Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Приобретение у росимущества операции с ндс |
Советы юристов
Назад

Приобретение у росимущества операции с ндс

Опубликовано: 19.06.2019
0
3

Налоговая база

Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161 Налогового кодекса РФ.

Налоговую базу определяйте с учетом НДС:

  • при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Налоговую базу определяйте без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров):

  • при реализации имущества по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших к государству в порядке наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Момент определения налоговой базы в целях расчета и уплаты НДС различен для налоговых агентов, определяющих налоговую базу с учетом НДС, и налоговых агентов, определяющих налоговую базу без учета НДС.

Налоговые агенты, определяющие налоговую базу с учетом НДС (покупатели, заказчики и получатели товаров, работ, услуг), начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом.

Налоговые агенты, определяющие налоговую базу без учета НДС (продавцы и посредники, реализующие товары, работы, услуги), начисляют налог к уплате в бюджет либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты – в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше (подп. 1 п. 1, п. 15 ст. 167 НК РФ).

Приобретение у росимущества операции с ндс

Пример расчета НДС при приобретении товаров, находящихся на территории России, у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете

ООО «Альфа» приобрело у иностранной организации товары на сумму 11 800 долл. США. Иностранная организация не состоит в России на налоговом учете. При реализации таких товаров в России НДС начисляется по ставке 18 процентов. «Альфа» является налоговым агентом, поэтому обязана удержать сумму НДС из доходов иностранной организации и перечислить ее в бюджет.

Сумма НДС, которую «Альфа» удерживает из доходов иностранной организации, равна:11 800 USD × 18/118 = 1800 USD.

Доход иностранной организации выплачен 20 января. В этот день курс доллара США (условно) составил 29,50 руб./USD. В день расчетов «Альфа»:

  • перечислила оплату за товары иностранной организации – 10 000 USD (11 800 USD – 1800 USD);
  • определила сумму НДС в рублях к оплате в федеральный бюджет – 53 100 руб. (29,50 руб./USD × 1800 USD).

Товары были приняты к учету 24 января. В этот день курс доллара США (условно) составил 29,70 руб. Несмотря на разницу в курсах, перерасчет суммы НДС на дату принятия товаров к учету бухгалтер «Альфы» не делал.

В договоре сказано: «…без учета НДС»? Налог накручивается сверху

Недавно до Верховного суда дошел спор: компания удержала с муниципальных властей НДС, исчисленный исходя из цены недвижимости, прописанной в договоре, а инспекция доначислила налог сверх цены договора. И Верховный суд решил: если из отчета оценщика и договора купли-продажи видно, что цена объекта сформирована без НДС, то покупатель муниципальной недвижимости не может принять за налоговую базу цену договора — это значит уменьшить ее на сумму НДС уже после того, как сделка состояласьОпределение ВС от 24.11.

2014 № 307-ЭС14-162. В обсуждаемом случае в отчете оценщика была указана цена недвижимости и без налога, и с налогом. За начальную цену аукциона была принята цена без НДС, и на то, что продажная цена объекта определена без учета налога, было указано в договоре. Покупатель согласился уплатить цену сделки без разногласий относительно рыночной стоимости приобретаемого объекта недвижимости.

Допустим, цена договора 100 000 руб. без учета НДС. Тогда налоговую базу рассчитаем как 100 000 руб.  (100 000 руб. х 18%) = 118 000 руб. А НДС к уплате в бюджет исчислим как 118 000 руб. х 18/118 = 18 000 руб.

Разрешая хозяйственные споры, судьи ВАС уже говорили, что гражданское законодательство не предусматривает возможности уменьшения на сумму НДС ранее согласованной сторонами и определенной оценщиком договорной цены имущества, в которую налог не включалсяПостановление Президиума ВАС от 17.03.2011 № 13661/10.

Хотя раньше арбитры иногда приходили к такому выводу: тот факт, что в договоре продавец указал стоимость имущества «без НДС», не изменяет порядка определения покупателем — налоговым агентом размера налоговой базы. Налоговый агент не должен увеличивать цену сделки по договору на сумму НДС. Налог нужно исчислить расчетным методом и удержать его из выплачиваемого продавцу доходаПостановления ФАС СЗО от 03.04.2014 № А26-5213/2013; ФАС ПО от 30.07.2013 № А12-22639/2012.

Если из отчета оценщика и договора купли-продажи нельзя сделать вывод, с налогом или без него рассчитана рыночная стоимость недвижимости, то предполагается, что цена договора уже включает в себя сумму налога.

Дело в том, что в силу Закона об оценочной деятельностист. 12 Закона от 29.07.98 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости недвижимости, указанная в отчете оценщика, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки. Поскольку рыночную стоимость оценщик определяет именно для совершения сделки по отчуждению имущества и такая операция облагается НДС, принимаем, что налог в этом случае «сидит» в цене, это просто не оговорено особо.

Указание на то, что рыночная стоимость объекта для целей совершения сделки определена без учета НДС, должно содержаться в отчете оценщика. К этому выводу пришли еще судьи ВАС, рассматривая хозяйственный спор между компанией и муниципалитетомПостановление Президиума ВАС от 18.09.2012 № 3139/12. До этого компания, перечислившая муниципалитету всю цену договора без удержания НДС, а потом «пострадавшая» от налоговой проверки, проиграла дело в трех инстанцияхПостановление ФАС ЗСО от 09.12.

2011 № А27-2268/2011. Но Президиум ВАС решения нижестоящих судов не поддержал. И указал: не сказано в отчете оценщика, с налогом или без него определена рыночная стоимость недвижимости, значит, НДС нужно было рассчитать по ставке 18/118 исходя из цены сделки по покупке муниципального имущества. То есть принять, что эта цена включает НДС.

Нет смысла пытаться доказать в суде, что налоговики неправомерно доначислили вам НДС и пени, поскольку вы не удержали налог при перечислении денег продавцу. Даже если НДС в договоре купли-продажи не выделен из стоимости объекта недвижимости, это не освобождает вас от обязанностей налогового агентаПостановление ФАС ВВО от 09.07.2014 № А29-5651/2013.

Получается, что если цена объекта по договору составила 1 000 000 руб., эта сумма и будет налоговой базой для исчисления НДС. Тогда покупатель должен перечислить в бюджет НДС в размере 152 542 руб. (1 000 000 руб. x 18/118) и продавцу заплатить 847 458 руб. (1 000 000 руб. – 152 542 руб.). Если при перечислении денег продавцу вы по ошибке не удержали НДС, то это — сумма неосновательного обогащения.

Платить НДС нужно при покупке у государства только той недвижимости, которая составляет государственную или муниципальную казну, то есть не закреплена за государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Это прямо следует из налогового законап. 3 ст. 161 НК РФ. Ведь унитарные предприятия самостоятельно уплачивают НДС наравне с коммерческими организациями.

Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России (ст. 164 НК РФ).

Это следует из положений пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если стоимость товаров (работ, услуг) в договоре установлена без НДС, налоговый агент должен перечислить налог в бюджет за счет собственных средств. При этом сумму налога определяйте в следующем порядке. Сначала налоговую базу (стоимость, указанную в договоре) увеличьте на сумму НДС по прямой ставке – 18 или 10 процентов.

Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которую нужно перечислить в бюджет, определяйте по прямой ставке – 18 или 10 процентов. Это правило распространяется на две категории налоговых агентов:

  • на посредников, реализующих в России товары (работы, услуги) иностранных комитентов или принципалов (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • на организации (предпринимателей), которые реализуют конфискованное и бесхозяйное имущество (п. 4 ст. 161 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг, имущества) такие налоговые агенты обязаны предъявлять рассчитанные суммы НДС покупателям (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Пример расчета НДС при реализации товаров иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете, по посредническому договору

Приобретение у росимущества операции с ндс

ООО «Альфа» (комиссионер) реализует товары иностранной организации по договору комиссии. Иностранная организация (комитент) не состоит в России на налоговом учете. При реализации таких товаров в России НДС начисляется по ставке 18 процентов.

Согласованная с комитентом продажная стоимость товаров составляет 2 000 000 руб. (без учета НДС). Комиссионное вознаграждение (с учетом НДС) составляет 10 процентов от продажной стоимости товара (с учетом НДС) и удерживается комиссионером из средств, поступивших от покупателей.

Сумма НДС, которую «Альфа» предъявляет покупателям, равна:2 000 000 руб. × 18% = 360 000 руб.

Продажная цена товаров с учетом НДС составляет:2 000 000 руб.  360 000 руб. = 2 360 000 руб.

Дебет 004– 2 360 000 руб. – приняты к учету товары, полученные на комиссию;

Дебет 62 Кредит 76– 2 360 000 руб. – отражена отгрузка товаров комитента;

Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– 360 000 руб. – начислен НДС за иностранного комитента;

Кредит 004– 2 360 000 руб. – списаны товары, реализованные по договору комиссии;

Дебет 76 Кредит 90-1– 236 000 руб. (2 360 000 руб. × 10%) – отражена сумма вознаграждения по договору комиссии;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– 36 000 руб. (236 000 руб. × 18/118) – начислен НДС с комиссионного вознаграждения;

Дебет 51 Кредит 62– 2 360 000 руб. – поступила оплата за товары;

Дебет 76 Кредит 51– 1 764 000 руб. (2 360 000 руб. – 360 000 руб. – 236 000 руб.) – перечислены денежные средства комитенту.

Ситуация: по какой ставке налоговый агент должен удержать НДС с сумм, полученных от покупателей, и начислить НДС со своего вознаграждения при реализации по поручению Росимущества конфискованных товаров, облагаемых по ставке 10 процентов?

Приобретение у росимущества операции с ндс

Сумму налога, которая должна быть удержана и перечислена в бюджет со стоимости реализуемых конфискованных товаров, определяйте по ставке 10 процентов. Рассчитанную таким образом сумму НДС предъявите покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (п. 1 ст. 168 НК РФ).

НДС с суммы вознаграждения рассчитайте по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Независимо от того, какие товары реализуются по поручению Росимущества.

Пример расчета НДС и отражения в бухучете операций по реализации организацией конфискованных товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов, по поручению Росимущества

ООО «Альфа» по поручению Росимущества, но от своего имени реализует конфискованные товары (договор заключен на конкурсной основе).

17 января «Альфа» получила на реализацию партию конфискованного на таможне товара – 1000 упаковок детских подгузников «Либеро» чешского производства. Согласованная с Росимуществом продажная цена товара составила 500 руб. за упаковку. Это соответствует уровню рыночных цен. Таким образом, общая сумма партии составила 500 000 руб. (1000 упаковок × 500 руб./упаковку).

Налоговая ставка

Реализация детских подгузников на территории России облагается НДС по ставке 10 процентов (подп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ).

Сумма НДС, которую «Альфа» предъявила «Гермесу» дополнительно к цене реализуемых товаров, составила:500 000 руб. × 10% = 50 000 руб.

Продажная цена товаров с учетом НДС равна:500 000 руб.  50 000 руб. = 550 000 руб.

На стоимость отгруженных товаров «Альфа» предъявила «Гермесу» счет-фактуру от 20 января. Этот счет-фактуру бухгалтер «Альфы» в тот же день зарегистрировал в книге продаж.

Согласно договору вознаграждение «Альфы» (без НДС) за реализацию конфискованных товаров составляет 10 процентов от продажной стоимости этих товаров (с учетом НДС).

Сумма вознаграждения перечисляется на расчетный счет «Альфы» после утверждения отчета о реализации конфискованных товаров. Отчет о реализации конфискованных товаров был утвержден 24 января. В этот же день сумма вознаграждения поступила на расчетный счет «Альфы».

Сумма вознаграждения (без НДС) составила 55 000 руб. (550 000 руб. × 10%). Сумма вознаграждения с учетом НДС – 64 900 руб. (55 000 руб.  55 000 руб. × 18%).

На сумму своего вознаграждения «Альфа» предъявила Росимуществу счет-фактуру от 24 января. Этот счет-фактуру бухгалтер «Альфы» в тот же день зарегистрировал в книге продаж.

В рабочем Плане счетов «Альфы» (утвержден в качестве приложения к учетной политике) предусмотрено, что к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» открывается субсчет «Расчеты с Росимуществом».

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие проводки.

Дебет 002– 550 000 руб. – приняты к учету товары, полученные на реализацию.

Дебет 62 Кредит 76 субсчет «Расчеты с Росимуществом»– 550 000 руб. – отражена продажная стоимость отгруженных покупателю товаров;

Кредит 002– 550 000 руб. – списана стоимость отгруженных покупателю товаров;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с Росимуществом» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– 50 000 руб. – выполнены обязанности налогового агента по удержанию НДС;

Дебет 51 Кредит 62– 550 000 руб. – поступила оплата за реализованные товары от покупателя;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с Росимуществом» Кредит 51– 500 000 руб. (550 000 руб. – 50 000 руб.) – перечислены денежные средства Росимуществу за реализованные товары (за минусом удержанного НДС).

Дебет 76 субсчет «Расчеты с Росимуществом» Кредит 90-1– 64 900 руб. – начислена сумма вознаграждения по договору;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– 9900 руб. (55 000 руб. × 18%) – начислен НДС с вознаграждения;

Чтобы покупка недвижимости у властей не обернулась НДС-проблемами, внимательно изучите отчет оценщика. Да и о судебной практике не стоит забывать

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с Росимуществом»– 64 900 руб. – поступила на расчетный счет «Альфы» сумма вознаграждения.

Выкуп государственного имущества

Согласно

имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

От имени муниципального образования права собственника в отношении объектов муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки согласно федеральным законам (п. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

При продаже муниципального имущества казны физическому лицу происходит переход права собственности на имущество к последнему, то есть имеет место быть факт реализации. А реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога, и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от обложения названным налогом, содержится соответственно в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ и является исчерпывающим. Операции по реализации имущества казны физическим лицам в данном перечне не поименованы, следовательно, они признаются объектом обложения НДС.

В силу положений п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговыми агентами по НДС признаются покупатели указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Из приведенной нормы следует, что физические лица в данном случае выполнять обязанности налогового агента не могут.

Поэтому при реализации муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет возлагается на продавца такого имущества. Учитывая изложенное, администрация муниципального района должна исчислить и уплатить НДС в бюджет.

Данные выводы подтверждаются разъяснениями компетентных органов (письма Минфина РФ от 08.11.2012 № 03‑07‑14/107, от 27.07.2012 № 03‑07‑11/198, от 31.05.2012 № 03‑07‑14/56, от 14.05.2012 № 03‑07‑11/142, от 25.04.2011 № 03‑07‑11/107, ФНС РФ от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@) и судебной практикой (постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС в соответствии с

, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж. Исключением являются операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в силу

Однако при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся плательщиками НДС, и плательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры могут не составляться.

Напомним, что физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не являются плательщиками НДС (ст. 143 НК РФ). Поэтому при наличии соответствующего соглашения оформлять счета-фактуры не надо.

При несоставлении счетов-фактур в книге продаж вместо счета-фактуры можно зарегистрировать первичные учетные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни, или иные документы (например, бухгалтерскую справку-расчет), содержащие суммарные (сводные) данные по операциям, по которым счета-фактуры не составляются и которые совершены в течение календарного месяца (квартала) (письма ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1066@, Минфина РФ от 22.01.2015 № 03‑07‑15/1704).

Ситуация: как рассчитать НДС при выкупе у органа госвласти ранее арендованного здания и прилегающего к нему земельного участка? Оплата производится в рассрочку на пять лет с процентами

При продаже государственного (муниципального) имущества налоговую базу по НДС организации – налоговые агенты должны определять как сумму дохода от реализации данного имущества с учетом налога. Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается путем умножения стоимости имущества, отраженной в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118).

Полученную сумму НДС покупатель (налоговый агент) обязан перечислить в бюджет, а остальную часть стоимости – органу государственной (муниципальной) власти, реализующему имущество. Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. При этом налог рассчитывайте только со стоимости здания. Реализация земельных участков не признается объектом обложения НДС (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Моментом определения налоговой базы будет дата частичной оплаты выкупаемого государственного имущества. Это следует из положений статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 27 сентября 2011 г. № 03-07-14/94, от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г.

Суммы НДС, перечисленные в бюджет, налоговый агент может принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Что касается процентов за рассрочку платежа, то они налоговую базу не увеличивают. Это объясняется так. Продажа имущества с предоставлением рассрочки по оплате признается коммерческим кредитом (ст. 823 ГК РФ). К коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа (п. 2 ст. 823 ГК РФ). Таким образом, проценты, взимаемые с покупателя за пользование коммерческим кредитом, следует рассматривать как плату за пользование заемными денежными средствами.

Проценты по займам не облагаются НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Это правило применяется и к коммерческим кредитам. Поэтому проценты, которые налоговый агент платит при покупке в рассрочку имущества казны, в налоговую базу по НДС не включаются.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 17 июня 2014 г. № 03-07-15/28722, которое направлено налоговым инспекциям для использования в работе (письмо ФНС России от 8 июля 2014 г. № ГД-4-3/13219). Письмо основано на положениях пункта 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 8 октября 1998 г.

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства занимали противоположную позицию. В письмах Минфина России от 29 июля 2010 г. № 03-07-11/320 и ФНС России от 12 мая 2010 г. № ШС-37-3/1426 говорилось, что проценты, которые покупатель перечисляет продавцу за рассрочку платежа, включаются в расчет налоговой базы по НДС в полном объеме. Однако с выходом более поздних писем прежние разъяснения утратили актуальность.

Пример расчета и отражения в бухучете суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет при выкупе государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Организация, которая не является субъектом малого предпринимательства, приобретает у городского Департамента имущественных отношений здание магазина и прилегающий к нему земельный участок. Оплата объектов производится в рассрочку в течение пяти лет

В августе 2015 года ООО «Торговая фирма “Гермес”» заключило с городским Департаментом имущественных отношений договор купли-продажи здания магазина и прилегающего к нему земельного участка. Рыночная стоимость здания, указанная в договоре, составляет 15 236 000 руб. (в т. ч. НДС – 2 324 136 руб.), стоимость земельного участка – 1 040 000 руб. Право собственности «Гермеса» на приобретенное имущество зарегистрировано 31 августа 2015 года.

Согласно условиям договора «Гермес» покупает данные объекты с рассрочкой платежа сроком на пять лет – с 1 сентября 2015 года по 31 августа 2020 года. Плата за коммерческий кредит составляет 5 процентов годовых.

Общая сумма ежемесячного платежа составляет 271 266 руб., в том числе:

  • плата за здание – 253 933 руб. (в т. ч. НДС – 38 736 руб.) (15 236 000 руб. : 60 мес.);
  • плата за земельный участок – 17 333 руб. (1 040 000 руб. : 60 мес.).

По условиям договора первый платеж (за сентябрь 2015 года) «Гермес» перечисляет 1 октября 2015 года.

Сумма процентов, начисленных за сентябрь, составляет 66 888 руб., в том числе:

  • за рассрочку по оплате здания – 62 614 руб. (15 236 000 руб. × 5% : 365 дн. × 30 дн.);
  • за рассрочку оплаты земли – 4274 руб. (1 040 000 руб. × 5% : 365 дн. × 30 дн.).

Приобретение у росимущества операции с ндс

Реализация земельных участков не облагается НДС. Поэтому при оплате земли бухгалтер НДС не удерживал. Проценты за рассрочку платежа за приобретенное здание налоговую базу по НДС не увеличивают. Поэтому с суммы процентов за рассрочку бухгалтер «Гермеса» налог не удерживал.

В учете «Гермеса» сделаны следующие проводки.

Дебет 08 Кредит 60– 12 911 864 руб. (15 236 000 руб. – 2 324 136 руб.) – принято к учету здание магазина;

НДС по услугам иностранных организаций

Ситуация: какую сумму НДС должна удержать организация на ОСНО при приобретении работ (услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете? Местом реализации признается Россия. Работы (услуги) приняты к учету, но не оплачены

Удержите сумму НДС, рассчитанную по курсу Банка России на дату перечисления денег.

В бухучете входной НДС по приобретенным у иностранной организации товарам (работам, услугам) следует отражать на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» по курсу Банка России, действующему на дату принятия на учет данных товаров, работ, услуг (п. 5, 6 ПБУ 3/2006, Инструкция к плану счетов).

Однако налоговую базу для расчета суммы НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента в этом случае, нужно определять по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ). Эту же сумму налога налоговый агент может принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 января 2015 г. № 03-07-08/1467.

Значит, если на дату перечисления денег иностранной организации курс иностранной валюты изменится, сумму НДС, учтенного на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», скорректируйте.

Пример расчета НДС при приобретении услуг у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Оплата за услуги перечислена после того, как подписан акт приема-передачи оказанных услуг. Курс иностранной валюты на дату оплаты услуг вырос. Организация применяет общую систему налогообложения

ООО «Альфа» (заказчик) заключило с украинской организацией ООО «Юристы Украины» (исполнитель) договор на оказание юридических услуг, которые необходимы для производственной деятельности, облагаемой НДС.

Стоимость услуг по договору составляет 11 800 долл. США. Украинская организация не состоит в России на налоговом учете. Местом реализации юридических услуг является Россия (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Следовательно, их стоимость облагается НДС.

Услуги были оказаны в период с 26 по 28 января. 28 января сторонами был подписан акт приема-передачи оказанных услуг. 31 января бухгалтер «Альфы» перечислил украинской организации оплату за услуги.

Сумма НДС, которую «Альфа» должна удержать из доходов украинской организации как налоговый агент, составляет 1800 долл. США (11 800 USD × 18/118).

Дебет 26 Кредит 60– 303 000 руб. ((11 800 USD – 1800 USD) × 30,30 руб./USD) – отражены затраты по оказанным юридическим услугам (на основании акта приема-передачи);

Дебет 19 Кредит 60– 54 540 руб. (1800 USD × 30,30 руб./USD) – учтен НДС со стоимости услуг, подлежащий удержанию при выплате дохода украинской организации.

На дату оплаты услуг (т. е. на 31 января) курс доллара США (условно) составил 30,40 руб. за доллар. В этот день «Альфа» перечислила:

  • оплату за услуги украинской организации – 10 000 USD (11 800 USD – 1800 USD);
  • сумму удержанного НДС в федеральный бюджет – 54 720 руб. (30,40 руб./USD × 1800 USD).

Так как на дату оплаты услуг официальный курс доллара США вырос, бухгалтер скорректировал сумму, отраженную на счете 19.

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– 54 720 руб. (1800 USD × 30,40 руб./USD) – удержан НДС из суммы, подлежащей выплате украинской организации, не состоящей на налоговом учете в России;

Дебет 60 Кредит 52– 304 000 руб. ((11 800 USD – 1800 USD) × 30,40 руб./USD) – перечислены деньги украинской организации (за вычетом удержанного НДС);

Дебет 91-2 Кредит 60– 1000 руб. (10 000 USD × (30,40 руб./USD – 30,30 руб./USD)) – отражена отрицательная курсовая разница;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51– 54 720 руб. – сумма удержанного НДС перечислена в федеральный бюджет;

Дебет 19 Кредит 60– 180 руб. (1800 USD × (30,40 руб./USD – 30,30 руб./USD)) – скорректирована сумма НДС, подлежащая вычету;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19– 54 720 руб. – НДС, удержанный из доходов, подлежащих выплате украинской организации, и перечисленный в бюджет, принят к вычету.

Ситуация: как российской организации перечислить НДС в бюджет, если она приобрела работы (услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете? Договором не предусмотрено удержание НДС при выплате доходов продавцу

Если приобретены работы (услуги), которые по российскому законодательству не освобождены от налогообложения, НДС нужно перечислить в бюджет за счет собственных средств.

При приобретении работ (услуг), местом реализации которых является Россия, у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ). Из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет.

Если договор с иностранной организацией предполагает денежные расчеты, налог должен быть перечислен в бюджет в любом случае. В том числе и за счет российского покупателя. После уплаты в бюджет сумму удержанного налога можно предъявить к вычету (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2011 г. № 03-07-08/06, от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2008 г. № 03-1-03/908).

Поскольку договором не предусмотрено удержание НДС, налоговую базу определите в особом порядке. Сначала возьмите контрактную стоимость работ (услуг) и увеличьте ее на 18 процентов. После того как налоговая база определена, начислите налог по расчетной ставке (18/118) (п. 1 ст. 161 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-07-08/276.

При расчетах с исполнителями учитывайте, что банк не примет платежное поручение на перевод оплаты иностранной компании, если одновременно с ним заказчик не предъявит платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-08/33).

Исключение составляют сделки, в которых российская организация не является налоговым агентом. Например, если территория России не признается местом реализации работ (услуг) или если работы, выполненные иностранной компанией, в России освобождены от налогообложения. При расчетах по таким сделкам банк переведет деньги иностранному исполнителю без платежного поручения на перечисление НДС в бюджет.

Но вместо этой платежки в банк следует представить письменное уведомление об отсутствии у российской организации обязанности по удержанию НДС. Контролировать достоверность подобных уведомлений банки не уполномочены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 августа 2014 г. № 03-07-08/40724.

Ситуация: какую сумму НДС российская организация должна перечислить в бюджет как налоговый агент в связи с тем, что она оказывает белорусской (казахской, армянской, киргизской) организации услуги для выполнения ремонта? Этот зарубежный контрагент ремонтирует объект недвижимости на территории России.

Как налоговому агенту организации нужно перечислить НДС со всей стоимости работ, как налогоплательщику – со всей стоимости услуг.

Порядок взимания НДС по операциям, связанным с выполнением работ (оказанием услуг), между организациями России и организациями из стран – участниц Таможенного союза установлен разделом IV приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе.

Налоговая база, ставки НДС, порядок его уплаты и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством той страны, которая признается местом реализации этих работ (услуг) (п. 28 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

Поскольку работы связаны с ремонтом недвижимого имущества, в рассматриваемой ситуации местом их реализации является Россия (подп. 1 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). Организация из страны – участницы Таможенного союза не зарегистрирована в России как налогоплательщик.

Поэтому российская организация является налоговым агентом. Она обязана удержать из доходов белорусской (казахской, армянской, киргизской) организации НДС и перечислить его в бюджет. Налоговой базой в этом случае является стоимость работ с учетом налога. Об этом сказано в пункте 2 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

Со стоимости услуг, оказанных белорусскому (казахскому, армянскому, киргизскому) контрагенту, российская организация должна начислить НДС в качестве налогоплательщика (подп. 5 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе, п. 1 ст. 146 НК РФ). Уменьшение налоговой базы в зависимости от согласованных сторонами вариантов расчетов (например, при зачете взаимных требований) законодательством не предусмотрено.

Сумму НДС со стоимости ремонтных работ, которые выполнены иностранным контрагентом и расчеты за которые производятся путем зачета взаимных требований, российская организация должна перечислять в бюджет в общем порядке (п. 1 ст. 174 НК РФ). То есть в составе текущих платежей равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за кварталом, в котором произведен зачет встречных требований. Об этом сказано в письме Минфина России от 16 апреля 2010 г. № 03-07-08/116.

Пример расчета НДС со стоимости ремонтных работ, выполненных белорусской организацией на территории России. В счет оплаты ремонтных работ зачтена стоимость услуг, оказанных белорусскому контрагенту российской организацией

ООО «Альфа» заключило договор с белорусской организацией на ремонт здания в России. По условиям договора «Альфа» оказывает белорусской организации услуги, необходимые для проведения ремонта (аренда помещений, транспортные услуги и т. д.). Стоимость ремонтных работ, выполненных белорусской организацией, составляет 3 540 000 руб. с учетом налога. Ремонтные работы облагаются НДС по ставке 18 процентов.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector