Советы юристов
Назад

Прохождение аккредитации образовательного учреждения

Опубликовано: 12.06.2019
0
5

Тема 6 Правовое положение участников образовательного процесса

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 18 ноября 2013 года N 1039

(с изменениями на 5 октября 2018 года)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее — организации, осуществляющие образовательную деятельность), по реализации основных образовательных программ (за исключением образовательных программ дошкольного образования) (далее соответственно — образовательные программы, государственная аккредитация).

2. Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также в отношении образовательных программ, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными самостоятельно федеральными государственными бюджетными образовательными учреждениями высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В.

Ломоносова» и «Санкт-Петербургский государственный университет», образовательными организациями высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральными государственными образовательными организациями высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации (далее — образовательные организации, устанавливающие образовательные стандарты самостоятельно).

3. Образовательная деятельность на территории инновационного центра «Сколково» осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими государственной аккредитации в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

Образовательная деятельность на территории инновационного научно-технологического центра осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими государственной аккредитации, если это предусмотрено правилами проекта в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».(Абзац дополнительно включен с 30 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2018 года N 20)

4. Государственную аккредитацию проводят Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования (далее — аккредитационные органы), в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Прохождение аккредитации образовательного учреждения

5. Государственная аккредитация в отношении образовательных программ, реализуемых в расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации филиале организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — филиал), проводится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к компетенции которого отнесена государственная аккредитация в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен филиал.

6. Государственная аккредитация проводится на основании представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в аккредитационный орган заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов и сведений, указанных в пунктах 8-10 и 12 настоящего Положения (далее соответственно — заявление, прилагаемые документы).

а) при проведении государственной аккредитации в отношении образовательных программ, реализуемых образовательной организацией или организацией, осуществляющей обучение:полное и сокращенное (при наличии) наименования образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, место нахождения, номер контактного телефона и адрес электронной почты, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц;

полное и сокращенное (при наличии) наименования филиала (филиалов) образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, место нахождения (при проведении государственной аккредитации по основным образовательным программам, реализуемым в филиале (филиалах);идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе;

перечень заявляемых для государственной аккредитации образовательных программ с указанием уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, форм обучения, сведения об использовании сетевой формы реализации образовательной программы, а также о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

б) при проведении государственной аккредитации в отношении образовательных программ, реализуемых индивидуальным предпринимателем:фамилия, имя, отчество (при наличии) (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации) индивидуального предпринимателя, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, а также номер контактного телефона и адрес электронной почты (при наличии), адрес официального сайта в сети «Интернет» (при наличии), основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;перечень заявляемых для государственной аккредитации образовательных программ с указанием уровней образования, к которым относятся реализуемые образовательные программы, форм обучения, сведения об использовании сетевой формы реализации образовательной программы, а также о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

а) копию документа о государственной регистрации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с законодательством иностранного государства (для иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

б) копию документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя);

в) доверенность или иной документ, подтверждающие право уполномоченного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, направившего заявление и прилагаемые документы, действовать от имени организации, осуществляющей образовательную деятельность;

г) сведения о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, по формам, утверждаемым Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2018 года N 1204.

д) копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенного в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а также копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы);

е) копию договора о создании в образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);

ж) копию договора о создании образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);

з) копию договора о создании профессиональной образовательной организацией или образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);

и) сведения о наличии (об отсутствии) общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях и (или) профессионально-общественной аккредитации;

  1. Организация высшего и послевузовского
    профессионального образования.

  2. Подготовка научно-педагогических и
    научных кадров.

  3. Порядок присуждения ученых степеней
    и присвоения ученых званий.

  4. Особенности правового положения
    участников образовательного процесса
    в вузах.

Немного истории

Понятие «аккредитация» было введено в Законе «Об образовании» редакции 1992 года, спустя годы сформировалась экспертная система, принципы оценки и принятия решений. Специфика развития аккредитационной модели в России обусловлена особенностями ее становления. В отличие от европейских примеров, где в формате независимой системы объективной общественной оценке , в РФ долгое время институционная система оценки образовательных учреждений была монопольной процедурой.

для руководителей ОО

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

1. Проведение аккредитационной экспертизы в ходе госаккредитации образовательной деятельности2. Образовательная программа: что эксперты проверят на аккредитации

Сегодня образовательную деятельность аккредитуют согласно ст. 92 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Лицензия позволяет осуществлять образовательную деятельность, а аккредитация школы – подтверждает качество образования и ее соответствие ФГОС.

Процедура аккредитации школы

Образовательные учреждения, как и педагоги, аккредитуются каждые пять лет. Даже аккредитованные образовательные учреждения периодически без предупреждения подвергаются скрытым проверкам для подтверждения качества образовательных услуг.

Аккредитацией занимаются школьные инспектора и .

календарь учителя

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Процедуре предшествует сбор пакета необходимых документов:

  • учебный план школы на три года;
  • школьная образовательная программа;
  • отчетность о результативности внутренних комиссий;
  • школьный устав;
  • справку о материальном и техническом состоянии образовательного учреждения.

В качестве дополнительных сопроводительных бумаг для аккредитации школы подается список педагогического коллектива, опись всех документов и план материально-хозяйственной работы. Помимо вышеперечисленного анализируется успеваемость учащихся школы и учителей. Средний уровень освоения программы должен составлять не менее 60%.

проводится согласно Положению о государственной аккредитации образовательной деятельности (постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039).

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно!Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО (программа профессиональной переподготовки, 520 часов). За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Положение определяет:

  • порядок принятия решений;
  • причины отказа в госаккредитации;
  • приостановления действия свидетельства о госаккредитации.

Опытные эксперты, которые сдали квалификационный экзамен и прошли спецподготовку, составляют экспертную группу. Эксперты собирают независимую и объективную информацию о качестве преподавания в школе, используя данные сведения о школе, которые находятся в открытом доступе в глобальной сети, на официальном сайте образовательного учреждения.

Руководитель экспертной группы подготавливает заключение, в которое вносит выводы по каждой из представленных образовательных программ. На основании заключения экспертов выносится решение об отказе или выдаче свидетельства о госаккредитации по каждой образовательной программе.

Важно подчеркнуть, что оценке подвергается не только степень освоения учебных программ, но и классные помещения, принципы управления образовательным учреждением, счета и финансы, школьные объекты, предлагаемые курсы и занятия по иностранным языкам.

В отдельных случаях изучаются отзывы учащихся и их родителей, которые получают в форме собеседований. Для оценки качества образования в школе инспектора посещают открытые уроки, проверяют объекты и помещения образовательного учреждения, школьную документацию.

В 2015 году Федеральный закон от 31.12.2014 №500-ФЗ существенно облегчил процесс аккредитации школ, которые прошли процесс реорганизации:

  • Реорганизованные образовательные учреждения в форме выделения или разделения могут получить временное свидетельство о государственной аккредитации. Если образовательное учреждение было реорганизовано в форме слияния и присоединения, свидетельство необходимо переоформить .
  • Если после реорганизации образовательное учреждение получило временное свидетельство о госаккредитации, переоформление свидетельства проходит по упрощенной формуле. Нужно только заполнить заявление, аккредитационная экспертиза в этом случае не проводится.

Аккредитация учебной программы

Прохождение аккредитации образовательного учреждения

Общественные отношения, образующие
предмет образовательного права: понятие
и виды. Методы правового регулирования
отношений, связанных с образованием.
Субъекты образовательного права.

Система и принципы образовательного
права. Общая и особенная части
образовательного права.

Источники образовательного права.
Конституция РФ о праве на образование
и его гарантиях. Международно-правовые
акты об образовании. Федеральные законы
и нормативные акты субъектов РФ в системе
источников образовательного права.
Подзаконные нормативные акты. Акты
Министерства образования РФ. Локальные
акты. Договоры об оказании образовательных
услуг.

Права и обязанности обучающихся
(воспитанников). Охрана здоровья
обучающихся (воспитанников). Гарантии
реализации права на образование
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Особенности
правового положения детей с отклонениями
в развитии; подростков с девиантным
поведением, граждан, содержащихся в
учреждениях уголовно-исполнительной
системы.

Образовательные услуги: объем, качество.
Права граждан по договорам возмездного
оказания образовательных услуг.
Возмещение ущерба, причиненного
некачественным образованием.

Занятие педагогической деятельностью.
Индивидуальная трудовая педагогическая
деятельность. Права и обязанности
преподавателей. Особенности правового
регулирования труда и социальной защиты
работников образования. Трудовой договор
(контракт) с педагогическим работником.
Аттестация кадров в системе образования.
Оплата труда работников образования.
Рабочее время и время отдыха работников
образования. Пенсионное обеспечение
работников образования.

Дисциплинарное расследование нарушений
педагогическим работником норм
профессионального поведения. Дополнительные
основания увольнения педагогических
работников.

Особенности аккредитации образовательных учреждений

Основные образовательные программы должны аккредитоваться раз в 12 лет, а профессиональные образовательные программы – раз в 6 лет. Образовательной организации следует самостоятельно подать заявление установленного образца на аккредитацию.

Чтобы предстоящая процедура аккредитации школы прошла без проблем, администрации следует выполнить самоаудит, оценив:

  • состояние документов;
  • уровень освоения учащимися образовательных программ;
  • степень подготовки педагогов;
  • соответствие структуры образовательных программ требованиям ФГОС.

Поскольку аккредитацию школы проходит каждая программа, одна из них может получить свидетельство, а другая – нет. Так, в образовательном учреждении могут быть аккредитованы программы основного общего и среднего общего образования, а программа начального образования – нет.

Исправить недостатки в документах или восполнить недостающие бумаги можно в течение двух месяцев с момента подачи их аккредитирующим органам.

В противном случае на некоторое время школа может лишиться свидетельства, без которого администрация не имеет права выдавать аттестаты о среднем и основном общем образовании. и приложения следует разместить на сайте школы. 

Тема 3 Управление системой образования

Принципы государственной политики в
области образования. Федеральная
программа развития образования.
Международное сотрудничество в области
образования. Внешнеэкономическая
деятельность в сфере образования.

Разграничение компетенции Российской
Федерации и ее субъектов в области
образования. Компетенция органов
местного самоуправления в образовательной
сфере. Полномочия и ответственность
образовательных учреждений.

Управление образованием. Органы
управления образованием в России. Органы
самоуправления в образовательных
учреждениях. Попечительские советы.

Создание, реорганизация и ликвидация
образовательных учреждений. Лицензирование
и аккредитация образовательных
учреждений. Государственный контроль
за качеством образования в аккредитованных
образовательных учреждениях.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector