Советы юристов
Назад

Зачет пеней в счет переплаты по налогу

Опубликовано: 18.06.2019
0
2

Переплата по налогу на прибыль: зачесть, вернуть, списать

Согласно ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по этим налогам и сборам. Например, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет уплаты по этому же налогу или иным налогам, относящимся к федеральным.

Налоговый кодекс не ограничивает возможность провести зачет в зависимости от того, в какой бюджет бюджетной системы РФ подлежит уплате федеральный налог. Таким образом, налог на прибыль организаций, являющийся федеральным, излишне уплаченный в бюджет одного субъекта РФ, может быть зачтен в счет предстоящих платежей по этому налогу в бюджет другого субъекта РФ с учетом положений п. п. 4 и 5 ст. 78 НК РФ.

Наш журнал не первый раз обращается к этой теме <1>. Сегодня мы ответим на конкретные вопросы, связанные с зачетом (возвратом) излишне уплаченного налога на прибыль, а также рассмотрим ситуацию со списанием переплаты, срок обращения за возвратом которой истек.

Перед подачей заявления о зачете необходимо провести сверку с бюджетом

Излишне уплаченный налог может быть зачтен в счет (п. 1 ст. 78 НК РФ):

  • предстоящих платежей по тому же налогу;
  • предстоящих платежей по иным налогам;
  • погашения недоимки по иным налогам;
  • погашения задолженности по пеням или штрафам за налоговые правонарушения.

Примечание. Зачет переплаты в счет предстоящих платежей и недоимки по другим налогам, пеням, штрафам может производиться только внутри соответствующих видов налогов вне зависимости от порядка распределения суммы налога между бюджетами.

В счет уплаты каких налогов можно произвести зачет переплаты. Зачет в счет предстоящих платежей и недоимки по другим налогам, пеням, штрафам может производиться только по соответствующим видам налогов (п. 1 ст. 78 НК РФ). Налоговый кодекс предусматривает следующие виды налогов:

  • федеральные, к которым относятся НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, госпошлина, ЕНВД, ЕСХН, налог, уплачиваемый в связи с применением УСН (п. 7 ст. 12, ст. 13 НК РФ);
  • региональные, к которым относятся налог на имущество, налог на игорный бизнес и транспортный налог (ст. 14 НК РФ);
  • местные — налог на имущество физлиц и земельный налог (ст. 15 НК РФ).

Причем порядок распределения суммы налога между бюджетами значения не имеет. Как видим, компания не может зачесть переплату по земельному налогу в счет уплаты иных налогов и, наоборот, в связи с отсутствием другого налога того же вида (то есть местного), уплачиваемого юрлицом.

Кроме того, по мнению Минфина России, организация не вправе зачесть переплату по федеральным налогам в счет НДФЛ (Письмо от 19.02.2010 N 03-02-07/1-69) и, наоборот, переплату по НДФЛ в счет федеральных налогов (Письмо от 23.11.2010 N 03-02-07/1-543). Основание — при перечислении НДФЛ организация выступает налоговым агентом, а по другим налогам — налогоплательщиком. Кроме того, уплата налога за счет средств налогового агента не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Однако суды придерживаются позиции, что зачесть переплату по налогам в счет недоимки по НДФЛ можно (Постановления ФАС Московского от 09.11.2010 N КА-А40/13571-10 и от 19.08.2010 N КА-А41/9104-10, Северо-Западного от 16.09.2011 по делу N А56-3707/2011, Поволжского от 29.10.2009 по делу N А12-7239/2009 округов).

Для проведения зачета может понадобиться сверка расчетов с бюджетом. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика проводится совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Срок проведения сверки не должен превышать 10 рабочих дней, а при выявлении расхождений — 15 рабочих дней (п. 3.1.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@). При необходимости для крупнейших налогоплательщиков он может быть увеличен.

Сверка необходима организации в том числе для того, чтобы подтвердить сумму числящейся в бухучете переплаты. Следует помнить, что, пока инспекция не произведет в карточке расчетов с бюджетом (РСБ) все необходимые записи (начисления, перечисления) на определенную дату, состояние расчетов с бюджетом на эту дату не будет соответствовать действительности.

Сверка нужна и для оперативного проведения зачета. Ведь если сумма переплаты, указанная организацией в заявлении о зачете, не будет соответствовать данным учета налоговых органов, копия заявления возвращается без исполнения. К ней прикладывается сальдо расчетов с бюджетом и одновременно предлагается проведение сверки.

И только после этой процедуры, урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности и подачи нового заявления инспекция может осуществить зачет (п. 3.2.2 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@).

Таким образом, если сумма переплаты, указанная в заявлении о зачете, не соответствует данным инспекции и организация заранее не провела сверку расчетов, решение о проведении зачета будет принято только после ее проведения и подачи повторного заявления.

Проведение инспекцией зачета самостоятельно. Инспекция может самостоятельно произвести зачет переплаченной суммы, только если имеется недоимка по другим налогам, задолженность по пеням или штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ). Решение о зачете инспекция принимает в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения ею факта излишней уплаты или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов (если сверка проводилась) либо со дня вступления в силу решения суда.

Вместе с тем проведение инспекцией самостоятельного зачета ограничено сроком взыскания. В Определении КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П и Письме Минфина России от 14.07.2009 N 03-02-07/1-357 сказано, что инспекция не вправе самостоятельно проводить зачет переплаты в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена.

Напомним, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. При этом решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Возможность проведения инспекцией самостоятельного зачета не мешает налогоплательщику подать письменное заявление о зачете суммы переплаты в счет погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ). Причем делать это необходимо, поскольку до момента, когда налоговики самостоятельно проведут зачет, на недоимку могут быть начислены пени. В этом случае решение о зачете принимается также в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления или со дня подписания акта сверки.

Зачет пеней в счет переплаты по налогу

Примечание. При наличии недоимки и переплаты по разным налогам одного вида нужно подать заявление на зачет, а не дожидаться проведения инспекцией самостоятельного зачета. Ведь до этого момента на недоимку могут быть начислены пени.

Заявление о зачете нужно подавать заранее. Учитывая срок принятия решения инспекцией, заявление о зачете следует подавать не позднее чем за 10 рабочих дней до наступления установленного срока уплаты налога (при условии, что проведена сверка расчетов или у организации есть другие сведения, подтверждающие сумму переплаты).

В противном случае у компании могут возникнуть пени. Так, Минфин России в Письме от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260 указал на законность начисления пеней в ситуации, когда заявление о зачете подано в последний день срока уплаты налога, то есть до возникновения недоимки по этому налогу, а инспекция не нарушила установленный 10-дневный срок для принятия решения о зачете.

Ведомство отметило, что согласно пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной со дня вынесения решения о зачете. Кроме того, Налоговым кодексом не предусмотрен пересчет сумм пеней, начисленных до момента принятия решения о зачете в подобных обстоятельствах. Заметим, некоторые суды считают, что если на дату уплаты налога имелась переплата другого налога того же вида, то начисление пеней неправомерно (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 по делу N А42-4246/2010).

Зачет переплаты в счет предстоящих платежей по тому же налогу или иным налогам. Такой зачет производится на основании заявления налогоплательщика по решению инспекции, которое принимается также в 10-дневный срок со дня получения заявления или подписания акта сверки (п. 4 ст. 78 НК РФ). Значит, с учетом положений п. 5 ст.

Отсюда следует вывод, что если организация планирует зачесть переплату в счет предстоящего платежа (начисления) даже по тому же налогу, то ей нужно написать заявление о зачете. Вместе с тем на практике многие инспекции проводят такой зачет автоматически и не требуют представления подобных заявлений.

Проведение камеральной проверки. Срок на зачет излишне уплаченного налога должен исчисляться со дня подачи заявления о зачете, но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки декларации за соответствующий налоговый период либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена в соответствии со ст. 88 НК РФ.

Об этом сказано в п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 и в Письмах Минфина России от 12.07.2010 N 03-02-07/1-321, от 15.05.2008 N 03-03-06/1/317. Напомним, что камеральная проверка налоговой декларации (расчета) проводится в течение трех месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Переплата может возникнуть, например, в связи с подачей уточненной декларации на уменьшение суммы налога, в связи с получением в последнем квартале убытка или по причине отражения в декларации суммы НДС, заявленной к возмещению из бюджета. В таких случаях зачет производится только по истечении трех месяцев после представления декларации. Конечно, если решение по результатам камеральной проверки не вынесено до истечения этого срока.

Примечание. Если переплата возникла в связи с подачей декларации, то зачет производится только после проведения камеральной проверки. То есть по истечении трех месяцев после подачи декларации, конечно, если решение по результатам проверки не вынесено до исчисления этого срока.

Быстрый справочник по порядку зачета налогов, пеней и штрафов

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 45 обязанность считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения названной обязанности.

Порядок проведения зачета сумм излишне уплаченных налогов установлен ст. 78 НК РФ, согласно п. 1 которой зачет излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

По общему правилу Налоговый кодекс не запрещает зачесть налоги в уплату соответствующих видов налогов между федеральным бюджетом, региональным и местным бюджетами. Приказ Минфина России от 05.09.2008 N 92н <2> предусматривает проведение межрегионального зачета — производимого налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов РФ.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании его письменного заявления по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ). Налоговый орган не вправе самостоятельно (без указанного заявления) производить зачет.

К сведению. Пункт 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 гласит: срок на зачет суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления о зачете, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена согласно ст. 88 НК РФ.

Пунктом 2 ст.

57 НК РФ определено, что при уплате налога с нарушением срока налогоплательщику начисляются пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению предписанными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Конституционный Суд в Определении от 04.07.2002 N 202-О указал, что пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок при задержке уплаты налога.

Таким образом, если налог зачисляется в бюджеты разных субъектов и решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому налогу принято налоговым органом в назначенные ст. 78 НК РФ сроки, но после установленного срока уплаты налога, то со дня, следующего за установленным днем уплаты налога, до дня принятия такого решения налоговым органом будут начислены пени на сумму образовавшейся недоимки.

Например, 20.01.2011 организация по каналу электронной связи отправила в налоговый орган заявление о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты НДС. Решение о зачете принято налоговым органом 31.01.2011, за период с 21.01.2011 по 31.01.2011 организации начислены пени. Заявление о зачете было подано 20 января, то есть в последний день установленного срока уплаты НДС (до возникновения недоимки по этому налогу).

Налоговый орган не нарушил срок для принятия решения (в течение 10 дней) о зачете сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций в счет уплаты НДС и пени за просрочку исполнения обязанности уплаты налога начислил правильно. Такое мнение высказал Минфин в Письме от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260.

Однако арбитры по данному вопросу высказывают иное мнение. Например, ФАС ПО в Постановлении от 15.05.2008 N А57-14501/07-17, признавая начисление налоговым органом пени неправомерным, исходил из наличия переплаты по налогу в более ранние периоды в сумме, достаточной для покрытия образовавшейся недоимки по другим налогам.

Заявление о зачете подается в произвольном виде

Заявление о зачете переплаты подается в инспекцию по месту учета налогоплательщика. Организация, имеющая обособленные подразделения в различных субъектах РФ, вправе представить заявление о зачете налога, излишне уплаченного в бюджет субъекта РФ по месту нахождения подразделения, как в инспекцию по месту учета головной организации, так и по месту нахождения подразделения (Письмо ФНС России от 19.11.

2010 N ЯК-37-8/15939). Однако организациям, отнесенным к категории крупнейших налогоплательщиков, следует учитывать мнение Минфина России, согласно которому решение о зачете переплаты должен принимать налоговый орган по месту учета этого юрлица в качестве крупнейшего налогоплательщика (Письмо от 11.10.2010 N 03-02-07/1-451).

Если компания изменила место нахождения, то зачет должна делать инспекция по новому месту учета (Постановления ФАС Московского от 26.08.2011 N КА-А40/9312-11 и Западно-Сибирского от 10.10.2011 по делу N А03-14027/2010 округов).

Минфин России в Письме от 09.11.2011 N 03-02-08/115 указал, что ст. 78 НК РФ не предусмотрена подача заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Для осуществления такой процедуры требуется внесение изменений в данную статью. ФНС России сначала в Письме от 18.05.

2010 N ШС-37-8/1815@ отметила, что указанное заявление, представленное по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП, равнозначно документу с собственноручной подписью. Однако позднее Письмом от 08.07.2010 N ШС-37-8/6177@ признала это Письмо утратившим силу. Следовательно, заявление на зачет переплаты лучше подавать в письменном виде.

Примечание. Заявление на зачет переплаты следует подавать в письменном виде. Статьей 78 НК РФ не предусмотрено его представление в электронном виде.

Типовой формы заявления о зачете не существует. Его составляют в произвольном виде и, как правило, к нему прилагают копии платежных документов, подтверждающих излишнюю уплату налога, пеней или штрафов. В нем необходимо отразить следующее:

  • установочные данные организации (полное наименование, ИНН, КПП, адрес, контактный телефон);
  • сумму переплаты с указанием типа платежа (налог, пени или штраф), которая имеется по данным организации;
  • сумму переплаты по налогу, пени или штрафам, которая подлежит зачету;
  • наименование налога, по которому она возникла, соответствующий КБК и ОКАТО;
  • наименование налога, в счет которого компания просит зачесть переплату, соответствующий КБК и ОКАТО;
  • тип платежа, в счет которого должна быть зачтена переплата. Например, недоимка по другому налогу, предстоящие платежи по тому же или другому налогу, пени или штраф по тому же или другому налогу. При необходимости следует указать период, за который погашается недоимка, реквизиты соответствующих документов. В частности, если погашается налог по результатам проверки, то нужно указать реквизиты решения о привлечении к ответственности;
  • причину возникшей переплаты (представление уточненной декларации на уменьшение налога, отражение в декларации суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета, ошибка в платежном поручении и др.);
  • реквизиты документа, которым подтверждается наличие переплаты. В зависимости от причины ее возникновения это может быть уточненная декларация на уменьшение налога, платежное поручение, извещение инспекции о наличии переплаты, справка о состоянии расчетов, акт сверки и др. Как уже говорилось, если у организации нет сведений о том, что состояние расчетов по данным инспекции и налогоплательщика совпадает, то лучше предварительно провести сверку расчетов и подтвердить сумму переплаты, указав реквизиты акта сверки в заявлении.

Зачет пеней в счет переплаты по налогу

Отметим, Минфин России в Письме от 02.09.2011 N 03-02-07/1-315 разрешил не указывать в заявлении о зачете конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого компания просит направить переплату. Ведь до подачи декларации организация не знает точной суммы будущего налога.

Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ инспекция должна сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или об отказе в таком зачете в течение пяти дней со дня принятия решения.

Пример. У ООО «Компания» в результате представления 10 октября 2011 г. уточненной декларации по НДС за II квартал 2011 г. возникла переплата по данному налогу в размере 50 000 руб. Камеральная проверка этой декларации должна быть завершена 10 января 2012 г. Заявление на проведение сверки расчетов организация подала в инспекцию заранее — 21 декабря 2011 г. Размер переплаты подтвержден актом совместной сверки, подписанным инспекцией и организацией 12 января 2012 г.

В декларации по НДС за IV квартал 2011 г. у ООО «Компания» отражена сумма налога, начисленная к возмещению из бюджета. Поэтому организация запланировала зачесть указанную сумму переплаты в счет уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за I квартал 2012 г. в федеральный бюджет по сроку уплаты 28 января 2012 г.

Заявление о зачете подано организацией 13 января 2012 г. (примерную форму заявления см. на рисунке). Таким образом, инспекция должна вынести решение о зачете в срок до 27 января 2012 г., то есть до истечения установленного срока уплаты авансового платежа по налогу на прибыль. Поэтому пени из-за поздней подачи заявления о зачете организации не начисляются.

Переплата по налогу на прибыль, срок обращения за возвратом которой истек

В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Зачет пеней в счет переплаты по налогу

На практике нередки ситуации, когда в карточке лицевого счета организации числится переплата по налогу на прибыль. Размер имеющейся переплаты подтвержден актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. При этом срок обращения за возвратом переплаты истек, в связи с чем организация планирует ее списать.

Можно ли отнести списываемую переплату по налогу на прибыль с истекшим сроком давности к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль?

Вот что сообщает Минфин (см. Письмо от 08.08.2011 N 03-03-06/1/457). Пунктом 1 ст. 252 НК РФ предусмотрено, что расходами, уменьшающими налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль, признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учитывая, что в течение трех лет налогоплательщик не обратился в налоговый орган за возвратом переплаты по налогу, сумма указанной переплаты не является дебиторской задолженностью, не признается безнадежным долгом по п. 2 ст. 266 НК РФ и не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 270 НК РФ расходы в виде суммы налога на прибыль не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

О.Ю.Поздышева

Эксперт журнала

учет доходов и расходов»

ЗАЯВЛЕНИЕ о зачете переплаты по НДС в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль

Как известно, налог считается уплаченным с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление денежных средств со счета налогоплательщика (при условии наличия на нем достаточного денежного остатка) в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Зачет пеней в счет переплаты по налогу

Таким образом, если ошибка не привела к неперечислению налога в бюджет (например, указан неверный КБК), то недоимка не возникает. В такой ситуации платеж может быть уточнен (п.7 ст. 45 НК РФ). Для этого следует подать в ИФНС документы, подтверждающие уплату налога, и заявление с просьбой уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

В результате представления 10 октября 2011 г. уточненной декларации по НДС за II квартал 2011 г. у нашей организации возникла переплата по данному налогу в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. Камеральная проверка этой декларации, в соответствии со ст. 88 НК РФ, должна быть завершена 10 января 2012 г.

Наличие указанной переплаты подтверждается платежным поручением на уплату НДС за II квартал 2011 г. от 19.07.2011 N 700 и актом совместной сверки расчетов от 12.01.2012 N 20.

На основании ст. 78 НК РФ просим зачесть всю сумму переплаты по НДС в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. по КБК 182 1 03 01000 01 1000 110 и ОКАТО 45 286 580 в счет предстоящих авансовых платежей по налогу на прибыль в федеральный бюджет по сроку уплаты 28 января 2012 г. по КБК 182 1 01 01011 01 1000 110 и ОКАТО 45 286 580.

Приложение на трех листах:

  1. копия акта сверки от 12.01.2012 N 20 на двух листах;
  2. платежное поручение от 19.07.2011 N 700 на одном листе.
 Генеральный директор ООО "Компания" Печать Сидоров С.С. Сидоров
ООО "Компания"
М.П.

Рисунок Срок подачи заявления на зачет ограничен тремя годами с момента возникновения переплаты

По общему правилу заявление на зачет или возврат излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет с момента его уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ). Вместе с тем при пропуске указанного срока организация вправе обратиться в суд с иском о зачете переплаченной суммы (Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О и Письмо Минфина России от 17.03.

Примечание. При пропуске трехлетнего срока подачи заявления на зачет переплаты организация вправе обратиться в суд с соответствующим иском. При этом иск может быть подан в течение трех лет со дня, когда организация узнала или должна была узнать о переплате.

К примеру, указанным днем некоторые суды признают:

  • дату получения организацией акта взаимной сверки расчетов, подтверждающего наличие переплаты (Постановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 17372/09, ФАС Московского от 09.09.2011 по делу N А41-45525/10 и Северо-Западного от 08.04.2011 по делу N А56-25060/2010 округов);
  • дату подачи уточненной декларации (Постановления ФАС Московского от 14.01.2011 N КА-А41/17411-10 и Северо-Западного от 14.10.2010 по делу N А26-4088/2009 округов).

Напомним, что согласно п. 3 ст. 78 НК РФ инспекция обязана сообщить налогоплательщику о каждом ставшем ей известным факте излишней уплаты налога и сумме переплаты в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Данное сообщение направляется в форме извещения (Приложение N 6, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@).

Однако эту обязанность налоговики иногда не выполняют. Причем такое невыполнение может быть расценено судом как дополнительное обстоятельство, подтверждающее незнание организации об излишней уплате налога до получения ею акта сверки (Постановления ФАС Московского от 14.10.2011 по делу N А40-2532/11-75-12 и Дальневосточного от 11.07.

2011 N Ф03-2746/2011 округов). А некоторые суды указывают, что несообщение о наличии переплаты является уважительной причиной пропуска срока подачи заявления о возврате налога (Постановления ФАС Северо-Западного от 08.04.2011 по делу N А56-25060/2010 и Поволжского от 21.04.2010 по делу N А49-9726/2009 округов).

Однако в других случаях суды приходят к противоположным выводам и не принимают доводы организации о том, что о переплате она могла узнать только из акта сверки (Постановления ФАС Московского от 10.10.2011 по делу N А41-33739/10 и Центрального от 11.07.2011 по делу N А54-4819/2010 округов) или после представления уточненной декларации (Постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.

Принятие судами таких противоположных решений связано с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, согласно которой они разрешают споры с учетом оценки совокупности всех имеющих значение обстоятельств. А именно устанавливают причину, по которой допущена переплата, наличие у организации возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной декларации, изменения законодательства, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны достаточными для признания рассматриваемого срока непропущенным.

Предположим, организация пропустила срок зачета и решила списать переплату. Однако признать ее безнадежным долгом в целях налогообложения прибыли не получится. Против этого возражает Минфин России (Письмо от 08.08.2011 N 03-03-06/1/457). По мнению ведомства, учитывая, что налогоплательщик не обратился в течение трех лет за возвратом или зачетом переплаты, ее сумма не является дебиторской задолженностью и не признается безнадежным долгом в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ.

Примечание. Минфин России против списания в целях налогообложения прибыли переплаты по налогам как безнадежного долга.

И.В.Тарасова

Эксперт журнала

«Российский налоговый курьер»

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector