граждане, названные в таких «случаях», определяются безотносительно к их личности (см., например, п.5 ст.20 и п.3 ст.21 ЗК РФ). Категории же граждан, напротив, определяются исходя из личностных характеристик определенных слоев населения, их социального, семейного или служебного положения (например, многодетные семьи, военнослужащие, граждане, награжденные орденами различных степеней и т. д.).

Вышесказанное, на наш взгляд, позволяет исключить применение п.2 ст.28 ЗК РФ в случаях установления льготных категорий граждан, а поскольку иной порядок их определения ЗК РФ не предусматривает, следует исходить из того, что категории граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность, могут быть определены как нормами ЗК РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, так и нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и органов местного самоуправления.

Порядок определения норм предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно установлен ЗК РФ.

В соответствии с п.2 ст.33 ЗК РФ максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются:

а) федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;

б) законами субъектов РФ — из земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Порядок предоставления земельных участков

Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9, 10 и 11 ЗК РФ (ст.29 ЗК РФ).

Согласно ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, являются государственной собственностью (п.2 ст.214 ГК РФ, п.1 ст.16 ЗК РФ). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»

[13]

.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (ст.17 ЗК РФ).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.125, п.3 ст.214 ГК РФ). Под органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов следует понимать прежде всего соответствующие органы исполнительной власти, хотя рассматриваемые правила ГК РФ и не исключают возможности реализации указанных правомочий также представительными органами государственной власти.

На уровне Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные права в соответствии со своей компетенцией прежде всего Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, отраслевые федеральные органы исполнительной власти. Среди правовых актов, определяющих статус указанных органов, следует назвать прежде всего Конституцию РФ, ФКЗ от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»

Основания

Все причины на покупку привилегий фригольда на местность предусмотрены главой 2 Гражданского кодекса, также иными законодательными изданиями. Обобщенные причины прописаны статьей 218 Гражданского кодекса, все другие прописаны в Земельном кодексе.

Привилегия фригольда на угодье возникает на основании:

  1. Договоренности и иных условий.
  2. Указов коммунальных и городских органов.
  3. Заключений суда.
  4. Получения территории в порядке юниората.
  5. Законодательных последствий.
  6. Перехода привилегии фригольда на конструкции, которые располагаются на местности.
  7. Покупки привилегии личной собственности на местность, находящейся во власти государства, владельцем расположенного на ней имущества.
  8. Приватизации имущества, которое находится на этом угодье.
  9. Разгосударствление территорий собственником многоэтажных домов.
  10. Предоставления территорий во власти страны или городских учреждений, во владение горожанам, учреждениям для сооружения или для целей, не связанных с сооружением.
  11. Приобретальной давности.

Еще одним основанием для покупки привилегий личной собственности на угодье считается разгосударствление. Исключением обладают горожане и учреждения.

Не нужно забывать, что земля принадлежит к недвижимой собственности, если основываться на Гражданское законодательство.

Весь перечень оснований представлены статьей 8 Гражданского кодекса, а вот пункты, перечисленные в главе 14, характеризуют основные принципы на покупку привилегий.

В Гражданском кодексе в пункте 265 расписаны основания привилегии бессрочного получаемого обладания, а привилегия бесконечного применения и сервитут – статья 274.

Создание основных положений привилегий в результате соглашений и правопреемства оговорены во второй и третьей части данного кодекса.

Общеустановленными основными принципами на покупку привилегий собственности на угодье, считаются бумаги коммунальных организаций и совета местного самоуправления. Основным принципом на покупку привилегий считается заключение суда (пункт 3 статья 274 данного кодекса, ст.59 Кодекса). При покупке привилегии обращайте внимание на распоряжения представителей власти.

К основным принципам приобретения привилегий на местность относятся соглашения, определены ст. 153. Какие бы основания ни были, угодье обязано пройти обязательную регистрацию.

Первым шагом для образования законодательной базы, регулирующая покупку привилегий собственности на территорию, стал законодательный акт о дачной амнистии, задумка плотно пересекается и с концепцией разгосударствления.

Подробный процесс фиксации привилегий на земельные участки обозначен в ст. 25 п. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Покупка привилегий на земельные территории, которые располагаются под присмотром коммунальных или городских советов прописаны статьей 28 Земельного кодекса России.

Прекращения права собственности на земельный участок

Законные основания прекращения права собственности на землю:

  1. Отказ от участка собственником в пользу других лиц.
  2. Отказ от привилегии собственником.
  3. Принудительное изъятие угодья.

Прекращения права собственности делится на добровольные и принудительные основания. Лишить владельца имущества можно по решению суда.

В Гражданском кодексе представлен перечень оснований принудительного изъятия земельного угодья:

  1. Обращение взимания на территорию по обязательствам.
  2. Отчуждение земельного участка, который никак не может быть в собственности данного лица.
  3. Национализация угодья.
  4. Отделение доли в праве долевой собственности на угодье.
  5. Изымание угодья для нужд государства.
  6. Изымание угодья в случае нарушения законодательства.

Приостановление привилегий на угодье путем изымания для нужд государства происходит в ситуации, связанной:

  1. С исполнением международных гарантий.
  2. С расположением объектов страны при отсутствии иных вариаций возможного расположения этих объектов.
  3. С иными случаями, которые регулируются законодательством.

В принудительном порядке, отделение угодья для потребностей государства приемлемо при условии предварительного и равноценного воздания его стоимости на основании заключения суда.

Владелец, в такой ситуации, несет риск урона, который может возникнуть при выкупе нового участка или постройке новых сооружений. Если владелец не согласен со стоимостью объекта, который отчуждается, то арбитражный суд определяет ее стоимость согласно рыночной.

Если вы являетесь владельцем земельного угодья, то обязаны знать свои права и обязанности, связанные с этой территорией, которые прописаны в актах.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector