Советы юристов
Назад

Порядок включения участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков

Опубликовано: 15.06.2019
0
8

Если заказчик несвоевременно подал сведения…

Внесение исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков тщательно регламентировано, так как срок, в течение которого та или иная организация или компания будет находиться в данном реестре, достаточно длителен и составляет два года. Именно по этой причине законодатель в части 4 статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе» тщательно указал весь порядок действий, который должен осуществить заказчик для того, чтобы его контрагент, нарушивший условия того или иного контракта, понес соответствующее наказание.

Весь порядок действий выглядит следующим образом:

  1. В течение 3 рабочих дней, которые проходят с момента расторжения ранее заключенного контракта либо с момента признания исполнителя уклонившимся от заключения контракта по итогам той или иной закупочной процедуры, заказчик обязан предоставить в Федеральную антимонопольную службу данные на такого исполнителя.
  2. Федеральной антимонопольной службе дается не более десяти дней с момента получения всех необходимых сведений об уклонившемся от исполнения своих обязательств исполнителе для того, чтобы проверить предоставленные сведения, а также информацию о фактах нарушения условий закупки самим исполнителем.
  3. Если все предоставленные заказчиком данные подтвердились в полном объеме, то Федеральная антимонопольная служба в лице своих уполномоченных сотрудников в течение трех рабочих дней с момента подтверждения таких сведений обязаны внести данные о поставщике в соответствующий реестр.

Размещение таких сведений в данном реестре происходит на срок не менее двух лет, а в случае выяснения повторного нарушения со стороны того или иного исполнителя такой срок может быть увеличен.

Для того чтобы конкретный исполнитель по государственному контракту был внесен в Реестр недобросовестных поставщиков, заказчик обязан предоставить в Федеральную антимонопольную службу следующие данные:

  • сведения о наименовании организации либо данные о фамилии, имени и отчестве физического лица, которое выступает в качестве исполнителя по государственному или муниципальному контракту;
  • его налоговые реквизиты (ИНН и КПП) либо аналогичные реквизиты, которые характерны для иностранного лица, выступающего контрагентом по заключенному контракту;
  • дата проведения той закупки, в соответствии с которой должен был быть заключен тот или иной контракт, от подписания которого исполнитель либо полностью уклонился, либо контракт подписал, но свои обязательства не исполнил или исполнил с грубыми нарушениями;
  • объект, который был характерен для проводимой закупки, общая цена контракта и срок, в течение которого такой контракт должен был быть исполнен;
  • код закупки в соответствии с планом-графиком, являющийся идентификатором такой закупки (для облегчения возможности проверки проведения конкретной закупки и ее целей на основании сведений Единой информационной системы);
  • основания расторжения контракта, а также дата его официального расторжения (если контракт был подписан, но от его исполнения контрагент государственного или муниципального заказчика отказался);
  • дата предоставления контролирующему органу информации о поставщике для внесения его в РНП.

Все эти сведения могут быть направлены как путем заполнения электронной формы на сайте ФАС, так и путем предоставления в территориальное подразделение данной службы указанных сведений.

И в том, и в другом случае сроки рассмотрения сведений не изменяются.

Если речь идет о внесении того или иного исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, то осуществляться такая процедура может только по нескольким основаниям, прямо предусмотренным в статье 104 Федерального закона №44-ФЗ. К числу таких оснований относятся:

  • уклонение исполнителя от заключения контракта, если он определен в качестве победителя процедуры по государственной закупке. Включение в РНП возможно только в том случае, если исполнитель уклонился от заключения контракта без объективных на то оснований;
  • контракт расторгнут по инициативе заказчика ввиду того, что исполнитель не приступил к работе над поставкой товара или над оказанием услуг, которые предусмотрены положениями о закупке, по итогам которой и был заключен контракт;
  • если контракт расторгнут на основании соответствующего решения суда по причине ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязательств по контракту либо вследствие нарушения последним норм действующего гражданского законодательства в сфере предоставления надлежащей информации при заключении контракта (например, контрагент находится в стадии банкротства, но при заключении соответствующего итогового соглашения по результатам закупочной процедуры об этом заказчику не сообщил, в результате чего он не имеет права на участие в процедуре госзакупок).

Если хотя бы одно из перечисленных условий имело место существовать, заказчик обязан предоставить необходимые сведения для того, чтобы недобросовестный контрагент был внесен в Реестр недобросовестных поставщиков.

На него будет наложена одна из возможных мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об использовании положений статьи 7.31 Кодекса об административных правонарушениях.

Порядок включения участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков

Если речь идет о внесении заведомо недостоверной информации о том или ином контрагенте в РНП, то на должностное лицо, которое такие сведения внесло, будет наложен штраф до пятидесяти тысяч рублей за одно зафиксированное правонарушение.

Если же заказчик внес сведения несвоевременно в Федеральную антимонопольную службу для включения исполнителя в Реестр, то на ответственное за осуществление таких действий лицо будет наложен штраф в размере не менее двадцати тысяч рублей за одно правонарушение.

Многие участники закупок хотя бы раз слышали о РНП – реестре недобросовестных поставщиков. О том, что собой представляет реестр, для чего именно он нужен и какие функции выполняет, мы поговорим в этой статье.

Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой интернет-ресурс с открытым доступом, в котором размещаются сведения о ненадежных участниках закупок. Иными словами, РНП – это черный список недобросовестных поставщиков.

В соответствии с 44-ФЗ сведения, включаемые в РНП, должны размещаться в ЕИС и быть доступными для всеобщего ознакомления без взимания какой-либо платы.

В России существует специальный реестр недобросовестных поставщиков, который имеется в свободном доступе в Интернете. На этом сайте указаны поставщики, которые в процессе своей деятельности каким-либо образом отрицательно отличились.

Кроме их названия дополнительно указываются различные сведения о компаниях.

Поэтому каждая организация, которая выбирает для себя поставщиков, должна проверить определенных претендентов, поскольку если они есть в реестре, то вполне возможно во время заключения сделки могут обмануть или могут поставлять некачественный и несоответствующий договору товар.

Данный список формируется Федеральной антимонопольной службой, а попадают в него те организации, которые являются поставщиками, а во время сотрудничества с другими организациями они нарушали каким-либо образом условия договора.

Каждая компания-поставщик, которая имеется на данном сайте, вносится антимонопольной службой, которая дополнительно указывает много нужных сведениях о фирме.

Сюда относится в первую очередь ее полное наименование, а если организация является юридическим лицом, то ее официальное название, однако если она выступает в качестве индивидуального предпринимателя, то указываются его фамилия и имя.

Также записывается место нахождения предприятия и его ИНН. Дополнительно указываются места и даты торгов, их итоги, информация о несостоявшихся торгах, даты, когда были заключены контракты, по которым поставщики не выполнили свои обязательства.

При этом следует указать, на счет какого объекта был заключен договор, и какую цену он имел. Описывается период, когда должны были быть выполнены обязательства по договору и дата, когда был расторгнут договор в связи с недобросовестностью поставщика.

Особенно важной информацией является причина расторжения контракта и дата, когда компания была занесена в список.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков различных компаний осуществляется чаще всего на два года. При этом в тот же день, когда была внесена компания в список, через два года она должна быть оттуда исключена.

Все компании, которые имеются в этом списке, не имеют право участвовать в каких-либо торгах, поэтому фирма не сможет нормально функционировать на рынке и развиваться за счет того, что всегда будет упускать выгодные и привлекательные контракты.

Поэтому каждый поставщик должен реально оценивать собственные возможности, чтобы не заключать контракты, условия которых он не сможет выполнить.

Внесение в реестр происходит по определенной схеме действий. Изначально проводятся торги, по которым выигрывает конкретный поставщик.

Если он отклоняется в заключении контракта с другой организацией в течение трех дней, то заказчик отправляет специальное заявление в антимонопольную службу, причем к нему следует приложить другие документы, подтверждающие данную ситуацию. Служба проверяет достоверность данной информации, а если факт подтверждается, то реестр недобросовестных поставщиков пополняется еще одной организацией.

Каждый поставщик, который числится в реестре, имеет право оспорить решение о внесении его в список.

Выполнить это можно исключительно в судебном порядке, поэтому ему придется судиться с антимонопольной службой, однако, как правило, у организации хватает доказательств доказать недобросовестность поставщика, поэтому иски практически никогда не удовлетворяются.

Функционировать реестр недобросовестных поставщиков начал с 2006 года, поскольку именно тогда в список была внесена первая организация, отклоняющаяся от своих обязательств.

Какая информация включается в РНП?

ФАС России может включить в реестр информацию о следующих лицах (ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

1. Поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми заказчики расторгли контракты в судебном порядке

реестр недобросовестных поставщиков

Пример ситуации, когда поставщика могут включить в официальный реестр недобросовестных поставщиков из-за расторжения договора с заказчиком в судебном порядке

Поставщик неоднократно нарушает сроки поставки товара.

Такое нарушение контракта является существенным и дает право заказчику расторгнуть договор в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Для этого заказчик должен сначала направить недобросовестному поставщику предложение о расторжении договора. После того как поставщик откажется (или по истечении установленного срока не будет получен его ответ), заказчик вправе обратиться в суд с требованием расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Когда решение суда вступит в законную силу (п. 3 ст. 453 ГК РФ), появятся основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

2. Поставщики (подрядчики, исполнители), которые существенно нарушили условия контракта, в результате чего заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта

Контракт нарушен существенно, если заказчик лишается того, на что вправе был рассчитывать при его заключении (абз. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Какое нарушение будет считаться существенным, зависит от вида договора. Например, если арендатор больше двух раз подряд не внес арендную плату в установленный срок, использует имущество не по назначению и т. д., то такое нарушение будет считаться существенным (ст. 619 ГК РФ).

3. Участники закупок, уклонившиеся от заключения контрактов

Победитель закупки считается уклонившимся от заключения контракта, если он:

  • победитель конкурса, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил все экземпляры контракта заказчику, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель электронного аукциона, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель закрытого аукциона и не представил подписанный контракт и (или) обеспечение исполнения контракта в срок, указанный в документации о закрытом аукционе (ч. 1 ст. 91 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель запроса котировок и не представил подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, и (или) выписку из ЕГРЮЛ (ч. 11 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель запроса предложений, и не подписал к установленному сроку проекта контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • в установленных законом случаях не предоставил информацию, подтверждающую его добросовестность, либо такая информация признана недостоверной (ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);
  • в установленных законом случаях не представил обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

При этом победитель закупки вправе отказаться от заключения контракта, если заказчик требует:

  • заключить контракт на условиях, отличающихся от условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (аукционе, котировочной заявке);
  • предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе).

Если победитель не смог подписать контракт по уважительным причинам, то он может сделать это на заседании антимонопольного органа, который рассматривает вопрос о включении его в официальный реестр недобросовестных поставщиков (п. 7 Разъяснений ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок факта уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок от 26 октября 2007 г.).

  1. Наименование организации (для юридического лица), Ф.И.О. (для физического лица);
  2. Место нахождения организации (для юридического лица), место жительства (для физического лица);
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  4. Наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН, являющегося учредителем юридического лица, сведения о котором вносятся в РНП;
  5. Ф.И.О. (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, сведения о которых вносятся в РНП;
  6. Даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  7. Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  8. Идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);
  9. Основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  10. Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Административная ответственность заказчика за непредставление или несвоевременное представление информации и документов в ФАС

  1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
  2. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
  3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Т.е. в течение 2-х лет участники закупок (поставщики), попавшие в «черный список», практически полностью ограничены в участии в государственных (муниципальных) торгах.

Согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

Но, как показывает практика, данное требование включается практически в каждую тендерную документацию. Даже многие коммерческие компании прописывают данное требование в своих Положениях о закупках. Таким образом, становится очевидно, что включение сведений об участнике закупки (поставщике и т.д.) в РНП накладывает серьёзные ограничения и может негативно сказаться на имидже и деловой репутации организации.

И так, заказчик установил требование об отсутствии сведений в РНП в своей документации, как быть в данной ситуации участнику, какой подтверждающий документ необходимо предоставить?

В части 8 статьи 31 говорится о том, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Т.е. заказчик должен самостоятельно проверить наличие или отсутствие сведений об участнике (поставщике) в данном реестре. Однако участник может по собственной инициативе подготовить справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.

Раньше такую справку можно было сформировать в самом реестре. В видеоролике расположенном ниже показано, как это можно было сделать на практике.

Теперь же вместо такой справки можно предоставить заказчику обычное письмо на бланке организации за подписью руководителя, где в произвольной форме указывается, что информация об участнике закупки, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки отсутствуют в РНП.

В том случае, если единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5-и рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в ФАС, информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В течение 10-ти рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов и информации от заказчика, ФАС осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов ФАС включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Для того чтобы упростить вам понимание данного вопроса ниже разместил интеллект-карту к статье 104 44-ФЗ из электронного сборника «Интеллект-карты по 44-ФЗ». Узнать подробнее о данном сборнике вы сможете здесь.

Картинка кликабельна. Если вы щелкните по ней левой кнопкой мыши, она откроется на весь экран.

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН);
  • наименование, ИНН юридического лица (для иностранного лица – аналог ИНН), являющегося учредителем недобросовестного поставщика, фамилии, имена, отчества учредителей, членов органов управления недобросовестного поставщика;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2016 года);
  • дата проведения закупки (в случае если победитель уклонился от заключения контракта);
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку (или окончательное предложение) или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • основания и дата расторжения контракта (в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта);
  • дата внесения информации в реестр недобросовестных  поставщиков.

Как избежать внесения компании в реестр недобросовестных поставщиков

  • информацию о победителе (поставщике), предусмотренную пунктами 1 и 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ;
  • информацию о дате проведения закупки или дате заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;
  • иные документы, свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта;
  • копию решения суда о расторжении контракта;
  • письменное обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Порядок включения участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков

Вышеназванные документы заказчик должен передать в определенные сроки. Их продолжительность зависит от основания включения поставщика в реестр:

  • если победитель уклонился от заключения контракта – в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке (предложению) которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если от заключения контракта уклонился единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, – в течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подписания контракта (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если контракт расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта – в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

ФАС России в течение 10 дней проверяет сведения, которые предоставил ему заказчик, и принимает решение о включении информации о конкретном поставщике в РНП.

Если заказчик не предоставит (предоставит заведомо недостоверную информацию) информацию о недобросовестных участниках закупки (поставщиках), то будет привлечен к административной ответственности. При этом штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

Обязан ли заказчик направлять сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер?

Нет, заказчик не обязан направлять в реестр такие сведения.

Порядок включения участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков

Это следует из пункта 1 письма ФАС России от 8 декабря 2014 г. № АЦ/50130/14 и судебной практики (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 г. № 08АП-5731/2015 по делу № А75-2002/2015).

Обязан ли заказчик направлять для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участнике (поставщике), если они уже были ранее включены в этот РНП?

Да, обязан.

Закон № 44-ФЗ не содержит исключений. Если участник уклоняется от заключения контракта, контракт расторгнут по решению суда или заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, то заказчик должен направить соответствующие сведения об участнике (поставщике) для включения в реестр (п. 4, 5, 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Проведём предварительный анализ сложившейся ситуации для определения наиболее правильной аргументированной правовой позиции по делу.

2014-11-07_124724

Подготовим письменное объяснение в ФАС для заседания по рассмотрению вопроса о включении компании в Реестр недобросовестных поставщиков.

Представим интересы клиента на заседании по рассмотрению вопроса о включении в РНП.

Даже если, компания уже внесена в Реестр недобросовестных поставщиков — есть возможность добиться исключения из реестра в судебном порядке. Подготовим документы и обжалуем решение ФАС в суде.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Одним из средств достижения названных целей является Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Ведение реестра направлено на недопущение к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд недобросовестных (ненадежных) поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а также порядок исключения сведений из названного реестра, установлен статьей 104 Закона о контрактной системе.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно Закону о контрактной системе в реестр включают не только сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) — юридических лицах, но и сведения о физических лицах, являющихся учредителями или членами руководящих (исполнительных) органов соответствующей организации.

2014-11-07_124752

Закон обязывает заказчика предоставить в ФАС России и его территориальные органы информацию о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) в случае признания победителя закупки уклонившимся от подписания контракта или в случае расторжения контракта с исполнителем (поставщиком, подрядчиком) как по решению суда, так и в одностороннем порядке по решению заказчика.

Если он этого не сделает, то подлежит административной ответственности в соответствии со ст. 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности ( для заказчиков, работающих по Закону о контрактной системе) или со ст. 19.7.2-1 КоАП (для заказчиков, работающих по ФЗ-223).

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

Органом, уполномоченным на ведение РНП, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Срок включения сведений в реестр составляет два года.

  • удар по деловой репутации;
  • закрытие доступа к муниципальным и государственным контрактам;
  • распространение ограничений на руководителей организации, ее учредителей.

Срок действия записи ограничен. Информация остается в реестре в течение 2 лет.

Внимание! Внесение юридического лица в РНП является серьезной проблемой. Собственники не смогут создать новую организацию и обойти запрет. Статьей 31 закона 44-ФЗ предусмотрен механизм защиты от подобных схем.

  • фирменное название компании, либо ФИО предпринимателя;
  • адрес регистрации и ИНН;
  • перечень учредителей;
  • предмет, цена и срок контракта;
  • дата проведения закупочной процедуры, ее идентификационный код;
  • день внесения записи в реестр;
  • основание расторжения сделки, дата ее подписания;
  • день признания закупки несостоявшейся.

ФАС РФ не может корректировать этот перечень. При составлении документов все сведения вносят в сжатой форме. Информация тщательно проверяется. Основой выступает сообщение заказчика и материалы дела.

2014-11-07_124853

Вся процедура занимает не более 10 дней и предполагает активное участие каждой из сторон. Лицо, в отношении которого выдвинуто обвинение в недобросовестности, вправе направить возражения, лично явиться на разбирательство.

В завершение отметим, что уведомление антимонопольной службы о нарушениях, допущенных участником закупки, является обязанностью, а не правом заказчика. Пренебрежение предписаниями закона 44-ФЗ грозит внушительным административным штрафом (статья 19.7.2-1 КоАП РФ).

Полезная информация? Поделись:

Бесплатная

On-line

консультация

Понятие реестра недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная интернет-площадка, которая была создана в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе». Данный ресурс позволяет получить максимальный объем сведений о тех поставщиках, которые не исполняют свои непосредственные обязанности надлежащим образом.

Включение исполнителей по контрактам в реестр недобросовестных поставщиков является той мерой воздействия, которую используют заказчики, пострадавшие от недобросовестных действий того или иного исполнителя по

государственному

или

муниципальному

контракту.

Ведение данного реестра, в соответствии с положениями части 1 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ, должно осуществляться тем контролирующим органом в сфере государственных закупок, который относится к одному из уровней исполнительной власти и на сегодняшний день наделен такими полномочиями.

Информацию для включения в данный реестр того или иного исполнителя по государственному контракту предоставляет такому контролирующему органу сам заказчик, который пострадал от действий недобросовестного исполнителя. Однако если информация о таком поставщике была предоставлена с нарушениями или является недостоверной, сам заказчик может понести ответственность за предоставление заведомо недостоверных сведений.

Госзакупки: последствия попадания в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Как туда не попасть?

«Поставщик императорского двора» – данный титул, ласкающий слух любого бизнесмена, когда-то получали купцы и предприниматели, предоставлявшие товары для царственных особ.

Звание было весьма престижным, ведь качество бренда, оцененное самим императором, не подлежало сомнению, как и безупречная репутация поставщика.

реестр недобросовестных поставщиков фас официальный сайт

Лучшей рекламы товаров и услуг для бизнесмена было не придумать.

Правда, чтобы добиться права поставлять товары, претенденту приходилось добрый десяток лет подтверждать высокое качество своей продукции, участвовать в промышленных выставках, не иметь нареканий от покупателей и т. п.

Современным аналогом данной вышеописанной процедуры можно считать госзакупки, в которых принимают участие все желающие при соблюдении соответствующих требований. Закупки – прибыльное дело, однако ему сопутствуют определенные риски.

К примеру, если компания или предприниматель попадут в реестр недобросовестных поставщиков, это может иметь весьма плачевные последствия для их бизнеса.

Как избежать подобной ситуации, рассказывает Валерий Овечкин, консультант, бизнес-тренер по госзакупкам.

– Валерий, что такое РНП в общих чертах?

– В этот реестр попадают компании, которые не подписали или не выполнили государственный контракт (нарушили его условия). Иными словами, это опубликованный в свободном доступе черный список поставщиков.

справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

– Какие санкции влечет попадание в реестр недобросовестных поставщиков?

– Компании из этого списка в дальнейшем не смогут участвовать в государственных торгах на протяжении двух лет.

Кроме того, если вы являетесь учредителем ООО и ваш ИНН попал в РНП, то вы, будучи в статусе индивидуального предпринимателя или учредителя в других компаниях, также не сможете участвовать в торгах.

И соответственно в закупках не могут участвовать компании, учредителем которых вы являетесь.

Другие негативные последствия отсутствуют, но и эта санкция для многих компаний является роковой и буквально закрывает дорогу в бизнес, ведь в первую очередь наносится ущерб ее деловой репутации, а предприниматель не может, например, учредить новое общество для участия в госзакупках.

44-05-104

– Возможно ли не попасть в РНП, даже если имели место конкретные нарушения?

– Прежде всего нужно знать, что при внесении в РНП за неподписание или неисполнение контракта заказчики согласно части 12 статьи 95 ФЗ 44 должны придерживаться четко прописанных в законе правил и соблюдать определенные процедуры. Если хотя бы одно из этих правил нарушено, то ФАС, если вы ей на это укажете, решит, что вас не нужно вносить в реестр недобросовестных поставщиков.

Федеральная антимонопольная служба заинтересована в сохранении конкуренции, и компания имеет все шансы избегнуть черного списка, если имеются хоть сколько-нибудь обоснованные сомнения в ее виновности.

Второе, что следует учитывать, – это обстоятельства дела.

Если речь идет об электронном аукционе и у вас на расчетном счете было обеспечение контракта, или была выпущена банковская гарантия, или вы намеревались подписать этот контракт, но не смогли этого сделать по не зависящим от вас причинам (не работала ЭЦП, отключился Интернет и т. п.), это тоже не является поводом для внесения в РНП.

РНП по 223-ФЗ

Наконец, если речь идет об аукционе, запросе котировок или каком-то другом формате торгов по ФЗ 44, вы можете не подписывать контракт безо всяких санкций, если докажете, что со стороны заказчика имелись нарушения в техническом задании.

Приведу примеры из личного опыта.

Компания выиграла тендер на снос дома, но часть работ по сносу уже была произведена с нарушением ТЗ, или поставщик победил в запросе котировок и не смог подписать контракт, потому что вовремя не получил проект контракта. В обоих случаях никаких наказаний со стороны ФАС не последовало.

Правило всего одно: если вы чувствуете, что заказчик в чем-то неправ, либо можете доказать, что не смогли подписать или исполнить контракт по каким-то не зависящим от вас причинам, уведомите об этом ФАС, когда вас пригласят на заседание.

В качестве крайней меры вы можете обратиться к специалистам, которые во время процедуры внесения в РНП в 80 % случаев помогут этого избежать. Стоимость такой услуги порядка 20–25 тыс. рублей, что часто несравнимо с теми убытками, которые вы понесете в случае попадания в этот реестр.

При внесении в Реестр недобросовестных поставщиков то или иное юридическое или физическое лицо, которое подверглось таким санкциям со стороны государственного или муниципального заказчика и федерального контролирующего органа, получает существенные ограничения с точки зрения своего дальнейшего функционирования.

Подавляющее большинство заказчиков ставит обязательным условием для потенциальных исполнителей по заключаемым ими контрактам условие, что тот или иной контрагент не должен состоять на учете в Реестре недобросовестных поставщиков.

При этом при подаче необходимой документации на потенциального контрагента заказчик вправе наложить обязанность подтвердить свой статус отсутствующего в данном реестре.

Обусловлено такое требование тем, что Федеральный закон №44-ФЗ прямо указывает на право заказчика ограничить возможность участия в проводимой закупочной процедуре для тех юридических и физических лиц, которые внесены в РНП. Такое ограничение связано, в первую очередь, с тем, что заказчик вправе принимать меры при проведении закупки обезопасить себя от возможного неисполнения контракта ввиду недобросовестности контрагента.

В том случае, если заказчик не исключает возможности для участия в процедуре определения исполнителя по контракту юридических или физических лиц, которые включены в РНП, то для них возможно установление дополнительных требований, которые будут выступать в качестве гарантии полноценного и своевременного исполнения взятых на себя обязательств по контракту таким контрагентом.

Предоставление такой гарантии чаще всего становится причиной повышения расходов со стороны контрагента, находящегося в Реестре недобросовестных поставщиков.

Проверка на наличие в РНП

Как уже говорилось выше, нередко заказчик ставит обязательное условие для потенциальных участников закупки об отсутствии их в Реестре недобросовестных поставщиков. Такие сведения должен предоставить и сам потенциальный поставщик, а также получить заказчик по итогам проведения специальной проверки.

Ранее, когда РНП был доступен при обращении к сайту Федеральной антимонопольной службы, для потенциальных контрагентов была доступна функция не только проверки, но и самостоятельного формирования справки об отсутствии в РНП на основании полученных сведений.

Как оспорить?

Если исполнитель был включен в Реестр недобросовестных поставщиков, по его мнению, необоснованно, он имеет право оспорить данное решение Федеральной антимонопольной службы.

Оспаривание осуществляется путем направления соответствующей претензии в вышестоящие органы, уполномоченные контролировать действия сотрудников ФАС по ведению РНП, либо на основании соответствующего судебного иска.

Порядок включения участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков

Оспорить решение о внесении в РНП исполнитель может в следующих случаях:

  • исполнение контракта оказалось невозможно ввиду наступления обстоятельств непреодолимой силы, о чем заказчик был заранее уведомлен надлежащим образом, но с уведомлением не ознакомился либо не принял его во внимание, в результате чего было принято решение об одностороннем расторжении контракта по решению самого заказчика;
  • заказчик собственноручно создавал исполнителю такие условия, в которых исполнение контракта оказалось невозможно, и у исполнителя есть доказательства того, что заказчик намеренно затягивал процесс исполнения контракта;
  • заказчик необоснованно включил исполнителя в РНП, хотя сам исполнитель никоим образом не нарушал требования контракта и со своей стороны все обязательства выполнил полностью.

Для того чтобы оспорить решение Федеральной антимонопольной службы, исполнитель должен предпринять следующие действия:

  1. Направление заявления об оспаривании решения заказчика и уполномоченных сотрудников ФАС о включении исполнителя в РНП.
  2. Предоставление доказательств о том, что включение исполнителя в РНП было необоснованно. В качестве доказательств могут быть использованы различные документальные, а также недокументальные материалы.
  3. Получение решения контролирующих подразделений ФАС либо решения суда о том, оправдано ли включение исполнителя в РНП либо нет. Если включение не было оправдано, то по решению контролирующего органа или суда исполнитель должен быть исключен из РНП.

Реестр недобросовестных поставщиков является одной из мер, которые используются для того, чтобы сократить число юридических и физических лиц, которые принимают участие в государственных и муниципальных закупках, становятся победителями закупочных процедур, а после уклоняются от заключения контракта или не исполняют уже подписанное соглашение.

Включение в РНП осуществляется Федеральной антимонопольной службой на основании специально поданных сведений со стороны заказчика. Однако если заказчик не соблюдает сроки предоставления сведений для включения исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, на него может быть наложена административная ответственность в виде штрафов на должностных лиц.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

, , , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector