Советы юристов
Назад

Как рассчитать налог на квартиру: особенности начисления налогов на недвижимость

Опубликовано: 14.06.2019
0
6

Особенности исчисления налога по кадастровой стоимости жилья

Согласно ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение (далее – Решение), что в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года:

  1. в случаях, если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ;
  2. в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

При принятии высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации вышеуказанного Решения в случае, если после 1 января 2014 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» без использования результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 года с использованием результатовгосударственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

При принятии высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации вышеуказанного Решения кадастровая стоимость, определяемая в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» после 1 января 2017 года, также определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Решение, предусмотренное частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ, может быть принято не позднее 20 декабря 2016 года и должно быть направлено в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, не позднее трех дней с даты принятия соответствующего решения.

Вышеперечисленные особенности использования кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, предусмотренные ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ, введены в следующих субъектах Российской Федерации:

  • Чеченской Республики (распоряжение Правительства Чеченской Республики от 19.12.2016 № 329-р «О применении результатов государственной кадастровой оценки на территории Чеченской Республики»);
  • Липецкой области (постановление администрации Липецкой области от 19.12.2016 № 510 «О применении кадастровой стоимости объектов недвижимости»);
  • Магаданской области (с 01.01.2017 по 01.01.2018) (постановления Правительства Магаданской области от 15.12.2016 № 971-пп «О применении кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Магаданской области с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года», от 28.09.2017 № 855-пп «О признании утратившим силу постановления Правительства Магаданской области от 15 декабря 2016 г. № 971-пп»).

Пополнение бюджета за счет увеличения налоговой нагрузки на граждан не относится к числу популярных мер, однако законодатели пошли на такой шаг, и перемены в налогообложении коснулись недвижимости, которой владеют граждане. Начиная с 2017 года, базовой величиной при расчете обязательного платежа стала кадастровая стоимость жилья, которая намного выше инвентаризационной стоимости, принимавшейся ранее для таких расчетов.

Однако кадастровая стоимость недвижимости отличается не только от инвентаризационной, но и от рыночной, кадастровая стоимость может быть несколько выше цены на реальном рынке или ниже. Кадастровая стоимость – это, по сути, усредненная оценка недвижимого имущества по определенному кадастровому району с учетом специфики строения и даты ввода объекта в эксплуатацию.

Справедливости ради стоит заметить, что государство, вводя новый налог, позаботилось о гражданах. Чтобы избежать сокрушительного удара по семейным бюджетам, было решено назначить пятилетний переходный период, в течение которого налог будет поступательно расти на 20% в год, до тех пор, пока не достигнет запланированного значения.

Применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц

Обязанность ежегодного уплачивать налог возлагается на физических лиц, владеющих следующими объектами недвижимости:

  • жилые дома;
  • гаражи либо машино-места;
  • квартиры или комнаты в жилых домах;
  • единые недвижимые комплексы;
  • объекты незавершенного строительства;
  • другие помещения, строения, здания или сооружения.

Как рассчитать налог на квартиру: особенности начисления налогов на недвижимость

В целях определения налоговой базы к жилым домам относятся также строения, возведенные на участках, предоставленных для организации садов и огородов, индивидуального жилищного строительства и ведения прочего личного подсобного хозяйства. На практике это означает, что дачные и садовые домики приравниваются к жилым помещениям и облагаются налогом (Федеральный Закон № 401-ФЗ от 30.11.2016).

В то же время общее имущество собственников жилья (чердаки, лифты, крыши, лестницы и подвалы жилых домов) не относятся к объектам налогообложения.

Имущественный налог квалифицируется как местный и перечисляется в доход бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован объект налогообложения. В 2019 году оплатить налог можно до 1 декабря. Указанный срок оплаты действует для всех регионов РФ.

Нарушение установленного порядка грозит начислением пени на сумму недоимки в размере 1/300 от текущей ставки рефинансирования Центрального Банка за каждый день просрочки. Более того, налоговики имеют право взыскать задолженность с налогоплательщика за счет заработной платы, направив работодателю соответствующее уведомление, а также установить ограничения на выезд должника за границу. При этом штраф за несвоевременную уплату имущественного налога для физических лиц не предусмотрен.

Оплачивать налог на имущество можно разными способами, в том числе и онлайн с помощью специального сервиса поиска и оплаты налогов на нашем сайте.

^К началу страницы

Как рассчитать налог на квартиру: особенности начисления налогов на недвижимость

В соответствии с п. 2

(далее – Кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций (далее – налог) в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со

. При этом налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении следующих видов недвижимого имущества:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

  2. нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

  4. жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Переход к применению налоговой базы в качестве кадастровой стоимости по объектам, указанным в пп. 1), 2), 4), осуществляется после принятия об этом соответствующего закона субъекта Российской Федерации по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1), 2) и 4), может быть принят только после утверждения в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1) и 2), в отношении которых на очередной налоговый период налоговая база по налогу определяется исходя из кадастровой стоимости (далее – Перечень), формируется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1) и 2), не включенные в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.

Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 382 Кодекса, с учетом следующих особенностей:

  • Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;
  • В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пп. 1) или 2), была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса, без учета положений статьи 378.2 Кодекса;
  • В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пп. 3) или 4), была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;
  • Объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Перейти

Ознакомиться с полным перечнем налоговых ставок, льгот и вычетов по всем имущественным налогам во всех муниципальных образованиях можно с помощью сервиса:

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

Начиная с налогового периода 2019 года в ст.ст. 378.2, 391, 403 Кодекса предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учетом нижеприведенных особенностей;
  • изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.»

^К началу страницы

В соответствии с п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговая база по налогу на имущество физических лиц (далее – налог) в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случая, если субъектом Российской Федерации не принят закон об установлении в срок до 1 января 2020 года единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

Какая недвижимость облагается налогом?

• жилой недвижимости, включая апартаменты;

• объектов незавершенного строительства, отнесенных к категории жилфонда;

• гаражных строений любого типа, включая так называемые «машиноместа»;

• хозяйственных сооружений.

Базовая ставка для перечисленных объектов недвижимого имущества равняется 0,1% от кадастровой стоимости, если местные власти оставили законодательное предписание неизменным. Чердачные и подвальные помещения многоквартирных жилых комплексов налогом на имущество не облагаются. Что касается офисов, торговых площадей, прочих объектов коммерческого назначения, налоговая ставка для них начисляется по другому принципу и составляет, в зависимости от площади, от 0,5% до 2% кадастровой стоимости.

Любая недвижимость, кроме земли, находящаяся в собственности гражданина, облагается имущественным налогом. Чаще всего речь идет о:

  • квартирах;
  • отдельных комнатах в общежитиях/коммунальных квартирах;
  • дома, включая ИЖС, дачные,, а также недостроенные  и пр.;
  • гаражи/парковочные места;
  • хозпостройки (бани, сараи и пр.);
  • коммерческие объекты (магазины, склады, офисы и т.п.).

Как видно, налог обязаны платить любые физ.лица. Даже ИП, если он не находится на специальном режиме УСН.

Перейти

Для предварительного расчета земельного налога и налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости можно воспользоваться сервисом:

«Налоговый калькулятор – Расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц»

Согласно статьям 378.2, 391, 403 Налогового кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения недвижимого имущества изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Начиная с налогового периода 2019 года в ст.ст. 378.2, 391, 403 Кодекса будут предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости с учетом нижеприведенных особенностей;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Ознакомиться с размером кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости Вы можете в органах Росреестра по запросу, а также справочно на сайте Росреестра.

Информация по оспариванию размера кадастровой стоимости объектов недвижимости размещена на сайте Росреестра.

Прием граждан по возникающим вопросам проводится:

  • в МФЦ и налоговых инспекциях – по вопросам, относительно налогообложения физических лиц исходя из кадастровой стоимости (с рассмотрением обращений в налоговых органах);
  • в территориальных органах Росреестра – по вопросам характеристик объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и переданных в налоговые органы;
  • в налоговых органах – по вопросам порядка расчета налога.

Как рассчитывается имущественный налог?

квартира 0,1
комната, как самостоятельный объект недвижимости, то есть с отдельным кадастровым номером 0,1
жилой дом, дачный дом 0,1
недостроенный дачный/жилой дом 0,1
хоз.постройка размером не более 50 кв. м различного назначения на земле ИЖМ, дачном, огородном участке 0,1
хоз.сооружение площадью более 50 кв. м 0,5
гараж, машино-место 0,1
магазин, офис, помещение под общественное питание и т.п. 2
прочие объекты 0,5
Наименование объекта размер ставки (процент кадастровой стоимости)

Эти ставки являются базовыми. Но местные органы власти, могут уменьшать их или увеличить но более чем троекратно. Вот для примера, как дело обстоит с Москвой

Кадастровая стоимость недвижимости в млн. руб. ставка налога, в %
До 10 млн. руб. 0,1%
От 10 до 20 млн. руб. 0,15%
От 20 до 50 млн. руб. 0,2%
От 50 до 300 млн. руб. 0,3%
Свыше 300 млн. руб. 2%
Гаражи и машиноместа 0,1%
Незавершенное строительство жилого дома 0,3%
Прочие объекты 0,5%

Точный размер налога на имущество не нужно рассчитывать самостоятельно. Он будет указан в уведомлении-квитанции, которое рассылается всем налогоплательщикам. Однако граждане стремятся достоверно заранее знать, сколько им придется оплатить за свое имущество. К тому же налоговики иногда допускают ошибки в расчетах. Своевременное обнаружение неточности позволяет легко решить проблему и избежать лишних расходов на незаконный расчет налога.

Н = (Н1*СК – Н2*СИ) *К Н2*СИ, где
  • Н – размер налога, подлежащий оплате.
  • Н1 — кадастровая стоимость недвижимости.
  • Н2 — инвентаризационная стоимость недвижимости.
  • К – коэффициент (в зависимости от типа объекта недвижимости).
  • СИ – ставка налога от инвентаризационной стоимости.
  • СК – ставка налога от кадастровой стоимости

Понижающий коэффициент не применяется к административно-торговым зданиям, объектам общественного питания и бытового обслуживания и прочим коммерческим объектам.

Не желающим утруждать себя расчетами, поможет узнать налог на недвижимость физических лиц с 2019 года калькулятор онлайн.

Обязанность по расчету суммы налога в России возлагается на ИФНС, после чего информация доводится до налогоплательщиков путем направления на почтовый адрес налоговых уведомлений.

Как уже говорилось, глава 32 НК РФ предусматривает расчет налога по кадастровой стоимости, величина которой утверждается на местном уровне каждым из регионов Российской Федерации.

Однако, учитывая российские реалии, полный переход на новую систему расчета откладывается до 1 января 2020 года. За это время все субъекты РФ обязаны перейти на оценку имущества по кадастровой стоимости.

Нк = (Кадастровая стоимость – Налоговый вычет) x Размер доли x Налоговая ставка

Меры понижения с примером вычисления

• 10 квадратных метров – для комнаты;

• 20 «квадратов» –  для квартиры;

• 50 квадратных метров – для частного домовладения.

Эти необлагаемые «квадраты» можно смело вычитать из общей площади, а на остаток платить налог в казну. 

Исходя из указанных параметров, следует, что если площадь жилых помещений не превышает нормативную (достаточную для проживания), то и платить ничего не придется.

  • Пример: Возьмем обычную квартиру площадью 46 «квадратов» и предположим, что кадастровый орган оценил ее в 1,38 млн. рублей. Чтобы вычислить стоимость одного квадратного метра, делим эту сумму на площадь и получаем 30 тысяч рублей.  Далее вспоминаем правило понижения и находим налогооблагаемую площадь, вычитая 20 квадратных метров из общей площади. Получаем 26 квадратных метров, которые государство почему-то посчитало налогооблагаемой «роскошью».

  • Теперь умножаем эту величину на 30 тысяч рублей и получаем 780 тысяч рублей. Применив установленную законодателями ставку 0,1%, получаем 780 рублей, таким, в среднем, и будет налог на обычную «двушку».

Если посмотреть в годовом измерении, сумма налога оказывается совсем не «заоблачной», и средняя семья может позволить себе ее выплатить. Но если в собственности есть еще дача, участок земли, обширные хозяйственные постройки и, например, гараж, то налог вполне может оказаться достаточно ощутимым бременем.

Стоит знать также, что регионам дано право уменьшать ставку или увеличивать ее до 0,3% в связи с различными причинами, поэтому перед проведением расчетов стоит уточнить этот нюанс.

Применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц

Перечень льгот по налогу на имущество физических лиц

Изменения законодательства практически не затронули категорию льготников по имущественному налогу. Как и прежде от налога освобождены инвалиды детства, а также граждане с приобретенной инвалидностью I и II групп. Однако право на льготу можно применить только к одному объекту в каждой из групп недвижимого имущества.

Также с 1 января 2015 года от налога на имущество освобождаются:

  • Герои России и Советского Союза, награжденные орденом Славы трех степеней.
  • Участники Великой Отечественной и Гражданской войн, а также иные военнослужащие, пережившие другие военные действия, проводимые в целях защиты Советского Союза. К этой же категории льготников относятся разведчики и другие лица, проходившие службу в военных штабах и прочих учреждениях, входящих в состав армейских частей.
  • Ветераны — участники боевых действий.
  • Наемные военные, служившие в частях Советской Армии и Военно-морского флота, а также штатные сотрудники военных штабов, входящих в состав армии во время Великой Отечественной войны, в том числе служащие органов внутренних дел и госбезопасности.
  • Жители населенных пунктов, участие в защите которых в период 1941-1945 гг. дает право на льготную пенсию.
  • Граждане, пострадавшие вследствие радиационной катастрофы в Семипалатинске.
  • Лица, отдавшие военной службе не менее 20 лет и уволенные в запас по причине достижения максимального возврата.
  • Участники испытаний ядерного оружия, а также ликвидации аварий, связанных с применением ядерных установок на объектах стратегического значения.
  • Лица, потерявшие кормильца в ходе прохождения им военной службы.
  • Граждане, получающие государственное пособие по достижению ими пенсионного возраста: 55-ти лет — для женщин и 60-ти — для мужчин.
  • Военные, служившие в Афганистане и прочих зонах боевых действий с целью регулирования военных конфликтов на территориях других государств.
  • Лица, утратившие здоровье вследствие радиоактивного облучения в местах проведения испытаний или военных учений с применением ядерных установок.
  • Члены семей военнослужащих, погибших во время исполнения служебного долга.
  • Граждане, занятые творческой деятельностью, работающие в специально оборудованных для такого рода занятий помещениях. Например: ателье, студии, картинные галереи, библиотеки, музеи, выставки и др.
  • Собственники строений площадью до 50 кв. метров, возведенные на участках, предоставленных для садоводства, огородничества и прочего подсобного хозяйства, результаты которого используются в личных целях.

При этом нужно учитывать, что предоставление льготы носит заявительный характер. Чтобы реализовать свое право на освобождение от налога, гражданин должен обратиться в территориальный налоговый орган с соответствующим заявлением и приложением подтверждающих право на льготу документов.

Чтобы получить льготу за текущий налоговый период весь пакет документов необходимо предоставить до 1 ноября этого же года. В тот же срок нужно определиться с объектом льготного налогообложения. В противном случае льгота будет применяться к имуществу с максимальной величиной исчисленного налога.

^К началу страницы

Порядок определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

С налогового периода 2019 года предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц:

  • изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Налоговый вычет

Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

Налоговая база в отношении комнаты, части квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры.

Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом, определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры вышеуказанных налоговых вычетов.

Перейти

Ознакомиться с полным перечнем налоговых ставок, льгот и вычетов по всем имущественным налогам во всех муниципальных образованиях можно с помощью сервиса:

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 408 Кодекса.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 3 — 5 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Данный налоговый вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 6 и 7 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в случае непредставления в налоговый орган соответствующего заявления, уведомления.

где Н – сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 — 6 статьи 408 Кодекса;

Н1 – сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 408 Кодекса, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 Кодекса, без учета положений пунктов 4 — 6 статьи 408 Кодекса;

Н2 – сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 — 6 статьи 408 Кодекса) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 Кодекса начиная с 1 января 2015 года;

Перейти

Налоговые уведомления на уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, направляются налогоплательщикам – физическим лицам в установленном порядке или размещаются в интернет-сервисе:

«Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»

Правила для льготников: кто не платит или платит меньше

Законодатели определили категории наиболее социально уязвимых граждан, которые освобождаются от налогообложения на имущество. Однако стоит помнить, что льгота действует только в том случае, если кадастровая стоимость объекта не превышает 30 млн. рублей. Если в собственности предполагаемого льготника находится более дорогой объект, на него распространяются общие правила налогообложения.

• инвалидам, кроме третьей группы;

• пенсионерам;

• ветеранам Великой Отечественной войны;

• всем, кто имеет звание Героя Советского Союза;

• всем, удостоенным звания Героя Российской Федерации;

• всем, кто награжден орденом Славы;

• ликвидаторам последствий на ЧАЭС и на производственном объединении «Маяк»;

• имеющим удостоверение ликвидатора последствий или пострадавшего в результате испытаний на Семипалатинском ядеpном полигоне;

• некоторым другим категориям военнослужащих и их семьям.

Кроме того, от налога освобождены граждане, которые имеют постройки до 50 квадратных метров на дачных и садово-огородных участках, а также на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

Стоит отметить, что на региональном уровне перечень льгот может увеличиваться, но категории, определенные федеральным законодательством остаются приоритетными. Важное ограничение – льготник, являющийся собственником объекта недвижимости, может использовать его только в личных, но не в коммерческих целях.

Налоговое уведомление из ФНС

ФНС России ежегодно рассылает физическим лицам уведомления об исчисленном налоге на имущество. Документ направляется на почтовый адрес плательщика и содержит информацию об объекте налогообложения, налоговой базе, начисленной сумме и сроке уплаты налога.

Как правило, налоговые уведомления приходят в период с апреля по ноябрь, но не позднее чем за 30 дней до срока уплаты. Более подробную информацию о запланированных сроках рассылки налоговых уведомлений можно уточнить в местной ИФНС.

Собственники объектов недвижимости и транспортных средств должны сообщать в Налоговую службу, если не получили налоговые уведомления.

Отсутствие налоговой квитанции говорит о том, что в ИФНС нет данных о недвижимости и налогоплательщик обязан предоставить сообщение об объекте. Такое сообщение предоставляется единоразово до конца года, следующего за годом приобретения собственности.

Пенсионеры и инвалиды

Пенсионеры, получающие пожизненное содержание по старости, могут не платить налог только на один объект из каждой категории. Например, если у пожилого человека две квартиры и пара гаражей, он освобождается от взноса только на одну квартиру и один гараж. Выбрать недвижимость для налогообложения можно самостоятельно, предварительно проведя расчеты по приведенному выше алгоритму.

Что касается инвалидов, они могут получить льготу, касающуюся всего имущества, кроме собственности, полученной по наследству. Заявление подается в ФНС с указанием всех сведений об имуществе, по которому есть желание освободиться от налогообложения. Кроме того, налоговикам представляются документы, подтверждающие право на владение этими объектами, и справки или копии удостоверений, определяющие возможность получения льготы.

Будет ли возврат при пересмотре суммы?

Важно помнить, что если обращения в ФНС не будет, налог начислят по общим основаниям, и потом собственнику все равно придется с этим разбираться. Право на освобождение от налога можно получить лишь с того месяца, когда оно наступило, а за предыдущий период взнос в бюджет придется внести полностью. Если собственник не успел узнать о свои правах и подал заявление намного позже, чем получил право на освобождение от налога, ранее вносимая сумма будет пересмотрена, но  государство вернет деньги максимум за три предыдущих года.

Что делать если налоговое уведомление о начисленном налоге не пришло?

Кадастровая стоимость выше инвентарной и практически равна рыночной. Потому что учитывает расположение объекта, год постройки и его площадь, тип недвижимости и другие важные обстоятельства.

Поскольку кадастровая стоимость жилья близка к рыночной (в некоторых регионах ниже рыночной лишь на 10-15%), для некоторых собственников жилья расчет налога по-новому будет значительно выше, чем от инвентарной. Хотя других собственников, наоборот, окажется более выгоден.

Пересмотр кадастровой стоимости будет производиться в регионах один раз в три-пять лет. Поэтому отклонения в расхождении рыночной и кадастровой стоимости в ближайшие годы исчезнет, а налог будет постоянно актуализироваться.

Наиболее сильным будет удар по кошелькам владельцев крупных и дорогостоящих офисов, торговых центров, мест общественного питания и прочей коммерческой недвижимости. За объекты недвижимости, собственники обязаны оплатить 2% налога на имущество, без вычетов и льгот.

Владельцы более скромного жилья могут не переживать. Размер налога будет исчисляться в пределах 0,1% кадастровой стоимости. Кстати, в редких случаях сумма налога может стать даже меньше, чем была ранее, до 2015 года.

Пример: имеется квартира общей площадью 50 кв.м. Ранее инвентарная стоимость составляла 186 000 рублей, кадастровая стоимость стала – 196 000 рублей. Ставка налога была 0,1% в обоих вариантах. Стоимость 1 кв.м. по кадастровой стоимости = 196 000 : 50 = 3 920 рублей. Размер налогового вычета для квартиры – 20 кв.м.

, что в нашем случае будет 3 920 х 20 = 78 400 рублей. За минусом вычета получаем сумму, облагаемую налогом 196 000 – 78 400 = 117 600 рублей. Таким образом, налог на квартиру площадью 50 кв.м. будет 117 600 х 0,1% = 117 рублей 60 копеек. К примеру, ранее по инвентарной стоимости собственник платил 186 рублей (186 000 х 0,1%).

Бывает, что человек обзавелся имуществом и по всем показателям должен вносить платеж в бюджет, но соответствующие уведомления и квитанции от налоговых органов не получает. Налоговики вполне могут что-то упустить, но ответственность за несвоевременное пополнение казны или уклонение от налога на имущество все равно возлагается на собственников.

Дело в том, что в 2018 году гражданам вменено в обязанность самостоятельно уведомлять органы ФМС о получении имущества, которое должно облагаться налогом. Полностью избежать платежей все равно не удастся. Налоговики рано или поздно исправят свои недочеты и вместе с суммой обязательного сбора начислят штраф, составляющий 25% от невнесенной своевременно налоговой выплаты, и суды однозначно будут на их стороне.

Заключение

Итак, налог на имущество, основанный на кадастровой стоимости недвижимости, вносить необходимо ежегодно – это обязанность каждого собственника, за исключением льготников и владельцев очень маленького жилья. На снижение этой фискальной нагрузки в будущем рассчитывать не приходится, поскольку законодатели предусмотрели постепенный рост ставки. А значит, ничего не остается, как правильно планировать семейный бюджет и освобождаться от имущества, которое явно «не по карману».

Практика показывает, что ошибки в начислении налога – все еще не редкость, хотя таких случаев становится меньше. Поэтому, если посчитанная сумма явно не совпадает с ожидаемой, стоит проверить расчеты и обратиться за разъяснениями. Возможно, специалисты не учли льготу или неправильно определили площадь, подлежащую налогообложению.

Игорь Василенко

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector